Скрыть
Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. 


Вопрос 56. Как должно разуметь сказанное: «да не свариши ягняте во млеце матере его»?


Неоднократно говорил я, что всем этим научает израильтян человеколюбию. Посему иные говорят, что закон запрещает есть недавно рожденное, а другие – что запрещает варить в матернем молоке, потому что некоторым образом значит это варить вместе и матерь. Воспрещает же и в дар Богу приносить вместе и матерь, и рожденное ею. Повелевал также израильтянину закон, если найдет гнездо птенцов, не ловить вместе с птенцами и матери (Втор.22:6), потому что чрез это можно истребить сам род птиц.

Толкование на книгу Исход

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Не вари козленка в молоке матери его

Да не станет пища живого существа приправой к убитому животному. Да не станет источник жизни помощником в разрушении тела.

Строматы

Георгий Константинович Властов (†1899)

Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего, Не вари козленка в молоке матери его.
Ст. 19 Сравни Исх. 22:29; Втор. 26:1-10. Думают, что этот стих относится преимущественно до праздника жатвы (Пятидесятницы). После Пасхи приносился Господу сноп первых колосьев, к Пятидесятнице же приносились испеченные хлебы с вином и жертвой Агнца.

Ст. 19 В последнем тексте, запрещение связано с запретом мертвечины и нечистых животных, стало быть, имело значение нечистоты, осквернения. И О. Герлах и Англ. Комм. Библия указывают, что, по всей вероятности, это был языческий обычай, имевший какое-то магическое значение для умилостивления богов во время сбора винограда. К этому Англ. Библия присовокупляет свидетельство Караитского манускрипта, приводимого Кэдорсом, что этот обычай связывался с окроплением виноградных лоз и плодовых деревьев кровию жертв, для усиления их плодородия на следующий год. Это объяснение принимается Бохартом, Гроциусом, Кнобелем и другими. Между тем существуют и некоторые другия объяснения запрещения варить козленка (или теленка) в крови матери его. 1) Таргумы, а равно раввины Еврейские, напр., Маймонид, толкуют это запрещением есть молоко с мясом. Таков обычай в настоящее время у Иудеев по преданию. 2) Бейль и Томсон говорят, что Арабы приготовляют особенное кушанье из молока и мяса, с прибавлением пряных веществ, которое и называется «козленок в молоке матери», и что это кушанье употребляется специально для возбуждения страстей. Они думают, что на этот именно обычай наложено запрещение. 3) Многие считают запрещение, формулированное во второй половине стиха, развитием в Израиле чувства милосердия и сострадания к животным, сближая с этим постановлением законы: а) Лев. 22:28: «ни коровы, ни овцы не заколайте в один день с порождением её»; и б) Втор. 22:6: «если попадется птичье гнездо... и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми».

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею

Продолжением субботнего недельного покоя является покой в седьмой субботний год. Необрабатываемая в это время земля восстановляла свои естественные силы, истощенные предшествующей шестилетней работой. Все выросшее на ней без содействия отдельных личностей (Лев 25:5) являлось общим достоянием и потому было предметом свободного пользования со стороны неимущих.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible