Скрыть
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога

Итак, если вы совоскресли с Христом в вере, то горняго ищите, то есть мудрствуйте о духовном, - где Христос возседает одесную Бога, туда да будут устремлены умы ваши, а не к земному закону.

Толкование на послание к Колоссянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога

«Итак, если вы воскресли со Христом». Доказав прежде, что Он умер, теперь убеждает их, и потому говорит: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего». Там нет соблюдения. «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога». О, куда он возвел ум наш! Какой великой мыслью он исполнил их! Не удовольствовался тем, что сказал: «Горнего», ни словами: «Где Христос»; но прибавил: «Сидит одесную Бога», – дал понять, что оттуда должно смотреть на земное.

Толкование на послание к Колоссянам


Видишь мудрость учителя и куда он немедленно возводит слушающихся его? Минуя всех ангелов, архангелов, троны, господства, начала, власти, все те невидимые силы, всех херувимов, серафимов, он устанавливает мысли верных прямо перед самим престолом Царя. Посредством этого учения он убедил ходящих по земле освободиться от цепей плоти, взлететь и встать духом перед Господом всех.

Огласительные гомилии

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 1-2, 9-10 итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном… не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его

Внутренний человек, особенно если он со дня на день обновляется (2Кор 4:16), конечно, остается ветхим, прежде чем обновится. Ибо на самом деле внутри совершается то, о чем говорит тот же апостол: совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового. Это он соответственно излагает таким образом: поэтому, отвергнувши ложь, говорите истину (Еф 4:25). Но где же отвергается ложь, если не внутри человека, чтобы мог пребывать на святой горе Божией (Пс 14:1) тот, кто говорит истину в сердце своем (Пс 14:2)? Воскресение же телесное Господа содействует таинству нашего внутреннего воскресения, что обнаруживается, когда после Своего воскресения Он говорит жене: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему (Ин 20:17). Этой тайны касается апостол, когда говорит: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте.

О Троице

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном

Что значит воскресение души, о котором говорит апостол: если вы воскресли со Христом?

Апостол, сказав: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (2Кор 4:6), показал, что воскресением души следует называть исшествие из ветхости, именно, чтобы произошел новый человек, в котором нет ничего от ветхого человека, по сказанному: и дам им сердце новое и дух нов (Иез 36:26). Ибо теперь воображается в нас Христос Духом премудрости и откровения познания Его.

О духовном совершенстве

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-2 итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном

Сказав: быв погребены с Ним, именно чрез крещение, и дав понять об умалчиваемом, то есть, что и воскресли с Ним (ибо крещение как смерть изображает чрез погружение в воду, так и воскресение чрез поднятие из воды), теперь он убеждает и в том, что если вы воскресли со Христом, то после этого должны находиться на высоте, там, где и Он, где нет наблюдений, должны помышлять о небесном. Ибо эти наблюдения относительно пищи и дней - земные и телесные и не имеют ничего возвышенного и духовного; так как они суть заповеди земных людей. И не удовольствовался тем, что сказал: горнего и где Христос, но прибавил: сидит одесную Бога, для того, чтобы еще больше отклонить наш ум от земного.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя

Аще — если. Не в вопросе, предполагающем колебание мысли, ставит воскресение со Христом, а несомненно утверждает его и полагает, как основание к выводу правила — вышнего искать, о горнем мудрствовать. Убо — итак, частица, на вывод указывающая. Откуда же выводится, что мы воскресли со Христом? Из (2, 12), где говорилось, что во святом крещении мы спогреблись Христу и о Нем совостали. Из сего положения Апостол уже выводил: аще умросте со Христом (ср.: 2, 20); а теперь другой делает вывод: аще воскреснусте. Но первый вывод касался знательной стороны: если умерли со Христом для всего вещественного, то зачем ищете опор убеждениям и надеждам своим в чем-либо вещественном. А настоящий второй <вывод> касается стороны деятельной, — христианской жизни: если воскресли со Христом, вышних ищите. Что воскресли со Христом, сие выводится из силы и значения таинства крещения; из того же, что воскресли, делается новый вывод: вышних ищите.

Что значит — вышних искать, определяется тем, что значит — воскреснуть со Христом. В Послании к Римлянам воскресение со Христом святой Павел определяет так: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 4). Ходить во обновлении жизни и будет значить — вышних искать. Но что значит ходить во обновлении жизни? Ходить противоположно ветхой жизни. Ветхая жизнь началась с падения, когда человек отпал от богообщения, к коему предназначен, и ниспал в самоугодие, чувственность и тварелюбие. Обновление жизни есть опять вступление в живое богообщение чрез отвержение самоугодия, чувственности и тварелюбия. Пребывать в сем порядке жизни будет ходить в обновлении жизни, а далее — искать вышних. Искать вышних потому есть всеусильно стремиться к тому, чтобы всегда пребывать в живом общении с Богом. Ибо что выше Бога? И взыскавший и обретший Бога чего еще высшего взыскать может? Почему пророк Давид взывает: Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу (ср.: Пс. 26, 8); и всех приглашает: взыщите Бога, и жива будет душа ваша (Пс. 68, 33).

Само слово: вышних искать — значит искать того, что горе есть, искать небесного; что обычнее выражается исканием Царствия Небесного, Царствия Божия. Но и это Царствие что есть? Есть то, когда Бог начинает царствовать в душе. Чрез Господа Иисуса Христа восстановляется прерванное падением общение души с Богом. Вступая снова в общение с душою, Бог вселяется в ней и, оживотворяя ее и всеми движениями ее управляя, возвращает ей потерянное благобытие. И се Царствие Божие. Оно же и вечное блаженство будет составлять. Почему можно положить, что оно совмещает в себе и все, что бы ни представил себе кто под именем вышних благ.

Другое, чем определяется у Апостола искомое вышнее, показывают слова: идеже есть Христос одесную Бога седя. Амвросиаст пишет, что и «воскресшими со Христом в крещении Апостол называет тех, кои взыскуют пренебесного, где престол Христов, где Бог Отец предал Сыну Своему десная Своя, да царствует и судит». «Куда он возвел ум наш! какою великою мыслию преисполнил!» — взывает святой Златоуст. Искание вышнего будет посему искание того, на что наводит седение Господа Спасителя одесную Отца! Седение Господа Иисуса Христа одесную Отца есть держание всего во власти Своей или делом явление того, что Сам Он сказал о Себе: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18). Совместно с сим оно есть пребывание во славе и Божеском вседовольстве, или блаженстве. Вот на что наводит седение Господа одесную Отца! Искание наше может иметь здесь предметом только последние два — славу и блаженство. Что же касается до вседержительства Христова, то искание в отношении к нему может тот только иметь смысл, чтоб Вседержитель Христос державствовал и над нами. Это то же есть, что взыскание быть покорными и преданнейшими рабами Христу Господу или чтобы Он сделал нас таковыми. Записываемся мы в рабы Христу Господу, когда в крещении отрицаемся сатаны со всеми делами его и сочетаваемся Христу. Бываем же в самом деле рабами, когда исполняем со всем усердием заповеди Его и ревнуем ни в чем не отступать от святой воли Его. Это ставит нас на верный путь и к другим двум благам, на кои указует седение Христово одесную Отца, то есть к славе и блаженству Его и с Ним. Ибо Он обетовал: идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет. Слугу же Своего пред сим Он определил так: аще кто Мне служит, Мне да последует (ср.: Ин. 12, 26). А последовать Ему — значит ходить в воле Его и заповедях Его до положения живота. Таким образом слава и блаженство Христово уже принадлежат слугам Его, по обетованию Его. Надобно только явить себя истинными Ему слугами, ходя в заповедях Его. А это то же есть, что и взыскание державствования Христа Господа над нами. Выходит, что все три предмета искания, указуемые седением Господа одесную Отца, сходятся в одном — во взыскании ходить неуклонно в заповедях Христовых. Это недалеко и от того, взыскание чего указало нам воскресение со Христом. Воскресение со Христом указало нам искание вышнего во взыскании богообщения; средство же к тому неотложное есть хождение в заповедях Христовых. Ибо Господь так говорит: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам. И немного ниже: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (ср.: Ин. 14, 21, 23).

Таким образом искомое вышнее недалеко от нас. Но как о Царствии Божием сказал Господь: се Царствие Божие внутрь вас есть (ср.: Лк. 17, 21); так и вышнее, которого искать заповедует Апостол, внутрь же нас есть. Когда слышим Апостола, говорящего: вышних ищите, — не в неопределенную высь надо устремлять взор ума, а внутрь себя войти и там в сердце своем положить восхождение к Богу живому, чрез Господа Спасителя, во Святом Духе. Словом: вышних — не место указуется, а достоинство определяется.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном

Какие высокие правила нравственности! Какие сладостные, небесные обетования! Христианин! Хвались своею верою: она – твоя слава и твое утешение. Выше этой славы, лучше этих утешений тебе нигде не найти.

Дневник. Том II. 1857–1858

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога

В чистоте сохраним залог Его, и Он доверит нам всю сокровищницу. Кто же предаст залог Его, не дадут тому войти в сокровищницу. Будем благоговейны к Телу Христову, и восстанут тела наши при гласе трубном.

Тахвиты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога

Христиане воскресли со Христом (см. Рим 6:4 и Еф 2:6) к новой жизни и потому все мысли их должны стремиться туда, где находится Христос, т. е. к небу. - Одесную Бога - см. Марк. 16:19.

Ст. 1-17 итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца

В нравоучительной части своего послания Ап. прежде всего говорит, что истинная христианская жизнь состоит в отрешении от всего земного и в общении с Богом (1-4). В виду этого христиане должны освобождаться от страстей и украшать себя добродетелями, какие соответствуют существу нового человека (5- 17).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.1-4. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Приступая к преподанию нравственного учения, Апостол сначала начертывает общее понятие о христианской жизни, как отрешении от всего земного и устремлении к небесному (1–2 ст.), к жизни сокровенной во Христе и в прославлении с Ним в вечной славе (3–4). Указывая высшее основание к христианской жизни. Апостол говорит, что Христиане чрез крещение совоскресли со Христом от смерти за грех, поэтому они должны быть с Ним и во славе. Для сего они всеми силами должны устремляться к небесам, постоянно помышляя о горнем, а не о земном, так как для земной жизни Христиане должны быть как бы мертвыми, тогда как христианская духовная жизнь должна быть живою, но только не очевидною как для самого подвизающегося, так и для постороннего глаза, в особенности же – для непосвященного в сокровенную жизнь о Христе. Но когда явится Христос в светлый день Его полной славы, тогда истинно-христианская жизнь подвизающихся в ней откроется во всей славе, как и наоборот – откроется тогда и жизнь бесславная и греховная, которая казалась прежде не таковою для самих виновников. Здесь особенно достойно внимания то, что Апостол поставляет христианскую жизнь в самую тесную связь и зависимость от Христа. В 1-м стихе он поставляет от Него в зависимость обновление нашей жизни (сравн. Рим.6:4); в 3-м стихе он говорит: «жизнь ваша сокрыта во Христе», а в 4-м стихе он Самого Иисуса Христа называет «нашею жизнию».

Изъясняя эту тайну жизни о Христе, преосвящ. Феофан говорит: «верующие в Иисуса Христа облекаются в Него и бывают един дух с Ним. А Он – едино с Богом Отцом. Вследствие чего они чрез Него и к Нему вступают опять в единение и общение с Богом. Такова тайна жизни о Христе, Господь изложил ее так: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин.14:20). Такова златая цепь. Господь изъяснил и то, как она связуется: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин.14:6). Бог Отец всех влечет к Сыну, а Сын приводит их к Отцу. И богообщение верующих установляется; живот их делается сокровен со Христом в Боге. Св. Павел напоминает о сей тайне христианской жизни в подтверждение того, что Христианам следует всегда мудрствовать только о горнем. Умерли, говорит, вы и для всего, и для себя, и для мира, и для всякой твари; нечего вам о всем таком и думать. Ожили вы новою жизнию, и живот ваш стал сокровен со Христом в Боге; о Боге и помышляйте, о Божеском и мудрствуйте. Где живот ваш, там следует быть и сердцу вашему, и уму вашему». «Что явимся во славе, когда явится Христос Господь, сие св. Павел полагает в прямой зависимости от того, что Христос Господь есть живот наш. Имея живот в Нем, состоим в существенной связи с Ним – нераздельно, так что, где Он и Каков, там и мы и таковы же. Явится Он во славе: сие явление Его во славе привлечет и нас всех в славу Его. Отсюда выходит: если славно и желательно сие явление в славе Христовой, то надо возревновать и восподвизаться о том лишь, чтобы иметь живот свой во Христе и от Христа; а слава потом уже сама собою придет. То, что Апостол именует Христа Господа животом нашим, не разно от того, что сказал он о сокровенности живота нашего в Боге. Ибо потому он и сокровен в Боге, что есть Христов – не по одному происхождению, но по существенному живому союзу со Христом Господом, Который есть едино со Отцом».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

1. Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;

2. о горнем помышляйте, а не о земном.

Ранее святой Павел учил, что в крещении верующие спогреблись Христу, с Ним и совоскресли. Итак, если воскресли со Христом, Который сидит одесную Бога, то туда, в горнее, должно быть обращено и внимание их – горнего и должно искать. Что это значит? В другом послании (см. Рим.6:4) святой Павел объясняет, что воскреснуть со Христом, значит жить обновленною жизнью, как жил Адам до своего падения, в живом общении с Богом, а не в самоугодии и чувственности. Поэтому воскресшие со Христом должны усиленно стремиться к тому, чтобы всегда держаться в живом общении с Богом. Это и есть самое высшее – горнее для христианина. Ибо вступая в общение с душою, Бог вселяется в нее, оживотворяет и управляет всеми ее движениями, и через это возвращает ей потерянное благосостояние – райское блаженство, или Царство Божие. Словами же где Христос сидит одесную Бога, святой Павел указывает и средство к богообщению – это именно соблюдение заповедей Христовых, Он сам сказал, что кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:21-23). Таким образом, искомое горнее не далеко от нас – оно в нас (см. Лк.17:21), туда и следует устремлять свое внимание, чтобы устроить в сердце своем жилище Богу. Для этого святой Павел дает такую заповедь – думайте не о земном, а о небесном, чтобы не отпасть опять от богообщения в самоугодие, чтобы не нарушить заповедей Его, чтобы неотступно пребывать и мыслью и сердцем с Господом.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible