Скрыть
Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства

Видишь, он говорит это самое. Так как можно простить, но не любить, то он говорит: да, и любить (непременно должно), и показывает путь, который может привести к прощению. Путь этот – если кто бывает и добр, и кроток, и смиренномудр, и долготерпелив, и нераздражителен. Потому-то он и сказал прежде: «утробы щедрот», и «любовь», и «милость. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» Он вот что хочет сказать: те (качества) души бесполезны; все они ослабевают, если не соединены с любовью, – все они только ею укрепляются. Все, чтобы ты ни называл благом, без любви не имеет никакой цены, – скоро исчезает. Это подобно тому, как для корабля бесполезны были бы большие стены, если бы он не имел обшивки, равно как и для дома, если бы не были положены перекладины, или как в теле бесполезны были бы большие кости, если бы они не имели связок. Какие бы ни были у кого добрые дела, без любви все они ничтожны. Не сказал, что она (любовь) есть вершина, но, что гораздо важнее – «союз»; это более необходимо, чем то. Вершина означает предел совершенства; а связь, подобно корню, есть удержание того, что составляет совершенство.

Толкование на послание к Колоссянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

более же всего облекитесь в любовь

Так как можно угождать друг другу не из чистой любви, а только по виду и лицемерно, то он показывает путь, каким мы можем достигнуть истинного благоугождения. Иной бывает и кроток, и смиренномудр, и однако не с любовью. Поэтому и говорит: более же всего облекитесь в любовь.

которая есть совокупность совершенства

Все вышеперечисленные добродетели любовь скрепляет своим присутствием. Когда же любви нет, все исчезает и в действительности ничего более не оказывается, как лицемерие. Ибо как в доме, если бы не было перекладин, обыкновенно называемых связями, или если бы в теле не было связок, - то все остальное было бы бесполезно: так точно и любовь соединяет все, способствующее к совершенству, и без нее нет совершенства; хотя, казалось бы, кто имеет его, но это вовсе не совершенство.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства

Последний предел нравственного совершенства (3, 14-15)

Предел сей есть любовь и мир. Чрез отвержение себя поразив самость, идут после того, с одной стороны, путем благоутробия и благостыни, с другой — путем кротости и долготерпения. Тем путем доходят до любви, этим — до мира Божия. Сопоставляя их со страстями, видим, что любовь водворяется вместо всех страстей похотения, а мир — вместо всех страстей раздражения. Помнится, что таким образом где-то распределяет бывающее внутрь нас святой Максим Исповедник.

Стяжите — нет в греческом; а стоит только: над всеми же сими в любовь; подразумевается: облецытеся (3, 12). То были одеяния исподние, а это — самая верхняя, всю красу составляющая. Поверх всего, говорит, наденьте любовь. Это — форменная одежда христиан, по которой их отличать должно от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и в нас,— не имей кто любви, никто, умеющий различать, не признает его христианином: ни Бог, ни Ангелы, ни святые. Люди хотя и будут звать его так, но в этом не будет истины. О сем разумеют ecи, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35),— сказал Господь.

Но как, говорит, над всеми — любовь? Прежде помянул уже утробы щедрот и благость. Не любовь ли это? И что лишнего против этого имеет любовь? Любовь есть некое Божественное свойство; а щедрость и благостыня суть человеческие расположения, в естество наше вложенные, только самостию подавляемые. Посему их являть — значит показывать себя человеком; а любовию дышать — значит Бога в себе являть. Ибо Бог — любы есть (ср.: 1Ин. 4, 16). Щедрость и благостыня хотя и доброту сердца обнаруживают, но все же более в деятельной стороне силу имеют, а любовь самую глубь сердца обнимает, откуда исходища живота, и самые те добрые расположения оживляет, равно как и все доброе, бывающее в нас. Любовь настоящая есть дар Божий. Любы от Бога есть и всяк любяй от Бога рожден есть (ср.: 1Ин. 4, 7). Понимает ее только тот, кто се возымел; но изъяснить словом едва ли и он может. Посему она есть достойный искания предмет для всех и паче всего.

Святой Павел потому над всеми полагает любовь, что она есть союз совершенства. Кто стяжал любовь, тот все уже имеет; нечего ему более искать: ибо, имея любовь, Бога имеет. Как она есть союз совершенства, это святой Павел изложил в Послании к Коринфянам (см.: 1Кор. 13). Читай, и уразумеешь. Из сказанного там видно, что любовь изгоняет из сердца все страсти и, напротив, с собою вселяет там все доброты. Святой Златоуст так объясняет сие: «над всеми же сими — любовь, говорит Апостол. Видишь, что говорит? Поелику прощающий и щедрствующий может при всем том не любить; то говорит: нет, и любить надобно, показывая в сем путь к истинной щедрости и прощению. Иной бывает и благ, и кроток, и смиренномудр, и долготерпелив; но не дышит любовию. Посему он и сказал: над всеми же сими любовь. Что хочет он сказать, вот что есть: от тех (добродетелей) никакой пользы нет (пока они одни): ибо все они распадаются, если не бывает при них любви. Все их она тесно связывает. И какое бы ни назвал ты добро, при отсутствии любви оно ничто,— растекается (и исчезает). Как в корабле, будь составные части велики, но, если скрепы их не прочны, нет от тех пользы, равно как и в доме (нет пользы от толстых бревен), если не бывает надежных перекладин и сцеплений, и в теле нет пользы от больших костей, если нет связей: так, какие бы кто ни имел исправности, все они непрочны, если нет при них любви. — Не сказал Апостол, что она верх, но, что гораздо важнее: соуз. Это более необходимо, чем то. Ибо вершина есть предел совершенства; а: соуз — есть совмещение и содержание всего, что составляет совершенство, как бы корень».

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Амвросиаст (†IVв.)

более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства

Любовь - больше всего, и [апостол] убеждает, что ей надлежит уделять больше всего внимания. И тогда все, что он ранее повелел сохранять, сможет привести к наградам, если они пройдут путь закона под предводительством любви, ведь все совершается разумом, который делает что- то от любви.

На Послание к Колоссянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства

Ничто из должного не свершается, если этому не предшествует любовь. Именно тогда мы воздерживаемся от того, чтобы причинять зло друг другу, и заботимся о том, чтобы творить добро, когда любим друг друга.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства

Правильнее: «над всем (вышеописанным одеянием ст. 12) вы наденьте любовь, которая есть связь, дающая совершенство всему одеянию». Ап. сравнивает любовь христианскую с поясом, который стягивает все одежды человека и дает стройность его фигуре. В самом деле, без любви не имеют значения никакие добродетели (ср. 1Кор. 13:1 и сл.).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 3:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.14-15 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

О любви и мире Апостол говорит, как о дарах совершенной жизни о Христе, причем возбуждает к пребыванию в них напоминанием о христианском призвании – быть членами одного тела, которые не противодействуют один другому, но согласно работают по указанию главы.

Св. Иоанн Златоуст говорит, что Апостол словами: «любовь есть союз совершенства» вот что хотел сказать: «те качества души (о которых упомянул раньше) бесполезны, если не соединены с любовью (сравн. 1Кор.13:1,3). Это подобно тому, как если бы для стен дома не были положены перекладины, как в теле были бы бесполезны большие кости, если бы они не имели связок. Связь, подобно корню, есть удержание того, что составляет совершенство».

К сему Преосв. Феофан присовокупляет: «любовь настоящая есть дар Божий (1Ин.4:7). Посему она есть предмет, достойной искания для всех». «Это самая верхняя, всю красу составляющая одежда. Поверх всего, говорит, наденьте любовь. Это одежда Христиан, по которой их отличают от нехристиан. О сем разумеют вси, яко ученицы Мои есте, аще любовь имате между собою, сказал Господь (Ин.13:35)».

"Мир (духовный) тоже ни откуда не может придти, как от Бога, или потому он и богоподобен, что есть от Бога, как и любовь». «Как любовь, так и мир, водворяются в сердцах после преодоления и изгнания всех страстей. Пока не изгнаны они, – не жди покоя и мира. Такова природа страстей, что они всюду вносят смятение». Подлинный смысл греческого слова, переведенного по-русски словом «владычествовать», имеет значение раздачи наград (сравн.2:18).
Поэтому св. Иоанн Златоуст в объяснение этого слова говорит: «положим, наприм., кого-нибудь несправедливо обидели. От обиды у него родилось два помышления, из коих одно требует мщения, а другое – терпения, и борятся они между собою. Если бы пред ними явился мир Божий с наградою, он дал бы ее тому, которое требовало терпения, другое пристыдил бы. В душе, в помыслах Бог устроил поприще, и состязание, и борьбу, и раздаяние наград».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

14. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

Любовь, как бы форменная христианская одежда. Одетый в нее есть несомненно христианин, а не одетый – не христианин, хотя бы он имел и милосердие, и благость, и кротость, и другие добрые качества. Без любви они не имеют христианской цены, хотя могут проистекать и из других побуждений, кроме любви. Любовь проистекает от Бога, как Его свойство (см.  1Ин.4:16) и Им даруется (см. 1Ин.4:7). Поэтому святой Павел считает любовь выше всего, ибо она есть совокупность совершенства. Кто имеет такую любовь, тот все уже имеет, нечего ему больше и искать, ибо имея любовь - Бога имеет она, изгоняет из сердца все страсти, и напротив, с собою вселяет там все добродетели.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible