Скрыть
Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы

Вот опять таинство любви! Если двое не будут одно, они, пока останутся двумя, не произведут многих; а когда достигнут соединения, тогда только и начинают производить. Какое отсюда вытекает заключение? То, что единство имеет большую силу. Творческая премудрость Божия с самого начала разделила одного [человека] на два и, желая показать, что и после разделения остается одно, устроила так, что одного недостаточно бывает для рождения… Жена и муж - не два человека, а один… Если он - глава, а она - тело, то каким же образом их двое? Поэтомуто ей предназначено быть ученицей, а ему - учителем; он должен быть начальником, она - подчиненною. Из самого образования тела видно, что они - одно, потому что жена произошла от ребра мужа, и оба они составляют как бы две части одного целого.

Беседы на послание к Колоссянам.

См. также Толкование на Кол. 3:18

Августин Аврелий, блж. (†430)

мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы

Значит, Бог не хочет, чтобы человек из числа верных - когда слышит от апостола: любите своих жен - любил в жене похоть плоти, которую и в себе самом он не должен любить, внимая другому апостолу: Не любите мира, ни того, что в мире: всякий, кто полюбит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и мирская суетность, не есть от Отца, но от мира (сего) (1Ин 2:15-16).

О браке и вожделении

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы

Смотри, как он внушает свойственное каждому полу: женам - подчинение, мужьям - любовь. Ибо любовь не так требуется от подчиненного к начальнику, как со стороны начальника к подчиненному. Жена, вследствие того, что ее любят, и сама взаимно отплачивает любовью. Когда же она подчиняется мужу, этим воздает ему должное. Но так как случается, что и при любви человек огорчается (вражда же с любимыми лицами особенно бывает горька), поэтому он и говорит: не будьте к ним суровы. Ибо в действительности от великого огорчения происходит то, что иной восстает против своего члена.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

мужие, любите жены ваша, и не огорчайтеся к ним

Предписывая мужьям любовь, Апостол не прибавил: о Господе; ибо это само собою разумелось. В христианском браке ничего не должно быть чувственного, а все чисто, свято, трезвенно Но счел нужным прибавить лишь: не огорчайтеся к ним, μη πικραινεσθε προς αυτας, — не будьте горьки для них, не проявляйте своей власти и своего главенства так, чтоб это горько было для жены, как ярмо и иго неудобоносимое, но самые повеления и распоряжения делайте так, чтоб они свидетельствовали о вашей любви и дышали ею. Не то, что приказывается, бывает иногда горько для жены, а то, в каком тоне это произносится, с какою миною или движением. Когда все это любовно, тогда любовь вызывает любовь и повиновение идет со всею охотою и благорасположением,— не по натиску совне, а по своему внутреннему хотению. Тогда незаметно исполняется самая тяжелая на вид воля мужа; а когда нет любви, тогда и легкое желание мужа горько бывает и тяжело.—Или этим внушает Апостол мужьям быть снисходительными к женам, когда тем случается в чем-либо не угодить им. Ежели жена всегда старается делать, как желает муж, то мужу, когда заметит какое упущение или недосмотр, умнее не обратить на это внимание, как бы ничего не случилось, и, если необходимо бывает заметить, делать это так, чтоб жена и не заметила, что делается замечание, а что только идет рассуждение о лучшем порядке дел, в которое и она входит и свои суждения предлагает. — Не имел ли в виду святой Павел также и естественных некоторых недостатков в женах, кои, оказавшись, раздражают иногда мужей в минуты забвения и дают им повод нападать из-за них на жен и огорчать их тем. Если и произвольная ошибка достойна снисхождения, тем более достойно снисхождения то, что не зависит от произвола.

Святой Златоуст такое выводит из слов Апостола наставление: «итак, любить есть дело мужей, а уступать — дело жен. Посему, если всякий будет исполнять свой долг, то все будет твердо; ибо, видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. Смотри, так устроено это и в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна; ибо, когда начальствующий любит подначального, тогда все ладно. Любовь не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному; ибо от подначального требуется послушание. Да и то, что красота — в жене, а пожелание — в муже, показывает не иное что, как устроение для любви. Посему, когда подчиняется жена, не величайся; и ты, жена, когда тебя любит муж, не надмевайся: ни любление мужево да не возбуждает превозношения в жене, ни подчинение жены да не надмевает мужа. Бог подчинил ее тебе для того, чтобы она была более любима; а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы лучше было тебе подчиняться. Не бойся подчинения; ибо подчиняться любящему нисколько не трудно. Не охладевай в любви (ты — муж); ибо жена твоя уступчива пред тобою. Союз не иначе возможен. Ты имеешь нужную власть по природе; имей же и союз по любви. Сей союз позволяет терпеть слабейшую».

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы

Не огорчайтеся, хотя бы что-нибудь и неладно они сделали, не по-вашему, хотя бы попрепятствовали вам сделать доброе дело по наущению врага и греховной слабости и немощи сердца. Будьте всегда кротки, снисходительны, при их неправдах пожалейте об них, кротко скажите им о их неправде и найдите как-нибудь средство сделать доброе дело без их участия и пособия. Гнев мужа правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20). Когда жена твоя делает что-либо наперекор тебе, вспомни тогда, как она много любит тебя и много делает угодного тебе.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы

См. Еф 5:25 и 33.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.18-19. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Обращаясь к разным положениям Христиан, Апостол прежде всего определяет супружеские отношения, причем женам внушает повиновение мужьям, а мужей увещевает любить своих жен и быть к ним снисходительными.

Св. Иоанн Златоуст, обращая внимание на то, что Апостол заповедует женам иметь повиновение о Господе, говорит: «повинуйтеся о Господе, – вместо: повинуйтесь для Бога, – так как это украшает вас. Повиновение же я разумею не рабское, будто к господам, и не то, которое зависит от природы, но которое бывает для Бога». «Видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. Посему, подчиняется жена, муж не величайся; и ты, жена, когда любит тебя муж, не надмевайся. Бог подчинил ее тебе для того, чтобы она была более любима: а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы лучше тебе было подчиняться. Не бойся подчинения, ибо подчиняться любящему не трудно».

Относительно прибавки Апостола о том, чтобы мужья не огорчались, преосв. Феофан замечает: «этим Апостол внушает мужьям быть снисходительными к женам, когда тем случается в чем-либо не угодить. Не имел ли в виду св. Павел и некоторых естественных недостатков, кои, оказавшись, раздражают мужей?» «Муж ты имеешь нужную власть по природе; имей же и союз по любви. Сей союз позволяет терпеть слабейшую. Итак, любить есть дело мужей, а уступать – дело жен» (Златоуст).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

18. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

19. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

На согласии между собою мужа и жены зиждется семейный союз, в котором каждый строго наблюдает условия этого союза, жена – повиновение мужу, а муж – любовь к жене. Жена охотно повинуется мужу, если видит и знает, что он ее любит, также и муж охотно любит жену, если видит и знает, что она ему повинуется. Без повиновения и любви рушится семейный союз. Поэтому и святой Павел заповедует жене повиновение мужу, а мужу – любовь к жене. Но он освящает естественное повиновение жен мужьям духом христианства. Повинуйтесь, говорит, в Господе, чтобы этим делать угодное Господу, исполняя заповедь Его. Это побудит жену повиноваться мужу, и даже без любви последнего. Мужьям он заповедует любить своих жен и не быть к ним суровыми, не проявлять своей власти и своего главенства так, чтобы оно было горько, тяжело для жены, но делать свои указания и распоряжения так, чтобы они свидетельствовали о их любви. Не то, что приказывается, бывает иногда горько для жены, а то, в каком тоне оно произносится. Может быть святой Павел имел здесь в виду какие-нибудь естественные недостатки в женах, которые иногда раздражают мужей, и тем дают им повод огорчать жен. И к таким недостаткам мужья особенно должны быть снисходительными, как не зависимым от воли жены.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible