Скрыть
Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

Вот что нам предлагает Писание, говорящее: «Сыновья, любите отцов ваших, родители, не доводите до раздражения сыновей ваших», - ибо природа даже зверям внушает любить своих щенков, лелеять своих детей. Ибо зверям неведомы ненависть мачехи, и родители при перемене брака не отказываются от потомства и не умеют предпочитать сыновей последнего союза и пренебрегать детьми предшествующего. Они знают своих детей и не ведают различения любви, побуждений к ненависти, различных оскорблений. Природа зверей проста, она не знает искажений истины. Все это устроил Господь, так что кому Он меньше дал разума, тем больше даровал любви.

Шестоднев

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-22 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу». Опять полагает – «Господу», полагает законы послушания, усовещивает, смиряет. «Ибо это», – говорит, – «благоугодно Господу». Смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но сверх того и по воле Божьей, чтобы нам получить награду. «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Вот и здесь опять – подчинение и любовь. Не сказал: любите детей, – потому что это было бы лишнее (слово), к этому влечет сама природа; а исправил то, что надлежало, именно, что любовь здесь бывает сильнее, насколько и послушание больше. Ведь нигде не полагает он примера мужа и жены, – но что? Послушай, что говорит пророк: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13); и опять говорит Христос: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7:9,10)? «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Что особенно, знал он, будет чувствительно для отцов, то и полагает и повеление дружелюбно преподает сам, нигде не приводя Бога; этим возбуждает он чувство родителей и смягчает сердце их. Выражение же: «не раздражайте» значит: не делайте их спорщиками. Есть случаи, в которых вы должны уступать им. Потом переходит к третьему (предмету) власти: «Рабы», – говорит, – «во всем повинуйтесь господам вашим по плоти». Здесь хотя и есть нечто, относящееся к любви, но эта любовь предписывается не природой, как было выше, а обычаем, и требуется с одной стороны властью, с другой делами. Здесь таким образом начало любви уменьшено, а начало послушания усилено, и этим выражается желание, чтобы то, что первые имеют по природе, последние воздавали им из послушания, – так что здесь (Павел) беседует не за господ с одними рабами, но за самих (рабов), чтобы господам сделались они желанными. Впрочем, выражает это не явно; иначе привел бы их в недоумение. «Рабы», – говорит, – «во всем повинуйтесь господам вашим по плоти».

И смотри, как всегда ставит имена – жены, дети, рабы – в смысл обязанности повиноваться; а чтобы ты не скорбел, прибавляет: «Господам вашим по плоти». Лучшее твое, говорит, твоя душа свободна; рабство же временно. Подчини же ему свое тело, чтобы не рабствовать необходимости. «Не в глазах только служа им, как человекоугодники». Сделай, говорит, так, чтобы рабство от закона было рабством от страха Христова. Если бы даже господин и не видел, что ты совершаешь должное и для его чести, – все же ты совершаешь ради недремлющего Ока. «Не в глазах только», – говорит, – «служа им, как человекоугодники», так как (работая только пред очами) вы подвергаетесь вреду. Послушай, что говорит пророк: «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс. 52:6). Смотри, как он щадит их и упорядочивает. «Но в простоте сердца», – говорит, – «боясь Бога», потому что одно иметь в сердце, а другое делать, иным казаться в присутствии господина, и иным в отсутствии, – это не простота, а притворство. Потому не просто сказал: «но в простоте сердца», но – «боясь Бога». Это именно и значит бояться Бога, когда мы не делаем ничего худого, хотя бы никто не видел нас; если же делаем, то боимся не Бога, а людей. Видишь ли, что он упорядочивает их?

Толкование на послание к Колоссянам

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 20-21 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

По-иному следует увещевать подчиненных, а по-иному - начальствующих. Пусть первых не сокрушает подчинение, а вторых пусть не возносит более высокое место. Пусть одни выполняют не меньше, чем им повелено, а другие повелевают исполнять не больше того, что справедливо. Те пусть смиренно подчиняются, а эти умеренно господствуют. Ведь первым было сказано то, что может быть понято и образно: Дети, будьте послушны родителям вашим в Господе, а вторым повелено: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших. Первые пусть учатся, каким образом бы пред очами скрытого судии устраивать свой внутренний (мир), а те - каким образом предоставить вовне пример доброй жизни для вверенных им (в управление).

Правило пастырское или о пастырском служении

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

То есть не все, что они делают, преследуйте с горечью. Иное надо пропускать без внимания, чтобы не сделать их противоречивыми и не подвергнуть их унынию. Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей, и как влечет утробы их, говоря: дабы они не унывали. Ибо вся забота у отцов о том, чтобы дети не унывали.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 20-21 чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви. Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают

Детям — послушание родителям; родителям — нераздражение чад. Очевидно, что Апостол не все и здесь определяет, как и в предыдущем, а устраняет только то, чем наиболее расстраиваются добрые отношения родителей и детей. Родители естественно всею душою радеют о детях, и дети всею душою преданы бывают родителям. На сих чувствах опираясь, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока те чувства в силе. Пока дети во всем послушны, родители мирны к ним и бывают покойны насчет них; но, коль скоро оказываться начнет непослушание, родительские очи уже нелюбовно смотрят на детей и сердце их немирно к ним. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, — и разлад зародился. Равно, пока родители ведут детей в духе любви, дети почивают на их любви, и, что бы ни приказывали, что бы ни запрещали родители, все то принимается к исполнению с теплою готовностию, по уверенности, что распоряжения родителей делаются исключительно для их блага. Пока в силе эта уверенность,— ни укоры, ни меры исправления, ни другое что не колеблет теплой преданности родителям. Но коль скоро дети увидят, что родители приказывают и запрещают, только чтоб показать власть свою, то это тотчас поселяет в них неприятное чувство, огорчает, раздражает, хотя бы запрещенное или приказанное не нарушало прямо их собственного блага. Вследствие сего мирное, сердечное отношение к родителям у детей расстраивается, и между ними воздвигается средостение: детям становится тяжело жить под родителями, они унывают. Мира семейного и нет. — Апостол и предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям нераздражение чад.

К каждой из сих заповедей прилагает он и особые побуждения. Для удержания детей в полном всегдашнем послушании поставляет побуждением то, что это благоугодно есть Господеви. Дети предполагаются состоящими в страхе Божием и ревнующими паче всего благоугождать Господу, как и подобает детям христианских родителей. Апостол уверен, что благоугождать Господу дороже для них всяких естественных побуждений. Повиновение, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Там — приди какое-либо противочувствие, тоже на естестве основанное (как, например, раздражение по чувству самосохранения и ревности о своем благобытии), и повиновение теряет уже основу. А здесь — что ни привзойди, повиновение никогда не потеряет своей основы; ибо основано на том, что выше естества. Святой Златоуст и говорит: «смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но, сверх того, и по воле Божией, да получим награду (от Бога)». Кто из благоугождения Господу повинуется родителям, того не отклонит от сего повиновения самый неправый образ действования родителей в отношении к нему: ибо он, повинуясь, не им угождать старается, а Господу. Отсюда само собою следует, что только то и может поставить такого в необходимость не послушаться, когда родителями требуется что неблагоугодное Господу. Блаженный Феофилакт и пишет: «обращая речь к детям благочестивых родителей (то есть верующих в Господа), Апостол сказал: во всем, так как отцам нечестивым (не верующим в Господа) не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они начнут насильно влечь в свое нечестие».

Обращаясь к родителям, Апостол «не сказал: любите детей; ибо это было бы излишнее слово; к этому влечет сама природа» (святой Златоуст). Слово Божие так высоко ставит любовь родительскую, что везде ею объясняет любовь к нам Божию. «Нигде не предлагает оно (в пояснение сего) примера (любви) мужа и жены, но что? Послушай, что говорит Пророк: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс. 102, 13). Посмотри опять, что говорит и Христос Господь: кто есть от вас человек, его-же аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? (Мф. 7, 9—10)» (святой Златоуст). Почему, когда повелевает не раздражайте,— не предполагает отсутствия любви, а устраняет неблагоразумное действование в отношении к детям, при любви и даже по самой любви. Он говорит как бы образом ваших действий на детей опасайтесь возбуждать в них неприятные к вам чувства, могущие отдалить сердца их от вас. Или: образом ваших действий не поставляйте детей в состояние вступать с вами в спор, пререкание и даже неповиновение. «Не делайте их пререкателями. Есть случаи, в которых вы должны уступать им» (святой Златоуст) «Не все, что они делают, преследуйте с горечью. Иное надо пропускать без внимания, чтоб не сделать их противоречивыми» (блаженный Феофилакт). И не это только, но, «что прилично, делать и в их угождение» (блаженный Феодорит). Не поблажку советует, а благоразумное снисхождение, умеряющее, однако ж, необходимую строгость, а не устраняющее.

Чтоб расположить родителей к таком образу действования, Апостол ставит побуждением к нему: да не унывают, ινα μη αθυμωσιν,— чтоб дети не падали духом, не ходили повеся голову. «Что особенно чувствительно для отцов, то и полагает. Этим возбуждает он родительское чувство и смягчает сердце их» (святой Златоуст) «Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей и как влечет утробы их! Ибо вся забота у отцов о том, чтоб дети не унывали» (блаженный Феофилакт). Детей оградил от непослушания страхом Божиим и их ревностию о благоугождении Господу; а «родителям преподает повеление дружелюбно сам, не приводя им на память Бога» (святой Златоуст). Почему бы так? Потому что и видя, что раздражают чад, они могут думать, что не идут против воли Божией. Но, видя, что дети унывают и ходят повеся голову, не могут не подвигнуться родительским сердцем построже вникнуть в дело и, рассмотрев свой образ действования, так его потом наладить, чтоб дети перестали унывать.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

См. Еф 6:4.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.20-21. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

Детям Апостол внушает послушание, а родителям спокойное отношение к детям, имея в виду, что горячность любви родительской, как в научении добру, так и в послаблениях, нередко ведет к тому, что дети приходят в раздражение и теряют должное отношение к родителям, в особенности когда эта горячность не бывает одинаковою по отношению ко всем детям, а также когда родители переходят границы строгого отношения и действуют не по любви, а по злобе и ненависти, легко возникающих при виде бесплодности родительских горячих (хотя иногда и неправильных) попечений. «Родители естественно всею душою радеют о детях, и дети всею душою преданы бывают родителям. Но коль скоро начнет оказываться непослушание, родительские очи уже не любовно смотрят на детей, и сердце их не мирно к ним. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, – и разлад зародился. Для удержания детей в полном всегдашнем послушании Апостол поставляет побуждением то, что это благоугодно Господеви. Кто из благоугождения Богу повинуется родителям, того не отклонит от сего повиновения самый неправый образ действования родителей, ибо он, повинуясь, не им угождать старается, а Господу. Отсюда само собою следует, что только то и может поставить такого в необходимость не послушаться, когда родителями требуется, что не благоугодное Господу». Мерою неудачных попечений о детях Апостол ставит детское уныние, т. е. подавленность, что, конечно, неприятно и родителям, всегда желающим, чтобы их дети были бодрыми, преуспевающими. Между тем, за унынием неизбежно следует апатия и отчаяние, или огорчение, и всяческое непослушание и своеволие, не знающее границ. «Смотри какая мудрость! как преклоняет Апостол сердца родителей! Ибо вся забота у отцов о том, чтоб их дети не унывали» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

20. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

21. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.


Родители, естественно, любят своих детей и заботятся о них, и дети всею душою бывают преданы родителям и охотно повинуются им. Опираясь на эти чувства, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока эти чувства в силе. Пока дети во всем послушны родителям, родители бывают покойны на их счет, но коль скоро начнет оказываться непослушание, родители уже не любовно начинают смотреть на детей. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, и разлад зародился, особенно если дети заметят, что родители приказывают или запрещают им только для того, чтобы показать над ними свою власть. Вследствие этого мирное, сердечное отношение у детей к родителям расстраивается, и детям становится тяжело жить под властью родителей, они унывают. Апостол предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям не раздражение чад. К каждой из этих заповедей он прилагает и особые побуждения. Детям говорит: будьте во всем послушны родителям своим, ибо это благоугодно Богу. Апостол пишет это к христианским детям, воспитанным в страхе Божьем, для которых, поэтому, благоугождение Господу дороже всяких естественных побуждений. Поэтому, основанное на этом чувстве, повиновение будет непоколебимо, ибо оно есть благоугождение Господу. Родителям святой Павел не заповедует любить детей, что само собою разумеется, но заповедует не раздражать детей, и при любви, и даже по любви, действовать так на детей, чтобы этим не вызывать в них неприятные к себе чувства и не влечь к неповиновению. Не поблажку советует делать детям, а благоразумное снисхождение. Чтобы расположить родителей к такому образу действий, Апостол ставит побуждение к нему умеряющее, однако ж необходимую строгость, а не устраняющее, дабы они не унывали, чтобы дети не падали духом, не ходили повеся голову, что может сильно влиять на родительское сердце, и заставить родителей вникнуть в дело и рассмотреть свой образ действования, и так его потом наладить, чтобы дети перестали унывать.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible