Скрыть
Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 3-5 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких

Если кто иначе, по чужому закону, чему либо учит своевольно, и не следует здравомысленным словам Господа нашего и учению о благочестии, то есть не повинуется учению, состоящему в делах праведности: тот напыщен гордынею от собственных своих измышлений и ничего истинного не знает, но болеет страстью к состязаниям и словопрениям, от коих происходят зависть и распри и другие последствия; - они развращают умы людей, порождая незаконное учение, - лишены истины и правду Божию, то есть истинную проповедь о Боге, обратили как бы в промысл. Ты же избегай их, чтобы не приразилось к тебе их корыстолюбие.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-8 Аще ли кто инако учит и не приступает ко здравым словесем Господа нашего Ииcyca Христа и учению, еже по благоверию, разгордеся, ничтоже ведый, но недугуяй, о стязаниих и словопрениих, от нихже бывает зависть, рвение, хулы, непщевания лукава, беседы злыя растленных человеков умом и лишенных истины, непщующих приобретение быти благочестие. Отступай от таковых. Есть же снискание велие благочесmиe с довольством. Ничтоже бо внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем

Инако учит, т. е. учит иному чему-либо, отличному от учения правильного. - И учению, еже по благоверию. Что выше Апостол назвал здравыми словесами, то здесь он назвал учением, еже по благоверию, т.е. учением веры. - Разгордеся, ничтоже ведый. Кто не знает того, что должно знать, тот ничего не знает; а не знающий здравого учения, знает учение сатанинское, сатане же приятна и прилична гордость. - Но недугуяй, о стязаниих и словопрениих. Если ты не веруешь, но хочешь наследовать, то по необходимости должны явиться состязания и словопрения. Но так как христианство возвещает будущие блага, которых теперь нельзя видеть человеку глазами своими, то поэтому необходима вера… Смотри: состязания и словопрения составляют недуг. - Хулы. Допускающий объяснение божественного соображениями человеческого разума, легко впадает при таком исследовании и в хулу. - Непщевания лукава, т.е. мнения и учения незаконные. - Беседы злыя (διαπαρα τριβαὶ – трение одного возле другого), – передача болезни злых учений: метафора, заимствованная от паршивых овец, которые чрез соприкосновение заражают своею болезнию и здоровых овец. – - Непщующих приобретение быти благочестие. Видишь ли, что и словопрения рождают также корыстолюбие? И это естественно. Занимающиеся состязаниями и словопрениями, привлекая к себе больше учеников, получают от них прибыль, т.е. берут с них деньги, и чтобы собрать побольше, притворяются благочестивыми. - Отступай от таковых. Не сказал Апостол: вступай в спор с ними и борись, но: отступай, конечно после первого и второго внушения (Тит. 3:10). Как ты можешь убедить тех, которые борются из-за денег? Отвращайся от них, как от неисправимых. - Есть же снискание велие благочестиe с довольством. Вышеописанные люди притворяются благочестивыми, чтобы в благочестии иметь средство для прибыли и стяжаний; но истинное приобретение есть благочестие само по себе, потому что оно довольствуется тем, что есть, и не ищет избытка материального. Или: благочестие есть приобретение потому, что при нем мы не ищем все большего и большего, а довольствуемся необходимым. - Ничтоже бо внесохом в мир сей… Если мы ничего не принесли с собою в этот мир и ничего не вынесем из него, то что за необходимость иметь больше, чем нужно? - Имеюще же пищу и одеяние, сими довольни будем. Нужно, говорит Апостол, есть столько, сколько необходимо для утоления голода, а не для наслаждения пищею, и одежды нужно носить столько и такой, чтобы она служила для прикрытия наготы, а не для роскоши и неги. Таково значение здесь слов: пища и одеяние.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает

Видишь ли, что совершенное незнание доводит человека до безумия и делает его высокомерным, так что кто не принимает здравого учения, тот горд? А гордость для больной души - то же, что воспаление при телесной ране. Итак, если он не возгордился бы, то принял бы учение Господа, Который умалил Себя, умыл ноги ученикам и сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен (Мф. 11:29). Он назвал блаженными нищих духом (Мф. 5:3); Он вывел мытаря оправданным за смиренномудрие (Лк. 18:13). Кто этого не принимает и не знает, тот несомненно гордится.

Но заражен страстью к состязаниям и словопрениям

Итак, состязание есть болезнь: ибо где нет веры, там все больно; там только разгорается война словесная и больше ничего, - причем более искусный в прениях напрягается низвергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет.

От которых происходит зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения

То есть от состязаний рождаются вредные догматы. Когда мы предаемся состязаниям, - начинаем богохульствовать и думать о Боге то, чего не следует.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Аще ли кто инако учит, и не приступает ко здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа, и учению, еже по благоверию, разгордеся

Святой Златоуст, как замечено, читает это в связи с сия учи и моли. Так учи, а от тех, которые инако учат, отступай. Чтоб отступал от учения их, об этом святому Тимофею нечего было напоминать. Отступай, говорит, от самых инакоучителей,—не связывайся с ними, «отвращайся от них» (святой Златоуст). Потому что, свяжись с ними, — и пойдет словопрение, от которого никогда никакой не бывает пользы, а одно раздражение и раздор. Уступить тебе они не могут, потому что по гордости и самомнению думают, что знают истину и стоят в ней, тогда как совсем не знают ее. Это самопрельщение и держит их в упорстве и противлении истине. И ничего с ними не поделаешь. Лучше всего не связываться с ними. Возвещай одну истину, — и кто есть от истины, послушает тебя (см.: Ин. 18, 37). Таково содержание предлежащего Апостольского урока.

Кто эти инакоучители, Апостол не определяет частно, а вообще говорит: инако учат, не приступают к здравым словесам Господа и учению, еже по благоверию. Тут можно разуметь все христианское учение,— и догматы, и правила жизни, и освящение таинствами. Кто хоть в чем-нибудь из сего отступает от словес Господа и здравого учения, содержимого сонмом благоверных, тот есть инакоучитель, гордый словопритель, недостойный общения. Почему и: сия учи и моли (6, 2) — относится не к одной покорности рабов, но ко всему вышеизложенному, не исключая, конечно, и этого.

Здравые словеса Господа те суть, о коих Он свидетельствовал: вся, яже слышах от Отца, сказах вам (ср.: Ин. 15, 15). Они те же, что и Дух Святый внушал Апостолам: ибо и Он имел изрекать, елика аще услышит (Ин. 16, 13), и, конечно, что ни изрекал, изрекал, как слышал. Здравые словеса Господа совмещают, следовательно, истину, в тайне Триипостасного Бога сокровенную, и на землю принесенную Сыном Божиим воплотившимся, и распространенную среди людей чрез Апостолов Духом Святым, - истину здравую, то есть чистую, беспримесную, непреложную. Здравы они, как чистую истину содержащие и как здравие душе, приемлющей их, подающие. Ибо истина здравие душе приносит, а ложь, хотя бы и малая, расслабляет ее и немощною делает.

Учение, еже по благоверию,— составляется здравых словес Господа и откровений Духа Святаго. Оно сводит воедино все словеса и из всех истин, ими возвещаемых, составляет одно целое, один образ созерцания дела спасения в Господе Иисусе Христе, благодатию Святаго Духа, по благоволению Отца. Господь многое говорил, многое говорили и Апостолы от Духа Святаго. Слышавшие и принимавшие слагали всё в сердце своем, которое, как архитектон (зодчий) некий, благодатию руководимый, и устрояло тот образ созерцания дела спасения. Сей образ и совмещал учение, еже по благоверию. Установившись под влиянием Апостолов, образ сей вынесен в сердцах верующих из века Апостольского, обновляемый и хранимый преемниками их, и предан последующим родам верных, от которых друг-друго-приимательно и до нас дошел. Так что: учение, еже по благоверию, — есть учение, Церковию содержимое, — тогда при Апостолах и теперь по преемству от них.

По-гречески стоит не: благоверие,— а: благочестие,— τη κατ ευσεβειαν διδασκαλια. Но это не отступление от подлинного слова Апостольского, а точнейшее его выражение. Благочестие есть сердечное отношение к Богу. Жизнь по благочестию есть жизнь в страхе Божием, во славу всесвятого имени Его; учение по благочестию есть учение, содержимое по несомненной вере слову Бога истины. Такое содержание истины есть воистину благоверие, — и оно только одно и есть таково.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Научение Церкви


Сектанты говорят: 1Тим.6:3-4: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает»...

Православный ответ: Сектанты учат иному и не следуют «учению о благочестии», которое требует Священное Предание: 2Фес.2:15: «стойте и держите предания».

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких

Есть люди, которые иначе себе представляют задачу христианства. Они думают, что Христос пришел изменить социально-экономические порядки жизни, дать богатство нищим. Но говорить так о христианстве - значит вовсе не понимать его. Отчего же иные высказывают подобные мысли? Оттого, что сошли с истинного пути и повредились умом. Здесь мы имеем ясное опровержение той мысли, будто бы христианство и социализм - одно и то же.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 3-5 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

Завещая Тимофею учить по сказанному Апостолом, он (Павел) заповедует удаляться от учащих иначе, не сообразно с учением Господним, возвещающим для всех необходимость кротости и смирения, а тем более для людей обездоленных миром (наприм., рабов), которые между тем лжеучителями возбуждались к гордости и соединенным с нею распрям, злодеяниям, а главное – к неправильному представлению о христианском благочестии (т.е. вере), как о материальном перевороте, ради внешних выгод, которыми особенно могли быть заинтересованы с одной стороны наибольшие бедняки (рабы), а с другой богачи, а также лжеучители, преследовавшие свои корыстные цепи. Вместе с определением главной цели лжеучителей, Апостол определяет и другие их свойства, как-то: незнание истины, страсть к спорам и злоречию, повреждение ума, что все делает их недоступными для убеждений, а потому за наилучшее должно почитать удаление от них, ибо при сближении с ними можно заразиться, как заражаются многими болезнями и даже сумасшествием. «Воспаляться гордостию случается не от знания, а от незнания», говорит св. Иоанн Златоуст, «потому что тот, кто знает учение согласное с благочестием, более всех умеет смиряться». «Отступившие от истины и последующие своим помыслам покушаются учить ненадлежащему. Отсюда рождаются непщевания лукавые, а от них происходит какая-то болезнь, заражающая ближних. Ибо как больные овцы, пасущиеся вместе со здоровыми, сообщают им болезнь, так и эти люди ближних своих наполняют заразою» (блаж. Феодорит). «Где нет веры», говорит блаж. Феофилакт, «там все больно, там только разгорается война словесная, причем более искусный в прениях напрягается извергнуть другого. Вера есть око; не имеющий очей ничего не находит, а только ищет. Спорники, привлекая к себе учеников, пользуются ими и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы все более и более привлечь их к себе». «Они растлены умом, потому что лишены истины. Как содержание истины есть здравие ума, так лишение истины есть болезнь его и растление. Лишение истины порождает в уме два зла: или мрак неведения, или растление зловерием. Мрак, лишение света, причиняет замирание и даже смерть. Зло великое. Но о заморенном можно думать, что отойдет, очнется, оживет. Растленный же зловерием не подает такой надежды. Он поврежден внутренно, а потому может быть возвращен к здравию только силою Божественною, особенно благодатию» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Церкви Христовой.

Ин.8:12. Этими словами Господь сообщает человечеству истинное понятие о Боге: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» – заблуждений: Мф.13:13-15, но будет иметь свет жизни: 1Ин.1:5; этот свет жизни неповреждённым передается верующим Церковью: 1Тим.3:15; находящиеся вне Церкви учат иному: 1Тим.6:3-4;4:1; их нужно остерегаться: Рим.16:17; Тит.1:10-11.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О сущности сектантства.
 

Мф.6:22-24. Здесь разумеется око духовное, могущее светить тогда, когда оно пребывает в Боге: Ин.15:4, и творит мир, а не религиозное разделение: Мф.5:9; Рим.16:17; Ис.6:10.

Лк.12:32. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лк.12:1; могут составлять «малое стадо» и люди отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19, но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Петр.2:1-3.

Лк.21:14-15. Эти слова сказаны истинным последователям Христа и Его учения: Ин.15:4-5, пребывающим в Церкви: Мф.16:18, а не тем, кто «учит иному»: 1Тим.6:3-4; к последним более всего подходящи слова апостола: 2Тим.3:7; 1Кор.8:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О гонениях.

Ин.16:2. Эти слова Евангелия относятся к св. апостолам и последователям истинного Христова учения, которых действительно преследовали за имя Христа язычники и иудеи; но кого преследуют не за имя Христово, а за своеволие и преступление, к тому не может относиться это изречение, а справедливее подходит вот какое: Иуд.1:23; 1Тим.6:3-4; Тит.1:10-11.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.

5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких


Держись здравого учения, так и других учи, и избегай тех, которые иначе учат. Так заповедует святой Павел Тимофею, и для предохранения его от этих учителей, указывает их отличительные черты.
6:3–5. Так учи, говорит, как научился от меня, а от тех, которые учат иначе, отвращайся (Златоуст). Почему? Потому, что они отступили от здравого учения, содержащего чистую истину, непреложную, как слова Господа нашего Иисуса Христа, и от учения о благочестии, о том, как надо жить по вере, и тем самым отступили от Бога и впали в гордость – самомнение, думая, что они одни познали истину, которую они же выдумали и проповедуют. Между тем, они совсем не знают истины. Но в то же время, находясь в горделивом заблуждении, что все им известно, и лучше даже, чем другим, со страстностью вступают в состязания и словопрения, как бы в словесную войну, в которой борются не за истину, а за слова. Какой результат от этого? Зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. К тому, кто берет верх в споре – зависть, а она вызывает задор (рвение) одержать победу над ним. От задора спор приобретает особенные напряженность и остроту, в пылу которых являются хулы – злоречия друг против друга. Это еще более разгорячает спорящих, и поселяя между ними задор и вражду, преграждает всякий доступ истины к душе, потому что являются лукавые подозрения, не в том ли, и не в этом ли истина? Плод же таких споров – беседы злые, то есть не о добром, и не ведущие к добру, а чуждые истины, как исходящие от людей, с поврежденным гордостью умом, и лишенных истины.
Какая же конечная цель всех этих споров, 3цель, затаенная в уме и сердце спорящих учителей? Получить прибытки, посредством благочестия. «Спорщики же, привлекая к себе учеников, пользуются от них материальными средствами, и все больше и больше подвизаются в спорах, чтобы более и более привлечь их к себе» (Феодорит). С такими, говорит святой Павел, и в спор не вступай, потому что их нельзя ничем убедить, следовательно, и спорить бесполезно.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible