Скрыть
собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни

Дабы посредством этих временных благ могли они наследовать истинную и вечную жизнь.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 17-19 Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение: благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным, сокровищующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь

Есть, значит, и другие богачи, но не в этом веке. Истинно богатые – это праведные. – Не высокомудрствовати. Ничто так не возбуждает гордости и высокомерия, как деньги. - Ниже уповати на богатство погибающее (ἀδηλότητι – неверное). Видишь, как Апостол порицает надеющихся на богатство, как бессмысленных? В самом деле, кто может надеяться на то, что неверно? - Но на Бога жива. Надеющийся на Бога не будет превозноситься. - Дающаго нам вся обильно. Бог со Своей стороны все предоставил всем людям вообще и в изобилии, как-то: небо, землю, воздух, жизнь, пищу; но корыстолюбие, при помощи силы, многое из того, что принадлежит всем, присвоило себе и сделало частною собственностью. – Богатитися в делех добрых. Если ищешь богатства, то ищи богатства истинного, а не неверного. Какое же это богатство? Благодетельствовать, быть щедрыми, разумеется – относительно денег. - Общительным, т.е. кроткими, ласковыми, не гордыми, снисходительными. – Сокровищующе себе, то же, что сберегая себе хорошее основание; а где хорошее основание, там все прочно и безопасно. - Да приимут вечную жизнь. Для этой жизни и нужно полагать хорошее основание. Но как же это может быть? Если, совершая добрые дела здесь, мы устроим себе прочное основание для вечной жизни. Исполнение добрых дел, что и назвал Апостол основанием, может доставить нам наслаждение этой жизнью.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего

Где есть основание, там все твердо и неподвижно. А так как блага добродетели и будущего века постоянны, то апостол и упомянул при сем обосновании.

Чтобы достигнуть вечной жизни

Ибо совершение добрых дел, которое он назвал основанием, может доставить наслаждение оной жизнью.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 18-19 благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным

Восставая так против неразумного отношения к богатству, Апостол, однако ж, не говорит, чтоб бросали богатство, а только внушает обращать его на доброе употребление, чтоб таким образом самому навыку много иметь и быть богатым дать другое, душеспасительное направление. Если ты привык, говорит, богатым быть и иметь сокровищницы свои наполненными, богатись, но добрыми делами, – сокровиществуй, но на небесах для будущего века. «Если хочешь богатиться, богатись в благотворении» (блаженный Феофилакт). «Если ты ищешь богатства, ищи того, которое остается твердым и неизменным, которое происходит от делания добрых дел» (святой Златоуст). То и другое совершишь ты, обратив богатство свое на благотворение ближним своим. Все сие внушать богатым – дело пастыря.

Внушай, говорит, благое делати, αγαθοεργειν,– благотворить. Пусть готов будет на всякое дело благое, и, как только представится случай, творит его. Как голодный о том только и думает, как бы достать что поесть, и, увидев съестное, неудержимо бросается на него, так и богатый пусть только и дум имеет, что о том, как бы кому и где добро сделать, и, как только надумает, пусть спешит на дело сие. Такой образ действования сделает то, что он будет непрестанно богатитися в делех добрых. Богатиться добрыми делами и благотворить – одно и то же означает, – увеличивать сумму благих дел, видимо являемых. Но как под этою видимостию благою могут укрываться неблагие расположения, то Апостол и добавляет: благоподатливым быти, общительным. «Первое относится к деньгам, а последнее к любви» (святой Златоуст). Пусть делают все сие от души, пусть не руки только и ноги благотворят, но паче и сердце. Благоподатлив – тот, кто охотно дает и в меру нужды нуждающегося. Сердце у него отрешено от богатства и не сжимается, когда он иждивает его, а рад бывает. Если он не все сразу и одному отдает, заставляет его так поступить не сжимание сердца, а благоразумие, благими целями руководимое. Сознавая себя Божиим приставником, всякому дает он свое житомерие, то есть, вникнув в нужду, удовлетворяет ей охотно, с радостию. У Апостола и стоит: ευμεταδοτους – благопередавательным быть, будто чужое передают, не цепляясь за передаваемое сердцем, чтоб удержать его. Общительным, κοινωνικους, – то есть «разговорчивым, приветливым» (святой Златоуст). «Снисходительным, сердечноучастливым» (Экумений). Общительный не только все свое считает общим, но и всех вообще своими, не особится ни от кого, никого не чуждается, все ему как родные, со всеми радушен и приветлив и всем дает не вещи только и деньги, но и сердце, и об этом свидетельствуют и тон речи его, и взор очей, и мина, и всякое движение. За то и все считают его своим и обращаются к нему как к своему родному, с теплым доверием и уверенностию, что встретят сердечное участие.

Сокровиществующе себе основание добро в будущее. – Сокровиществующе, αποθησαυριζοντας, – отлагая как в сокровищницу. Кто полагает что в сокровищницу, тот уверен бывает, что положенное будет цело и сохранно. Эту безопасность и прочность положенного имел в виду святой Павел, употребив сие слово. Благотворители сокровиществуют себе, прочно и благонадежно полагают доброе основание в будущее, εις το μελλον, – Для будущего, для будущей своей участи. «Где есть твердое основание, там ничего нет неустойчивого, но все твердо, неподвижно, несокрушимо, пребывающе» (святой Златоуст). «Поелику дела добродетели несомненно упрочивают будущее, то Апостол и помянул при сем об основании» (блаженный Феофилакт). «Сокровиществующе основание – то же, что прочное полагая основание» (Экумений).

Да приимут жизнь вечную. Вот что есть то будущее, которому прочное основание полагают добрые дела благотворения, – получение жизни вечной, блаженной. Делание добрых дел, в духе веры Христовой, обеспечивает наследие блаженства вечного. А в этом должна состоять последняя цель наших стремлений и трудов. «К тому всячески должно стремиться, чтобы положить прочное основание будущей блаженной жизни. Как же может сие состояться? Если и основание сие заложим благотворением здесь, в сей жизни. Ибо Апостол делание добрых дел назвал основанием будущей жизни, и оно сильно доставить нам наслаждение оною жизнию» (Экумений). «Истинная жизнь есть та, которую чаем в будущем веке, которая не знает запада и не определяется временем, ибо вечна, почему справедливо и истинною называется. Настоящая жизнь есть только образ жизни, а не истина ее. Но по тому самому, что она есть образ истинной жизни, не есть совсем ничто (inanitas – призрак), а напротив, есть то, что дает возможность приобресть жизнь истинную. Сею, временною, стяжавается та, вечная, когда путем сей спешим в ту. Как же это бывает? Когда не привязываемся к здешним благам, а посредством их стараемся обогащаться добрыми делами. Сего ради поставим себе целию стать богатыми в добрых делах и посредством земных сокровищ стяжать себе сокровища духовные; будем сеять на земле, чтоб пожать на небе, где из сеемого на земле добра слагается вечное сокровище» (Амвросиаст).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни

Здесь апостол обращается к тем, которые уже успели обогатиться. Такие люди не должны гордиться приобретенными богатствами, а смиренно сознавать, что их богатство есть дар Божий. Не должны они видеть в богатстве что-то прочное: богатство неверно, т. е. скоро исчезает. Истинное богатство или, правильнее, довольство дает только Бог, Который посылает нередко людям даже и нечто лишнее против необходимого для того, чтобы они иногда могли найти в жизни для себя удовольствия, конечно, вполне невинные (ср. Деян XIV:17). Богатые должны заботиться о том, чтобы и другим жилось хорошо, делиться с неимущими своими средствами: чрез это они приготовляют себе сокровище вечной жизни (ср. Мф. VI:20; XIX:21).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 17-19 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

Прилагая учение о вечной жизни будущей к богатым, Апостол заповедует Тимофею увещевать богатых, чтобы они помнили Давшего им богатство и сами были щедры, общительны и не горды; собирали бы сокровище пригодное для вечной жизни, т. е, дела милосердия и любви, николиже отпадающей и дающей плод в жизни вечной. «Запрещай не высокомудрствовати, – это заповедует он, зная, что ничто так не возбуждает надменности, гордости, высокомерия, как деньги», говорит св. Иоанн Златоуст. «Хорошо сказал Апостол: «богатым в нынешнем веце», ибо есть иные богатые, в веке будущем». «Если ты ищешь богатства, ищи того, которое остается твердым и неизменным, которое происходит от делания добрых дел. Сокровиществуй себе основание добра. Где есть твердое основание, там ничего нет неустойчивого, но все твердо, неподвижно, несокрушимо, пребывающе». «Истинная жизнь есть та, которую чаем в будущем веке. Сею временною жизнию стяжается та вечная, когда путем сей спешим в ту. Сего ради поставим себе целию стать богатыми в добрых делах и посредством земных сокровищ стяжать себе сокровища духовные. Будем сеять на земле, чтобы иметь на небе, где из сеемого на земле добра слагается вечное сокровище». (Амврос.).

«Первое порождение неразумного отношения к богатству есть высокомудрие. Богатство подает Бог невидимо, свои же усилия видны. Вот иной и приписывает все себе н начинает думать о себе высоко. К тому же ведет и честь. Когда другие чтут (богатого), как ему не почтить себя самого? Таким образом богатство есть скользкий путь, как и Спаситель сказал: неудобь богатый внидет в Царство (Мф. 19:23). Второе порождение неразумного отношения к богатству есть упование на него. Богатый, успев сделать одно-другое дело чрез богатство, начинает чувствовать, что богатство – сила, что с ним можно все обделывать и всего достигать. И стало богатство для него бог. Вот и пагуба. По естеству человеку нужно жить в Боге и, предав себя Ему, на Него уповать; все же тварное иметь под собою, или около себя, то как ненужное, то как средство побочное. Богатство – крайне хрупкая опора. Хорошо это выражается в Славянском переводе: богатство гиблющее. Оно гибнет, вот-вот рушится. Чувствуй это, богатый» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,

19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.

6:18–19. Как же с пользою употреблять богатство? Пастырь, говорит, должен внушать богатым, что они могут получить от богатства истинную пользу для себя, если будут употреблять его на добрые дела – благотворение ближним. Пусть они настроят себя так, и постоянно заняты будут тем, как бы кому помочь своим богатством. Такой образ действования сделает то, что они будут непрестанно богатеть в добрых делах. Но, чтобы под доброю видимостью не укрывались недобрые расположения, святой Павел добавляет, чтобы были благоподатливы и общительны. «Первое относится к деньгам, а второе – к любви» (Златоуст). Первым (буквально с греч. быть благопередавательным) означается то, чтобы богатый относился к своему богатству не как к своему, но как только к вверенному ему для передачи нуждающимся, что он только передатчик блага, которым означается расположение сердца к нуждающимся. Второе (буквально с греч. быть разговорчивым, приветливым) указывает, что он должен относиться к ним, как к родным, с приветливостью, с сердечным участием. Так поступая со своим богатством, богатый, говорит, собирает себе сокровище доброе, основание для будущегоОн, помогая бедным, по-видимому, расточает свое богатство, а на самом деле собирает его в сокровищницу, и тем кладет прочное основание для будущей своей участи, именно, получения жизни вечной. Таким образом, делание добрых дел в духе веры Христовой, при помощи богатства, обеспечивает наследие вечного блаженства, в чем и должна состоять последняя цель наших стремлений и трудов.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible