Скрыть
соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,

Святые отцы

Прочие

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 13-16 Завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну, даже до явления Господа нашего Иucyca Христа: еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих. Един имеяй бессмертие, и во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: Емуже честь и держава вечная. Аминь

Опять апостол Павел призывает во свидетели Бога, с одной стороны увеличивая этим в своем ученике страх, с другой – делая его непоколебимым, так как он всегда будет иметь в своем уме такого Свидетеля. - Оживляющим всяческая. Это также сказано для ободрения в опасностях. Если Бог, говорит Апостол, животворит все, то чего же нам бояться подвигов за веру? А что апостол Павел действительно к этому ободряет Тимофея, это видно из последующих слов: и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате. Если Сам Владыка засвидетельствовал, то чего же мы медлим? - Свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание. Всем, что сделал, Господь засвидетельствовал, что Он есть Христос, Сын Божий. Так объясняет и Климент в седьмой книге Гипотипоз. - Доброе исповедание. Какое исповедание Апостол называет добрым? То, в котором Иисус Христос, хотя прикровенно исповедал Себя Богом. Когда Пилат спросил: убо царь ли еси ты? Он отвечал: Аз на сие родихся и на cиe приидох в мир, да свидетельствую истину (Ин. 18:37). – Соблюсти тебе заповедь нескверну, чтобы ни в учении, ни в жизни ты ничем не запятнал ея. - Даже до явления Господа…, даже до последнего твоего издыхания. Правда, Апостол не сказал так; но чтобы сильнее побудить своего ученика, он упомянул о явлении Господа и о страшной Его славе. - Еже во своя времена явит…, т.е. во время подобающее, предопределенное. Не печалься поэтому о том, что явление это не наступило. - Блаженный… Это говорит Апостол о Сыне Божием. Явление откроет Тот, Кто имеет придти, но на суд придет не Бог Отец, а Бог Сын; следовательно здесь идет речь об имеющем придти Сыне Божием. Блаженный, – мало того: Он есть само блаженство; от Него бежит всякая скорбь и печаль; Он и всесильный и всеблагий; поэтому не должны страшиться Его земнородные. - и един сильный. Когда слышишь то или другое об одном из трех Лиц Пресвятой Троицы, то не подумай, что это сказано для различия от других двух Лиц; это сказано в отличие от тех, которые только называются богами, а на самом деле не суть таковы. Так и здесь, говоря о Сыне то, что в других местах он говорит о Боге Отце и Святом Духе, Апостол сказал: един. - Един имеяй безсмертиe. Как это Апостол говорит о Боге, что Он один имеет безсмертие, когда и ангелы, и души, и демоны имеют бессмертие? Говоря о Боге: един имеяй безсмертиe, Апостол или отнимает у всех их бессмертие, или ошибается. – На это нужно сказать то, что ангелы, души и демоны имеют бессмертие не сами по себе, но причастны его по благодати Того, Кто один бессмертен по естеству: оно даровано им от Бога. Бог делает нас причастным как всего другого, что только мы можем представить себе самого лучшего, – так и бессмертия. - И во свете живый неприступнем. Если Бог есть само бессмертие и неприступный свет, то не ограничивается ли Он местом? Иной ли Свет Он Сам и иной тот, в котором Он живет? Конечно, Он есть Сам Свет (αὐτοφῶς). Видишь ли, что язык наш оказывается немощным, когда мы пожелаем выразить что либо великое? Неприступен свет этот, потому что по причине сильного блистания его, никто не может к нему приступить. - Егоже никтоже видел есть от человек. Никто не видел божества Сына, подобно тому как не видел божества Отца и Духа Святого; но по плоти Он был видим. - Емуже честь и держава вечная. Если честь Его и держава будет вечною, то конечно и явление Его, так как Он обещал: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно

То есть чтобы ни в догматах, ни в жизни ты ничем не пятнал себя.

Даже до явления Господа нашего Иисуса Христа

То есть до твоей кончины, до исхода. Впрочем, не сказал так, но сказал: даже до явления, чтобы больше ободрить его, напомнив и о страшной оной славе.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа

Какую заповедь? Сию, то есть заповедь о нестяжательности. Так заставляет разуметь течение речи. Можно такой смысл дать и слову блаженного Феодорита, который пишет: «соблюсти тебе заповедь, — то есть сие самое, о чем пишу»-Пишется же — впереди предостереженье от любостяжания в заповеди: сего бегай, а гонись за всякою добродетелию, — а после даются уроки о спасительном употреблении богатства. Следовательно, совершенно уместно под заповедию разуметь здесь внушение — сохранить себя непричастным этой гибельной страсти любоимания.

Но все другие наши толковники под заповедию разумеют здесь веру и жизнь по вере. И блаженный Феодорит в обязательстве соблюсти заповедь нескверною и незазорною видит урок: «к Божественному учению не примешивай чуждого», то есть блюди христианское учение чистым. Другие же к верованию чистому прилагают и жизнь непорочную. Святой Златоуст говорит: «соблюсти тебе заповедь нескверну — значит: чтоб ни за верования, ни за жизнь не навлекал ты ни малейшего укора». Экумений и Феофилакт: «чтоб ни в догматах, ни в жизни ты ничем не пятнал себя».

Принимая такую мысль, надо будет все сие завещание Апостола (см.: 6, 13 — 16) признать заключительным словом Послания; последующую же за сим речь Апостола — припискою, с отношением, однако ж, ее к предыдущему слову против любостяжания. Кончив завещание с молитвенным обращением к Богу, Апостол припомнил, что относительно стяжаний не все сказано,— и именно, что не стяжания виноваты в пагубности их, а недолжное их употребление, и прибавил, как должно употреблять богатство не на вред спасению, а в пособствование к нему. Сказав же это, повторяет будто завещание, говоря вместо: соблюди заповедь — предание сохрани (стих 20), которое слово можно признать и истолкованием предыдущего: соблюсти заповедь.

Заповедь нескверну и незазорну. Заповедь всегда чиста, нескверна и незазорна, сколько ее ни нарушай кто. Но кто нарушает ее, тот себя сквернит тем, что противоположно заповеди, и делается чрез то зазорным.

Даже до явления Господа. Не то значит, чтоб предсказывалось святому Тимофею продолжение жизни до пришествия Господа, а выражается лишь: навсегда, до скончания жизни своей; ибо для каждого переход из сей жизни в другую есть момент предстания Господу и, следовательно, явления ему Господа, επιφανεια. Святой Златоуст говорит: «до явления Господа,— то есть до твоей кончины, до исхода твоего. Не сказал он так (буквально), но сказал: даже до явления Господа, чтобы больше ободрить его», — чтоб «больше оживить и возбудить его ревность напоминанием о явлении Господа, напоминая и о страшной оной славе» (Экумений, блаженный Феофилакт),—и той, которая имеет сопровождать являющегося на суд Господа, и той, которая, по суде, сделается наследием верующих, блаженной жизни удостоенных.—Или в таком же смысле сказал так Апостол, в каком Господь сказал Апостолам: се Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века (ср.: Мф. 28, 20). В лице Апостолов Господь видел всех верующих и их ублажил таким обетованием. И здесь Апостол в лице святого Тимофея видел всех архипастырей и пастырей и в закон им поставил друг-друго-приимательно блюсти заповедь сию (веру ли Христову разуметь здесь или только нестяжательность) до явления Господа, до второго Его пришествия, всеобщего воскресения, суда и окончательного решения участи всех, внушая им сие предостережение: бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (ср.: Мф.24, 42).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа

Чтобы еще более укрепить Тимофея в неуклонном благочестии, апостол поставляет его пред лицом Самого Бога, все животворящего и следовательно могущего возвратить Своему рабу жизнь, которой он может лишиться за твердое исповедание веры. Поставляет апостол Тимофея и пред лицом Христа, Который пред неверующим Пилатом твердо заявил Свое исповедание о Себе как о Сыне Божием. В конце концов апостол указывает Тимофею, что тот должен хранить данную ему от апостола заповедь до самого явления Христа на землю. Некоторые говорят, что апостол здесь имеет в виду смерть Тимофея (Полянский), но такое понимание представляется очень неподходящим к прямому смыслу выражения: «даже до явления Господа нашего Иисуса Христа». Апостолу не была чужда мысль о возможности дожить до второго пришествия Христова. См. Кол. III:3, 4; 1Фес. IV: 17.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 13-14 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
 

Назвавши Тимофея человеком Божиим Апостол заклинает его пред Богом быть верным Богу, не страшась исповедания веры, хотя бы он привлечен был ко властям, как Христос к Пилату, чтобы в будущее явление Христово быть неукоризненным, свято соблюдшим апостольскую заповедь как о нестяжательности, так и о всем прочем, о чем писано было пред этим. «Опять призывает Бога во свидетели», говорит св. Иоанн Златоуст. «В одно время Апостол и умножает страх, и соделывает ученика своего непоколебимым, и открывает, что это не человеческие распоряжения, дабы св. Тимофей, приемля заповедь сию как-бы от Самого Господа и не имея всегда в мысли свидетеля, воспоминанием об этом приводил в сотрясение душу свою. Что же называет здесь Апостол добрым исповеданием? То, что, будучи вопрошен от Пилата: «убо Царь ли еси Ты?» Он отвечал: «Аз на сие родихся и на сие приидох, да свидетельствую истину (Ин. 18:37), и, будучи вопрошен: Сын ли Он Божий? сказал: «вы глаголете, яко Аз есмь»... Соблюсти же заповедь не скверну значит: чтоб ни за верования, ни за жизнь не навлекал ты ни малейшего укора до явления Господа, т. е. до своего исхода. Не сказал он так (буквально), но сказал: «даже до явления Господа», чтобы больше ободрить его». По изъяснению блаж. Феодорита, «добрым исповеданием Апостол назвал спасение вселенной. Ибо за спасение оной претерпел страдания. Свидетельство же это Апостол предъявляет ученику своему, чтобы и он с усердием настраивал своих учеников». По мысли же преосв. Феофана, Апостол говорит как-бы так: «исповедуя Христа Иисуса Сыном Божиим, воплотившимся и пострадавшим нашего ради спасения, будь и сам готов все, даже смерть претерпеть за веру в Него и за жизнь по Духу Его. Это – то же, что пишет и св. Петр: «Христу пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» (1Пет. 4:1). Применяя это к предмету речи, видим здесь сильнейшее побуждение и к нестяжательности, и к небоязненному исповеданию веры, и к доброму пастырствованию».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе

14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,

15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

6:13–16. Ввиду высокого значения пастырства в Церкви Христовой, святой Павел именем Бога, дающего всем жизнь, и именем Иисуса Христа, засвидетельствовавшего на суде перед Пилатом существо нашей веры, что Он есть Христос, Сын Божий (см. Лк. 22:70; Ин. 18:37), заклинает Тимофея, а в лице его и все пастырство Церкви Христовой, соблюдать заповедь Господню – истинную веру, и жизнь по вере, чисто и неукоризненно, «чтобы ни за верования, ни за жизнь не навлекать на себя ни малейшего укора» (Златоуст), до явления Господа наш его Иисуса Христа, то есть до твоей кончины, до исхода твоего. Или в таком же смысле сказал здесь святой Павел, в каком Господь сказал Апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). В лице Апостолов Господь видел всех верующих, и утешил их таким обетованием. Так и здесь, святой Апостол в лице Тимофея, видел все пастырство, и поставил им в закон преемственно блюсти, как заповедь – веру Христову, и святую жизнь по вере, до явления Господа, до второго Его пришествия, всеобщего воскресения, суда и окончательного решения участи всех. Явится Он в свое время, предназначенное в Предвечном Совете. Тогда всем явно будет, что Бог триединый, всеблаженный, желание Которого даровать блаженство всем достойным его, единый сильный всех воскресить, собрать воедино, произвести суд, разделить одесную. Одних утешить, а других предать вечным мукам, и все это утвердить на вечные времена, Своим неизменным решением и определением. Ибо кто может противиться Его воле? Один Он – Царь царствующих и Господь господствующихОдин Он – бессмертный, имеющий в Себе источник жизни. От Него и все прочее имеет жизнь (см. Деян. 17:25). По существу Своему, Он никому не доступен, окружен неприступным светом, так что Его никто не может видеть, не только люди, но и самые ангелы. «Слава Ему вечная! Мы можем только это говорить, это только делать, не испытуя, что Он есть в Себе»

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible