Скрыть
которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 15-16 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь

Все сии высокие понятия о Божестве, по моему рассуждению, могут служить определением блаженства. Если кого спросят, что такое блаженство, то не погрешит, в ответе благочестивом последовав слову Павлову и сказав: блаженно, что в собственном смысле и первоначально так называется, или превысшее всего естество; а в людях некоторым образом делается и именуется блаженным, что таково по причастию истинно Сущего и принадлежит в них естеству того, чего они причастны. Посему вот определение человеческого блаженства: оно есть уподобление Божеству.

О надписании псалмов

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 13-16 Завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание: соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну, даже до явления Господа нашего Иucyca Христа: еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих. Един имеяй бессмертие, и во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: Емуже честь и держава вечная. Аминь

Опять апостол Павел призывает во свидетели Бога, с одной стороны увеличивая этим в своем ученике страх, с другой – делая его непоколебимым, так как он всегда будет иметь в своем уме такого Свидетеля. - Оживляющим всяческая. Это также сказано для ободрения в опасностях. Если Бог, говорит Апостол, животворит все, то чего же нам бояться подвигов за веру? А что апостол Павел действительно к этому ободряет Тимофея, это видно из последующих слов: и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате. Если Сам Владыка засвидетельствовал, то чего же мы медлим? - Свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание. Всем, что сделал, Господь засвидетельствовал, что Он есть Христос, Сын Божий. Так объясняет и Климент в седьмой книге Гипотипоз. - Доброе исповедание. Какое исповедание Апостол называет добрым? То, в котором Иисус Христос, хотя прикровенно исповедал Себя Богом. Когда Пилат спросил: убо царь ли еси ты? Он отвечал: Аз на сие родихся и на cиe приидох в мир, да свидетельствую истину (Ин. 18:37). – Соблюсти тебе заповедь нескверну, чтобы ни в учении, ни в жизни ты ничем не запятнал ея. - Даже до явления Господа…, даже до последнего твоего издыхания. Правда, Апостол не сказал так; но чтобы сильнее побудить своего ученика, он упомянул о явлении Господа и о страшной Его славе. - Еже во своя времена явит…, т.е. во время подобающее, предопределенное. Не печалься поэтому о том, что явление это не наступило. - Блаженный… Это говорит Апостол о Сыне Божием. Явление откроет Тот, Кто имеет придти, но на суд придет не Бог Отец, а Бог Сын; следовательно здесь идет речь об имеющем придти Сыне Божием. Блаженный, – мало того: Он есть само блаженство; от Него бежит всякая скорбь и печаль; Он и всесильный и всеблагий; поэтому не должны страшиться Его земнородные. - и един сильный. Когда слышишь то или другое об одном из трех Лиц Пресвятой Троицы, то не подумай, что это сказано для различия от других двух Лиц; это сказано в отличие от тех, которые только называются богами, а на самом деле не суть таковы. Так и здесь, говоря о Сыне то, что в других местах он говорит о Боге Отце и Святом Духе, Апостол сказал: един. - Един имеяй безсмертиe. Как это Апостол говорит о Боге, что Он один имеет безсмертие, когда и ангелы, и души, и демоны имеют бессмертие? Говоря о Боге: един имеяй безсмертиe, Апостол или отнимает у всех их бессмертие, или ошибается. – На это нужно сказать то, что ангелы, души и демоны имеют бессмертие не сами по себе, но причастны его по благодати Того, Кто один бессмертен по естеству: оно даровано им от Бога. Бог делает нас причастным как всего другого, что только мы можем представить себе самого лучшего, – так и бессмертия. - И во свете живый неприступнем. Если Бог есть само бессмертие и неприступный свет, то не ограничивается ли Он местом? Иной ли Свет Он Сам и иной тот, в котором Он живет? Конечно, Он есть Сам Свет (αὐτοφῶς). Видишь ли, что язык наш оказывается немощным, когда мы пожелаем выразить что либо великое? Неприступен свет этот, потому что по причине сильного блистания его, никто не может к нему приступить. - Егоже никтоже видел есть от человек. Никто не видел божества Сына, подобно тому как не видел божества Отца и Духа Святого; но по плоти Он был видим. - Емуже честь и держава вечная. Если честь Его и держава будет вечною, то конечно и явление Его, так как Он обещал: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Которое в свое время откроет

То есть в приличное, предопределенное время. Поэтому не печалься, что оно еще не наступило.

Блаженный и единый сильный

И это апостол говорит для утешения, чтобы Тимофей не смотрел на кажущиеся ублажительными здешние блага, но к Тому Единому прилеплял взоры, Который есть само блаженство, в Ком нет ни печали, ни воздыхания; чтобы не боялся земных каких-либо властителей и царей. Вместе с тем он приготовляет его к тому, что откроет Его пришествие. Ибо Он единый сильный. Все это сказано о Сыне. А слово единый апостол употребил для противопоставления Его людям, или ложным богам, но не по отношению к другим Лицам Пресвятой Троицы.

Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие

Господь один имеет бессмертие по существу; ангелы же хотя и бессмертны, но не по природе, а по благодати. Итак, они не имеют бессмертия, но причастны бессмертию.

Который обитает в неприступном свете

Неужели Он местом определяется? Или одно – свет, а другое – Он Сам? Конечно, и Он Сам свет. Видишь ли, до какой степени бывает немощным язык, когда мы хотим провещать что-либо великое? Неприступен сей свет, потому что, по причине безмерного его блистания, никто приступить к нему не может.

Которого никто из человеков не видел и видеть не может

То есть по Божественности. Он виден был и есть только по человечеству. Святой Иоанн Златоуст понимает так, что в вышесказанном говорится о Сыне, а в последующем преимущественно об Отце, хотя слова эти приложимы и к Сыну, и к Духу.

Ему честь и держава вечная! Аминь

Итак, если держава Его вечная, то ты не должен бояться, хотя она теперь и не открывается. Если честь Его вечная, то ты не должен отчаиваться, хотя теперь Его и не почитают. Безукоризненно мы можем это только делать, - то есть славить Его, а не любопытно исследовать Его. Благовремение апостол изъясняет здесь учение о Боге. Ибо так как он призвал Бога во свидетели, то и описывает славу Его, чтобы больше тронуть слушающего.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих

Помянув о явлении Господа и тем приведши на память и прочее, соприкосновенное с ним, – воскресение, суд, вечное блаженство и вечные муки, – для возбуждения бодренности и бдительности в соблюдении заповеданного, – Апостол, для той же цели, живописует теперь свойства Бога, имеющего произвести все сие, углубляя вместе с тем убеждение, что так точно будет. Для чего это делает Апостол, святой Златоуст объясняет так: «хорошо сделал Апостол, предложив такое богословие. Это и нужно было. Ибо так как он призвал Бога во свидетели, то говорит много о сем свидетеле, чтобы глубже напечатлеть помышление о Нем» – и тем усилить бдительность и ревность. А блаженный Феодорит пишет, что Апостол изображением того, «что свойственно и принадлежит Богу, имел намерение подтвердить учение о воскресении, суде и воздаянии», – оживить и усилить убеждение в том с тою же целию, –то есть чтоб оживить ревность; ибо ничто столько не сильно поддерживать нравственную энергию, как память о последних.

Явление Господа явит Бог, – Бог Триипостасный. Явится Сын воплотившийся, по воле и благоволению Отца в общении с Духом Святым, как было и первое явление для устроения спасения. Во своя времена – в то время, которое держится в тайне Божества и Ему Единому ведомо, – «то есть во время приличное, должное» (святой Златоуст),—«предопределенное» (Экумений, блаженный Феофилакт). Сказал сие Апостол, чтоб пресечь столь свойственное немощи человеческой покушение определять момент явления Господа и вместо того настроить – ожидать Его каждую минуту. Явится Господь несомненно и решит участь твою навсегда. Что тебе нужды знать, ныне или завтра явится? Будь готов, – вот что нужно!

За сим живописуются наиболее впечатлительные свойства Божества. На первом месте поставляется блаженство Божие. Блажен Бог Сам в Себе и достоин ублажения от всех различных тварей, то есть вседоволен, всесовершен, полнота всего, почему и всехвальный. «Он есть самоблаженство» (святой Златоуст). Если Он всеблаженство, то ничего более не желает, как того, чтобы всех ублажить, всех сделать блаженными. Страшно явление Господа, ибо сопровождаться будет страшным судом; но оно и безмерно обрадовательно, ибо положит начало всеблаженной жизни, «где не будет уже ни печали, ни воздыхания» (святой Златоуст). Только будь готов, – «не смотри на кажущиеся ублажительными здешние блага, но к Тому Единому прилепи взор, Который есть самоблаженство» (блаженный Феофилакт), «от лица Которого бежит всякая скорбь и печаль» (Экумений), так что ты еще здесь начнешь вкушать блаженство, которое во всей силе откроется лишь по явлении Господа.

И един сильный, δυναστης, – один Властитель. Все в Его деснице. Следовательно, Он не только хочет, но и силен всех ублажить. Если взять во внимание все напоминаемое явлением Господа, будет: силен всех воскресить, собрать во едино, произвести суд, разделить одесную и ошуюю, и одних ублажить, а других предать вечным мукам, – и все сие запечатлеть на вечные веки неизменным решением и определением Своим. Ибо воле Его кто противиться может? Есть и между тварями такие, которые являются облеченными царственною и господственною силою, но и они все в Его власти. Ибо Он один есть Царь царствующих и Господь господствующих. Так благонадежен будь, что всякое обетование Божие исполнено будет неотложно. Как обетовании никто не вынуждал, а они суть дело свободного Божия благоволения, так и исполнению их никто помешать не может; и определение Божие о них измениться не изменится, ибо Бог неизменен. Так будь благонадежен; но вместе и страшись. Ибо если всё во власти Его, то тебе некуда ускользнуть и укрыться от Него, если по несчастию прогневаешь Его и заслужишь осуждение. Обрати же всю ревность свою на то, чтоб делать одно благоугодное пред Ним и в конце явиться благоприятным Ему. «Земных же каких-либо властителей и царей не бойся» (блаженный Феофилакт), если станут с угрозами отклонять тебя от угодного Богу.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-16 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь

Явление Христа совершится в свое, для этого определенное от Бога время (ср. Деян I:7). Бог называется здесь «блаженным» в противоположность земным владыкам, которые нередко принуждены подвергаться разного рода страданиям. Он есть единый сильный (dunasthV), потому что, собственно говоря, все прочие владетели сами по себе, без Бога, бессильны (Пс. CLXV:3) и вполне зависят от Бога. Наравне со всеми людьми они подлежат и закону смерти, от которой свободен только Бог. Он есть единый бессмертный в собственном смысле этого слова, в силу Своей собственной природы: все другие живые существа, даже Ангелы, имеют бессмертие, какое получили при своем происхождении от Бога. К Богу нельзя приблизиться и Его узреть - конечно, обыкновенными очами (визионарное видение Бога здесь не имеется в виду). Все это апостол говорит для того, чтобы убедить Тимофея с твердостью переносить всякие испытания, какие ему Бог пошлет, в особенности же убедить его, чтобы он не боялся земных владык, которые пред Богом - ничто.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 15-16 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Упомянув о будущем явлении Христа и откровении славного Царства Его, Апостол воссылает славу Богу, как единому всемогущему Царю всех, вечному и невидимому, подавая тем твердую надежду на Него, как в жизни сей, так и в будущей, где лицезрение Бога, прежде неприступного, будет одним из главных предметов бесконечной радости до смерти верных Ему. «Хорошо сделал Апостол, предложив такое богословие», говорит св. Иоанн Златоуст. «Ибо, так как он призвал Бога во свидетеле, то говорит много о сем свидетеле, чтобы глубже напечатлеть помышление о Нем». По изъяснению блаж. Феодорита, «Апостол изображением того, что свойственно и принадлежит Богу, имел намерение подтвердить учение о воскресении, суде и воздаянии. Бессмертием назвал непреставаемость. По невозможности исследовать самое естество Божие, указал на неприступный свет окрест сего естества. Апостол, сколько возможно, песнословит Бога, и простирает взор, сколько он может достигать. Если окрест Его свет неприступный, то как можно увидать Его? Почему присовокупил: «Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может». «И Сына по Божеству никто нигде не видел», говорит св. Иоанн Златоуст. «Он виден был и есть только по человечеству», добавляет блаж. Феофилакт. «И Духа Святого Божество никто не видел, как ничего и Сыновнего», говорит Экумений, который задается еще вопросом: как говорит Апостол о Боге, что Он один бессмертен, когда и ангелы, и души, и демоны бессмертны? И отвечает: «эти не имеют бессмертия сами по себе, но причастны бессмертию по благодати Того, Который один есть бессмертен по естеству». «У Апостола речь о свойствах Божеского естества или Бога триипостасного, Единого нераздельного», говорит преосв. Феофан. Страшно явление Господа, ибо будет сопровождаться страшным судом, но оно и безмерно обрадовательно, ибо положит начало всеблаженной жизни. Только будь готов, к Тому единому прилепи свои взор, Который есть Само блаженство, и ты еще здесь начнешь вкушать блаженство, которое во всей силе откроется по явлении Господа. Вместе с указанием на всемогущество Божие, Апостол углубляет убеждение, что Таковый силен совершить как явление Господа, так и все соприкосновенное с ним».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе

14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,

15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

6:13–16. Ввиду высокого значения пастырства в Церкви Христовой, святой Павел именем Бога, дающего всем жизнь, и именем Иисуса Христа, засвидетельствовавшего на суде перед Пилатом существо нашей веры, что Он есть Христос, Сын Божий (см. Лк. 22:70; Ин. 18:37), заклинает Тимофея, а в лице его и все пастырство Церкви Христовой, соблюдать заповедь Господню – истинную веру, и жизнь по вере, чисто и неукоризненно, «чтобы ни за верования, ни за жизнь не навлекать на себя ни малейшего укора» (Златоуст), до явления Господа наш его Иисуса Христа, то есть до твоей кончины, до исхода твоего. Или в таком же смысле сказал здесь святой Павел, в каком Господь сказал Апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). В лице Апостолов Господь видел всех верующих, и утешил их таким обетованием. Так и здесь, святой Апостол в лице Тимофея, видел все пастырство, и поставил им в закон преемственно блюсти, как заповедь – веру Христову, и святую жизнь по вере, до явления Господа, до второго Его пришествия, всеобщего воскресения, суда и окончательного решения участи всех. Явится Он в свое время, предназначенное в Предвечном Совете. Тогда всем явно будет, что Бог триединый, всеблаженный, желание Которого даровать блаженство всем достойным его, единый сильный всех воскресить, собрать воедино, произвести суд, разделить одесную. Одних утешить, а других предать вечным мукам, и все это утвердить на вечные времена, Своим неизменным решением и определением. Ибо кто может противиться Его воле? Один Он – Царь царствующих и Господь господствующихОдин Он – бессмертный, имеющий в Себе источник жизни. От Него и все прочее имеет жизнь (см. Деян. 17:25). По существу Своему, Он никому не доступен, окружен неприступным светом, так что Его никто не может видеть, не только люди, но и самые ангелы. «Слава Ему вечная! Мы можем только это говорить, это только делать, не испытуя, что Он есть в Себе»

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible