Скрыть
Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

Ты же, о человек Божий, сего и подобного, что может отклонить тебя от Бога, убегай, но достигай правды, т.е. проповедуй, благочестие благовествуй, веру возвещай, любовь имей, терпение приобретай и кротость стяжи.

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 9-12 А хотящии богатитися, впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень же всем злым сребролюбие есть: егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай: гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был ecu, и исповедал ecu доброе исповедание пред многими свидетели

Не о тех говорит здесь апостол Павел, которые пользуются богатством, как следует, а о тех, которые страстно желают его. Taкиe не станут раздавать его другим, боясь, что самим не хватит его на удовлетворение своих пожеланий. - Впадают… и в похоти многи. Изобильное богатство ввергает в непотребные похоти, потому что доставляет для этого средства. - Яже погружают человеки… так, что они уже не могут более облагоразумиться. – Заблудиша от верыСребролюбие закрывает людям духовные очи и не позволяет им идти по прямому пути. - И себе пригвоздиша. Подобно тернию сребролюбие окровавляет руки всякого, кто берется за него. – Болезнем многим. Страсть к обогащению не только препятствует соблюдать должные отношения к Богу, но и самих приверженцев своих мучительно уязвляет заботами, лишением сна, страхом. Ты же, о человече Божий! Великое достоинство! Правда, все люди – рабы Божии, но преимущественно праведные, не только по той причине, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу. - Сих бегай: гони же… То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал Апостол: от того отступи, а к этому приступи, но: бегай и гони. Гони же правду, чтобы иметь у себя не больше того, что необходимо для жизни, – благочестие – в учении, – веру, не знающую никаких состязаний и словопрений, – любовь, которая рождается от веры, любовь к Богу и людям. И какое прекрасное словорасположение: из веры происходит любовь, из любви – терпение, терпение делает нас кроткими. - Подвизайся добрым подвигом веры. Подвиг веры есть и все выше сказанное, и мужественное перенесение всех искушений. Сейчас же указывается и воздаяние за такого рода подвиг, именно вечная жизнь. - В нюже и зван был ecu. Всякий, приступающий к крещению, призывается к вечной жизни. - Исповедал ecu доброе исповедание. Апостол Павел разумеет здесь исповедание при крещении, когда мы исповедуем, что отрекаемся от сатаны, а сочетаваемся и верим во Христа.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ты же, человек Божий

Великое достоинство! Правда, все люди - Божии, но преимущественно праведные, - не по той причине только, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу. Если ты - человек Божий, то не ищи того, что отвращает от Бога, но что?

Убегай сего, а преуспевай в правде

То и другое делай с напряженным усердием. Не сказал, отступи и приступи, но: убегай сего и преуспевай в правде, чтобы никого не ограбить, как делают хотящие обогатиться.

Благочестии

Разумеет догматы.

Вере

Которая не допускает исследования.

Любви

То есть в правильном образе жизни, ибо основанием его служит любовь.

Терпении, кротости

От любви происходит терпение и кротость. Ибо любовь все переносит и долготерпит.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ты же, о человече Божий, сих бегай

Изображение худых последствий от любоимания уже само отталкивало от него; несмотря, однако ж, на то, святой Павел счел нелишним прибавить: X) прямое внушение: сих бегай (см.: 6, 11) – и, в противовес заботам о суетных стяжаниях, указать: Z) неустанную (гони [6, 11]) заботу о стяжании всякой добродетели в надежде блаженной вечности (см.: 6, 11-12), присовокупив: Y) заклинание именем Божиим исполнить сию заповедь незазорно до пришествия Господня (см.: 6, 13-16). Эти уроки даются святому Тимофею не в том, конечно, смысле, чтоб он имел в них нужду, но в том, чтоб дать ему руководство, как пасомых отклонять от любоимания и куда их вместо того направлять. Можно и так думать, что в лице святого Тимофея уроки сии даются всем христианам, и наипаче пастырям и архипастырям.

Человече Божий. «Великое достоинство! Правда, все люди – Божии, но преимущественно праведные, – не по той причине только, что они создания Божии, но и по причине своей близости к Богу» (святой Златоуст). «Человек Божий – великая похвала. Так назван был и великий Илия, так названы и многие из Пророков, не потому, что иные – не Божии человеки (ибо все Божии твари), но сохранившие в себе (или восстановившие) первоначальные черты создания поистине называются человеками Божиими. Так все – рабы Божии, как твари; ибо и злочестивый Навуходоносор – Божий раб; но он раб по естеству, а Авраам, и Давид, и Павел, и подобные им – рабы По приверженности. Ибо сказано: Авраама ради раба Моего (ср.: Быт. 26, 24), и: Давида ради раба Моего (3Цар. 11, 13), и: Павел, раб Иисус Христов (ср.: Рим. 1, 1)» (блаженный Феодорит).

Человек Божий страхом Божиим водится и всячески угождать Богу старается. Из числа таких особенно суть Божии человеки – те, которым вверяются от Бога особые некоторые дела, которые не только к дому Божию принадлежат, свои суть Богу, но и поставляются правителями по дому. К таким принадлежал и святой Тимофей. Почему и назван Божиим человеком.

В этом наименовании сокрыто уже побуждение к: сих бегай, – к беганию любоимания и соединенных с ним неправостей и тревог. Поелику ты – Божий человек, то тебе совсем не пристало гоняться за стяжаниями. Имеешь Владыку, – богатого всем, и в Нем Отца многопопечительного. Если станешь гоняться за стяжаниями, то подвергнешь хуле Владыку своего и Отца. И некогда тебе этим заниматься. Есть у тебя дело, которое должно поглощать все твое внимание и наполнять все твое время. «Если ты – человек Божий, то не ищи излишнего и не ведущего к Богу, а напротив, бегай сего» (святой Златоуст). «Если ты человек Божий, то не ищи того, что отвращает от Бога (и дела Божия), но – что? Бегай сего» (блаженный Феодорит). «Бегать любостяжания внушает и заповедует человеку Божию, чтоб и здесь быть ему безопасну, и в будущем получить богатое воздаяние. Ибо не несправедливо увенчать презирающего то, к чему очень многие льнут и влекутся» (Амвросиаст). – Так тебе, человек Божий, неуместно обременять себя любостяжанием, если б даже это было делом позволительным. Но когда знаешь, что оно противно Богу, что Бог отвращается от него, как от идолослужения, то тебе следует не тихо отступать, а бежать от него. Говоря об инакоучителях, написал: отступай (6, 5). Помянув о бабиих баснях, приложил: отрицайся (4, 7). От любостяжания же и сребролюбия, говорит, бегай, как от огня, как от верной пагубы.

гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость

Бегай, – не в пустоту направляясь, но устремляясь на противоположное тому, от чего бежишь: гони же правду – и прочее. Там: бегай, – здесь: гони. «То и другое делай с напряженным усердием» (святой Златоуст). «Не сказал: отступи и приступи, но: бегай – и: гони» (блаженный Феофилакт).

Гони, говорит, и указывает разные добродетели, как цель гнания. Поелику это гони противоположно бегай, – а бегать заповедует любостяжания: то все сии добродетели надобно здесь понимать – поколику они противоположны любостяжанию, или поколику нестяжательность дает их проявлению и упражнению пространное поприще, или поколику стяжание их ведет к нестяжательности и утверждает в ней. «Повелевает Апостол человеку Божию бегать любостяжания тещи вслед правды, благочестия и прочего, о чем поминает, потому что его нельзя избежать, не прилепившись к тому, что ему противоположно» (Амвросиаст).

Гони правду. Будь алчущ и жаждущ правды, как и Спаситель заповедал (см.: Мф. 5, 6). Строго соблюдай законы справедливости во всем, – в помышлениях о других, в отношениях к ним словом, в сделках с ними и в столкновениях – и тем паче в судах. Всякому воздавай свое. На милость нет закона; а правда свою определенную имеет меру, отступление от которой, и небольшое, вводит в неправду. Соблюсти тебе такой образ действования нельзя при любостяжании. Оно на всяком шагу будет вязать тебе руки и путать ноги. При нем весы твоей правды не могут стоять право, а все будут клониться на кривду. Только нестяжательность даст тебе полную свободу действия; только при ней цвести может правда твоя и дела твои беспрепятственно будут тещи путем ее. «Правду внушает, – чтоб никого не олихоимствовать, как делают хотящие богатитися» (блаженный Феофилакт).

Благочестиегони. Благочестие – настроение сердца в отношении к Богу в духе веры. Поелику оно направление свое получает от веры, то в нем заключается и «догматов содержание» (святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт). Но само по себе оно собственно слагается из чувств и расположений к Богу, возникающих и зреющих под влиянием искренней сердечной веры. Такое настроение у нестяжательного естественно, а у любостяжательного ему быть нельзя, как нельзя птице летать с оледеневшими крыльями. У нестяжательного сердце отрешено от вещественного и тварного и дух свободен. Как он по природе своей ищет жить в Боге, то, получив свободу, к Богу устремляется, и Им жить начинает, и, с сей высоты приникая к сердцу, преисполняет его благоговейными чувствами к Богу, в многообразных оттенках, зависящих то от воззрений к Богу в разных отношениях (существо Божие, свойства, действия), то от разных своих ему состояний. Совокупность всех их и есть благочестие, которого и признаком служит не иное что, как присутствие и движение тех чувств. Любостяжание, напротив, отягчает сердце печальми житейскими (Лк. 21, 34) и обременяет ум многопопечительностию (см.: Прем. 9, 15). Внимание к требованиям духа отходит, и он глохнет. Вместе с ним заглушаются и все чувства к Богу, и благочестие остается только в видимых проявлениях его заведенными к тому порядками в Церкви. Весь строй внутренний тогда у человека бывает земен: грудью пресмыкается он по земле и питается землею.

Гони веру. Вера здесь – не исповедание догматов, а уверенность в Боге, коею исполненный верует, что Бог не оставит раба Своего, вседушно Ему работающего. Почему и не томит себя заботою об утрешнем, как и Спаситель повелел (см.: Мф. 6, 25-34). Приступающий работать Богу как следует жизнь свою отдает в руки Божии и уже не возвращается к заботе о себе. Он не лежит праздно; но заботы не имеет, а покоится в Боге, доволен бывая, что подает Бог, – и куском хлеба, и даже ничем. Забота о себе есть болезнь неверующего сердца. Она раскрывается из чувства необходимых потребностей, неруководимого верою. Начинается с малого, но не стоит на одном, а растет и быстро вырастает в многозаботливость. Как растет забота, так вместе же растет и любоимание. Когда простая забота станет многозаботливостию, тогда в основе ее есть уже и любостяжание полное. По мере многозаботливости и любостяжания гаснет вера. В последних степенях их и следа ее уже не остается. Вера не отнимает труда и снискания потребного, но освящает их и руководит, содержа сердце свободным от пристрастия и привязанности к снисканию и снискиваемому и вместе с тем прогоняя леность и праздность. При этом настроении пусть и богатство потечет, вера не даст сердцу приложиться к нему. Она сохранит сердце богатого в чувствах приставника Божия, Божия прикащика. В этом духе ниже дается и заповедь богатым (см.: 6, 17-19).

Гони любовь. Любовь не ищет своих си (1Кор. 13, 5); почему не станет перетягивать на свою сторону того, что должно принадлежать другому, и на просьбу нуждающегося не скажет: себе нужно. Ее природа совершенно противоположна любоиманию и любостяжанию: ибо она не любит собирать и удерживать для себя, а расточать и раздавать. Почему, любовь ли стяжешь, погасишь любостяжание или, любостяжание прогонишь, проложишь дорогу любви. Стань помогать другим из своего и благотворить, – расслабишь узы любоимания и восприимешь зачатки любви. Продолжай богатиться добрыми делами (см. ниже: 6, 18), – узы любоимания совсем спадут и воцарится любовь. Как, напротив, станешь скупиться, – туже стянешь себя узами любоимания и восприимешь ожестение сердца. Продолжи такую жизнь, – сердце ко всем окаменеет, а узы те и самого тебя душить станут, доведши тебя до того, что тебе жаль будет и на себя что-либо истратить. А откуда зависть, вражда, подыскивания, суды, смертельная ненависть, убийства и всякие нестроения? Все наипаче от любоимания. Где любовь, там всему этому нет места. Растапливая узы любоимания, она и все худые последствия отстраняет.

Гони терпение. Не ищущий многого естественно довольствуется малым; а это требует терпения. Почему положивший быть нестяжательным должен запастись терпением, положив его в основу своей доброй решимости. Отчего ищут многого? От саможаления, от того, что жаль себе отказать; а себе жаль отказать, потому что отказ скорбь причиняет; скорбь же при отказе бывает от неуменья, неготовности и нехотения терпеть. Положивший не гоняться за многим наперед просмотрел уже все сии скорбности, лишения, тяготы, – и имеющие возникать по поводу их припадки саможаления, – и все решился терпеть. Оттого никакие случайности скорбные, зависящие от неимения многого, не смущают его, но благодушно и легко переносимы бывают. Почему и сказал Апостол: гони терпение, в той мысли, что если догонишь его и овладеешь им, то подсечешь все зародыши саможаления, а с этим отвратишь всякое возбуждение позывов к многоимению. – Но требование нестяжательности не есть требование ничего-неимения, а только непристрастия к имению и способам стяжания его. И многое имеющий может быть нестяжательным. Но такому для удержания в себе нестяжательности и для действования в духе ее еще более потребно терпение. И тут руку помощи самую сильную подает ему любовь, которая вся терпит (1Кор. 13, 7).

Гони кротость. Кротость противоположна гневу, серчанию и всяким чувствам неудовольствия на других за что бы то ни было. Это чувство возникает от всего, что каким-нибудь образом тревожит наше самолюбие; но самое широкое поле для распложения сего зелия представляет любоимание. Не тронь, это мое. Таков закон любостяжания. Тронет кто, – и пошли неудовольствия, серчание, гнев, вражда, ненависть. Кто же непристрастен к стяжаниям, тот свободен от всех таких тревог, хотя проходит те же случайности житейские, которые крайне возмущают других. Видимо посему, что с нестяжательностию естественно сочетана кротость. Почему в словах: гони кротость – надо видеть вместе урок: будь нестяжателен, потому что иначе нельзя тебе быть кротким. Но кротость может иметь и другие источники – любовь, преданность в волю Божию и подобное. – Вошедши же в сердце, она вместе с своими родителями подсекает и любостяжание. Почему в кротости можно видеть и средство против сей страсти. Гони кротость, и она, водворившись в сердце, поможет тебе невозмутимо блюсти нестяжательность.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости

Тимофей, как христианин, стоит в тесном общении с Богом (человек Божий). Поэтому его единственное богатство в Боге - денег искать ему не для чего. Его стремление должно быть направлено на приобретение добродетелей, которых Ап. Павел здесь насчитывает шесть.

Правда - вообще правильные отношения к Богу и людям (Мф. V:20).

Благочестие - благоговение пред Богом.

Вера - как утешающая во всяких скорбях и выражающаяся в твердом исповедании.

Любовь - чрез которую обнаруживается вера.

Терпение - которое проявляется в перенесении страданий.

Кротость - когда человек без огорчения принимает даже оскорбления.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 11-12 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

Обращаясь с наставлениями к Тимофею, Апостол прежде всего, по связи речи, советует ему убегать от стремления к богатству и потом преуспевать в разного рода добродетелях: в вере, любви, терпении, вообще стремиться к благам, дарующим вечную жизнь, причем делает замечательное указание на исповедание, данное Тимофеем в присутствии множества лиц, как свидетелей. По мнению новейшего толковника (П. Полянского), это есть исповедание, которое произнес Тимофей при своем крещении. Такого мнения держится Феофилакт и большинство других толкователей. Но блаж. Феофилакт говорит о сем так, что это исповедничество можно относить и к другим моментам. Он пишет: «хвалит его дерзновение и мужество, как исповедовавшего Христа среди опасностей. Или говорит об исповедании, бывающем при крещении, когда мы исповедуем, что отрицаемся от сатаны и сочетаваемся Христу». В переводном толковании (изд. в Киеве в 1887 г., говорится: «каждый шаг на священном пути обозначается каким-либо священным обязательством, делаемым в присутствии многих свидетелей. В крещении это обязательство выражается в форме исповедания веры, в призвании к священству, в присяге, а у посвящающих себя монашеской жизни – в обете совершенной чистоты, целомудрия (и нестяжательности); наконец, при возведении в епископское достоинство – во всенародном исповедании веры. Это троякое исповедание производится как для Бога, так и для народа, и служит всесильным побуждением самому (исповеднику) к исполнению обетов, к верному и неуклонному следованию сим». Преосв. Феофан также признаёт все эти виды исповедания. Но он говорит, что первое понимание уместно, третье менее, второе более уместно, ибо св. Тимофей всюду являл исповедание веры, так что свидетельницею его исповеданий была вся вселенная. В этом смысле понимает и св. Иоанн Златоуст, говоря: «Апостол хвалит здесь дерзновение и мужество св. Тимофея. Ты, говорит, на всех местах являл свое доброе исповедание». «Требуется же не только исповедание, но и стояние в нем, дабы постоянно пребывать в нем, а для сего нужны великие подвиги и немалые труды, чтоб не уклониться от правого пути, потому что много соблазнов, много препятствий. Вследствие сего тесен и прискорбен путь сей. Поэтому нужно со всех сторон оградить себя, надлежащим образом вооружить себя. Отовсюду появляются бесчисленные приманки, а именно: деньги, утехи, прельщение, леность, слава, гордость, власть, любоначалие. «Емлися за вечную жизнь». Это прямо отрицает любостяжание. Взяться за вечную жизнь значит всею душою и всем сердцем взыскать ее. Взыскивать при этом стяжания уже нечем: и мысли и желания – все преселены в область вечной жизни, почему возьмись за вечную жизнь, и погасишь любостяжание, восприяв вместо его нестяжательность» (преосв. Феофан). «Бегать любостяжания внушает и заповедует Апостол человеку Божиему, чтобы и здесь быть ему безопасну, и в будущем получить богатое воздаяние. Повелевает же бегать любостяжания и тещи вслед правды, благочестия и прочего, потому, что его нельзя избежать, не прилепившись к тому, что ему противоположно» (Амврос.).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости

6:11. Ты же, говорит Тимофею, как человек Божий – Богу служащий и Ему принадлежащий, а не мамоне, бегай, как от огня, как от верной погибели, сребролюбия, и совершенствуйся в христианских добродетелях – в правде. Строго соблюдай справедливость во всем – в мыслях о других, в суждениях о них, и делах с ними, особенно в судах всякому воздавай свое. На милость нет закона, а правда имеет свою определенную меру, отступление от которой и небольшое, вводит в неправду. Самый большой враг правды – любостяжание. При нем весы правды твоей все будут клониться на кривду. Только нестяжательность даст тебе полную свободу действий по правде. Преуспевай в благочестии – в религиозном и нравственном святом настроении, в искренней сердечной вере, что возможно только при полном отрешении сердца от вещественного и тварного, и при свободе духа, стремящегося по природе своей, к общению с Богом. При любостяжании же сердце отягощается житейскими заботами (Лк. 21:34), а ум обременяется многопопечительностью (ср. Прем. 9:15). Преуспевай в вере – в уверенности в Боге, надежде на Него, и не томи себя заботой о завтрашнем дне, как повелел и Спаситель (см. Мф. 6:25-34). Забота о себе, есть болезнь неверующего сердца, а постоянно расширяясь и разрастаясь, она переходит в любостяжание, и тогда совсем гасит веру и надежду на Бога. Вера не отрицает забот о приобретении необходимого, но она оберегает сердце от пристрастия к ним, и если сердце свободно от пристрастия к богатству, то имение не вредит вере. Преуспевай в любви – любовь не ищет своего (1Кор. 13:5). Она, на просьбу нуждающегося, не скажет: «самому нужно», тем более, не пожелает ничего, из принадлежащего другому. По духу она совершенно противоположна любостяжанию, потому что не любит собирать и удерживать для себя, а любит раздавать. Преуспевай в терпении. Не ищущий многого, естественно, довольствуется малым, и отказывает себе почти во всем, но при этом нередко не чужд бывает скорби, от недостатка в терпении. А кто заранее положил не гнаться за многим, тот уже предвидел возможную скорбь от самосожаления, и решился переносить всякое лишение. Поэтому святой Павел и советует Тимофею крепнуть в этой добродетели, чтобы изгнать из мыслей и сердца всякий горький осадок, при стремлении к нестяжательности. Терпение стоит в самой тесной связи с любовью, которая все терпит (ср. 1Кор. 13:7). Преуспевай в кротости – в безгневии. Гнев возникает от всего, что затрагивает наше самолюбие, особенно же он присущ любостяжанию. Поэтому святой Павел и дает, как бы такой урок Тимофею: будь нестяжателен, ибо иначе нельзя быть кротким. Кротость происходит из совершенно другого источника – любви и преданности воле Божьей, а потому, укоренившись в сердце, она изгоняет из него любостяжание.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible