Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 4:1
Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих
Так нас да считают люди, как служителей Христа и домостроителей тайн Божиих; посему не называйтесь именем кого-либо из нас, или из других.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-2 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным
«Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1Кор.4:1). Низложив гордость их, смотри, как он опять ободряет их словами: «как служителей Христовых». Потому не называйтесь именем исполнителей и служителей, оставляя Господа. Строителями назвал (учителей) для того, чтобы показать, что не всем должно присвоять это дело, но кому следует и кто достоин быть домоправителем. «А еже прочее, ищется в строителех, да верен кто обрящется» (1Кор.4:2), т. е. чтобы не присвоял себе того, что принадлежит Господу, и не приписывал себе вместо Господа, а поступал бы, как домоправитель. Дело домоправителя – хорошо распоряжаться вверенным ему, не называть своим принадлежащего Господу, а напротив свое приписывать Господу. Каждый, владеющий даром слова или имуществом, представляя это, т. е. что это вверено ему Господом, а не его собственность пусть не удерживает у себя и не присвояет себе, но приписывает Богу, даровавшему все. Хочешь ли видеть верных домоправителей? Послушай, что говорит Петр: «что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян.3:12). Также Корнилию он сказал: «я тоже человек» (Деян.10:26); и Христу: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф.19:27). Равно и Павел, сказав: «я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10). И в другом месте, обращаясь к ним же, сказал: «что ты имеешь, чего бы не получил?» (1Кор.4:7). Ты ничего не имеешь своего, ни богатства, ни дара слова, ни самой души, – и она от Господа.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих
Мы - учителя - не что иное, как слуги; почему же вы, оставив Владыку, называетесь от имени нас - слуг? Назвав апостолов и учителей домостроителями тайн, показал, что не всем без разбора должно преподавать учение, но тому, тогда и так, кому, когда и как должно. Тайны как тайны не должны быть открываемы всем; это не свойственно благоразумному домостроителю.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих
Под нас разумеет себя, Аполлоса и Петра, и вообще Апостолов. Да непщует, пусть считает, на той линии пусть ставит.– Яко слуг – υπηρετας и строителей οικονομους. Как у богатого домовладыки бывают в доме слуги и экономы, распорядители по разным частям, так и у Господа Иисуса Христа – Владыки всех сокровищ духовных для рода человеческого – есть слуги и экономы, коим вверил Он раздаяние Своих сокровищ и устроение дела Его на земле – спасения людей, чрез насаждение повсюду Церквей. Таковы – мы. Но как слуги и экономы в доме господина ничего своего не имеют, а все господское, так и у нас ничего нет своего, а все Христово. И как слуги и экономы ничего по своему желанию делать не могут, а делать должны только то и так, что и как велено господином, так и мы не можем ничего делать по своей воле и по своему разуму, а все делаем, как Господь заповедал. Напрягаться указать различие слуг и экономов в царстве Христовом не настоит надобности, ибо цель у Апостола та только, чтобы внушить, что они не самостоятельные действователи, и не имеют ничего сами от себя, и делать ничего не могут сами по себе. Слуги, говорит, Христовы, и строители таин Божиих. Ибо все Христово есть Божие, и Божие все Христово. Вся Твоя – Моя, и Моя – Твоя,– говорит Господь к Богу Отцу. Тайны здесь не одни таинства, но устроение всего дела Христова на земле, которое названо премудростию Божиею, в тайне сокровенною; и не одни тайны учения, а все домостроительство спасения, в которое входит и учение, и заведение правой жизни, и преподание освящающих таинств.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: 1Кор.4:6: «чтоб вы научились от нас не мудрствовать сверх написанного».
Православный ответ: Чего написанного? Написанного о превозношении друг пред другом, из-за чего бывают споры (1Кор.3:4-12,21-23;4:1). Что касается устного Священного Предания, то его требует ап. Павел: 2Фес.2:15 и не описывает подробно того, что устно передал.: Евр.6:1-2.
Амвросиаст (†IVв.)
Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих
Указал на это апостол потому, что некоторые коринфяне это слабо понимали… Товарищ рыбакам, он не иначе, чем они, Христа проповедовал. Называя себя служителем Христовым и тайн Божиих, Павел косвенно указывает на лжеапостолов и отрицает отношение ко Христу того, что те говорят, поскольку оно не соответствует апостольской традиции.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих
Нас. Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. - Домостроителей (οικονόμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами (Лк XII:42). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. - Таин Божиих. Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. - Тайны - это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам (III:2).
Ст. 1-5 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они - только служители Христовы и их обязанность - верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мк.10:29-30. На этом основании православый христианин чтит святых отцов, учителей веры, домостроителей Тайн Божиих: 1Кор.4:1; этих «друзей Божиих» (Ин.15:14) у верующего христианина, действительно, сторицею больше, чем плотских родственников.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
священник Николай Рудинский (†1937)
Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих
Как в доме богатого слуги экономы-домостроители исполняют не свою волю, а своего господина, так и мы, говорит Апостол, слуги и домостроители в Царстве Христовом, исполняем волю Его одного, учим, основываем Церкви, вообще, совершаем тайны устройства Богом спасения людей. Так нас и нужно разуметь.Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Предание не нужно, так как оно есть мудрствование «сверх того, что написано» (1Кор.4:6).
Ответ: Апостол, имея в виду, что коринфские христиане разделились на партии из-за учителей (1Кор.1:12) и превозносились друг перед другом, обличает их за эти разногласия (1Кор.1:13, 3:1-4), убеждает, что из-за учителей не должно превозноситься и разделяться (1Кор.3:5, 9:21-23). Достоинство апостолов и учителей Церкви определяется не внешними качествами (напр., ученостью, красноречием), а верностью Христу (1Кор.4:1-2). Суд ο степени этой верности принадлежит Господу, а не коринфянам (1Кор.4:3-5). Это (т.е. все сказанное выше ο значении апостол. и учител.), говорит Апостол, я применил к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы не мудрствовали ο проповедниках «сверх того, что написано» (больше, иначе, чем написано здесь, в этом послании) и не гордились друг пред другом их достоинствами. «Коринфяне, – пишет блаженный Феодорит, – разделившись на толки и положив называться, одни – именем одного, а другие – именем другого, препирались одни с другими, и каждый усиливался своему учителю отдать первенство пред другими». – «Это я переложил на себя и Аполлоса ради вас, чтобы от нас вы научились, как мы, так и вы, не мудрствовать более, нежели написано, т.е. не хвалитесь мудростью, – объясняет святой Ефрем Сирин, – ибо написано ο ней, что она есть глупость пред Богом (1Кор.3:19), и как ею, так и всем прочим, да не надмевается один пред другим».
В приведенном сектантами месте совсем нет речи ο Священном Предании, как равно и ο том, будто оно излишне при существовании Священного Писания.