Скрыть
Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся

Даже до нынешняго времени (до последнего часа) терпим и голод и жажду.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим

«Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» (1Кор. 4:11–12), т. е. я говорю не о давно бывших обстоятельствах, но о происходящем с нами в настоящее время; мы нисколько не заботимся о вещах человеческих и о внешней славе, но обращаем наши взоры только к Богу. Точно так надобно всегда поступать и нам, потому что не ангелы только взирают на нас, но еще прежде них сам Заповедавший нам подвиги. Потому мы не имеем нужды в посторонних похвалах. Не довольствоваться Его вниманием, а обращаться за похвалами к подобным нам рабам, это значит оскорблять Его. Как борцы, действующие на малом зрелище, ищут большего, считая первое недостаточным для своего отличия, так и подвизающиеся в очах Божиих, а потом ищущие славы от людей, оставляя большее, домогаются меньшего, и тем навлекают на себя великое наказание.

Гомилия 12 на 1-е послание к Коринфянам.

См. также Толкование на 1Кор. 4:10

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу

Что, говорит, припоминать прежнее? Посмотри на то, что теперь есть, - на то, как вы утопаете в удовольствиях, а мы совсем напротив.

И побои

То есть нас бьют. Это говорит против надменных.

И скитаемся

То есть нас гонят; мы бегаем. Это - против богатых.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

До нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся, и труждаемся, делающе своими руками (ст. 12).

Не вам только такое благо принесть мы назначены, но разносить его по всему миру, чтобы сообщать его всем способным принять его. Но как для этого, не в начале только, а и всегда надлежит быть нам в уничиженном состоянии, по Божьему определению, то мы, как начали, так и доселе продолжаем вести последнюю долю, яко насмертники. До нынешнего часа и алчем, и жаждем, и наготуем. Не то, чтоб ходили без одежды, не пили и не ели, но одеваемся как пришлось, не имея в запасе одежд, кроме той, которую носим по заповеди Господа; едим и пьем, тоже как случится, оттого нередко бываем без пищи и пития. Апостол хочет сказать, что удовлетворение этих первейших потребностей телесных у них самое скудное и не составляет предмета их забот и попечений, а совершается, как Бог пошлет.

Одежда и пища нам достаются скудные, а жилища совсем не имеем, не имеем где главу подклонить: страждем и скитаемся. Страждем – κολαφιζομεθα,– выражает, когда выталкивают кого из дому. Скитаемся – αστατουμεν,– остановиться негде на ночлег или для отдыха. Всюду нас гонят, толкают, мы и переходим с места на место.

И труждаемся, делающе своими руками. Но где придется остановиться, мы не бываем в тягость, а тотчас беремся за работу, чтобы снискать себе пропитание трудовое.

Какая тяжелая доля! Но в уверенности, что так Бог судил, и в убеждении, что иначе невозможно быть устроену спасению мира, чего ради и Сам Господь не имел где главу подклонить,– мы несем свою долю благодушно и с радостию,– «не только не ропщем, но и радуемся, и тем, которые делают нам зло, воздаем добром» (святой Златоуст).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Ст. 11-13 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне

Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся и трудимся, работая своими руками. Мы, говорит Апостол, от самого начала нашего служения Евангельской проповеди и доныне, терпим всякого рода неудобства и нужды в жизни, терпим нужду в пище и питии, в одежде, жилище, терпим оскорбления, трудами рук своих приобретаем себе пропитание (1Кор. 6:15, 16; 1Сол. 2:9; Деян. 18:3; 20:33, 34).

Да не подумает кто-нибудь, говорить, что я упоминаю только о прошедшем; нет, до нынешнего часа и алчем, и жаждем, и наготуем. Св. Златоуст объясняет: «Видишь ли, что такова должна быть вся жизнь христиан, а не один или два дня? Ибо и из борцов, кто увенчан за победу в одной только борьбе, тот не удостаивается венца, если падет в другой борьбе. И алчем, говорит против невоздержных; и страждем – против высокомерных; и скитаемся – против покоющихся; и наготуем – против богатых; и труждаемся – против лжеапостолов, которые не хотели трудиться, ни подвергаться опасностям, но заботились о собственных выгодах. А мы не так, говорит, но при внешних опасностях еще предаемся постоянным трудам».

Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим. Нас оскорбляют ругательствами, а мы им благожелательствуем; нас притесняют и обижают, а мы благодушно это переносим; нас поносят, на нас клевещут, а мы просим извинения, или отвечаем кроткими словами. Для людей, живущих по духу мира, может казаться низостью или слабостью духа на злословия отвечать благожеланием, за обиды не отмщать, на поносные клеветы отвечать кроткими словами: но, по духу Евангельского учения, это есть свидетельство мужа апостольского или истинного ученика Христова, последующего учению и примеру Господа Спасителя. Он заповедал: Любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы; яко да будите сынове Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:44, 45). Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его. Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно (1Петр. 2:21, 23).

Мы как сор для мира, как прах всеми попираемый доныне. Это сокращение всего того, что выше сказал cв. Павел об униженном состоянии своем и своих сотрудников. Как бы так говорит: в глазах мира мы люди самые презренные, самые ничтожные, всеми уничижаемые доныне. И это – сильнейшее вразумление коринфским христианам, мечтавшим о своем совершенстве и счастии. Ясные и сильные слова Павла, как на картине, живо изобразили пред взорами Коринфян всю противоположность их самолюбивых мечтаний о своем довольстве и смиренной, подвижнической жизни их отца, просветителя, с его сотрудниками. Поэтому Апостол далее смягчает обличительную силу своих слов, показывая истинную цель их и вместе свое отношение к ним, Коринфянам.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне

Ап. изображает контраст между бедственным положением апостолов и мнимым прославлением коринфских христиан. - Мы безумны, т. е. не боимся явиться безумцами в глазах коринфян, проповедуя распятого Христа, тогда как другие сумели заслужить титул мудрых, возвещая о Христе по обычаю философов. - Мы немощны - см. II:1-5. - Вы же крепки, т. е. вас не тревожат никакие сомнения, как будто все, что вы делаете, всегда хорошо! - Хулят нас, мы молим, т. е. убеждаем по справедливости обсудить наше поведение.

См. также Толкование на 1Кор. 4:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти: потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе: мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

Показывая в себе и других Апостолах пример злострадания за веру Христову, Апостол сравнивает свое положение с положением приговоренных к смерти, которые, конечно, не только не чувствуют в себе самодовольства и превозношения (как чувствовали некоторые гладиаторы), а напротив глубоко терзаются мыслию о приближающейся смерти. Приговоренные к смерти, как злодеи, всеми считаются низкими, презренными, о них все боятся сказать доброе слово, злословить же их и даже оскорблять все считают похвальным. Всякая самая низкая работа для снискания насущной пищи и даже голод, жажда, нагота и тому подобные бедствия считаются у сих людей обычными явлениями. Так было с Апостолами, так бывает и со всеми более или менее совершенными христианами (2Тим. 3:12). Из Коринфян же некоторые думали напротив, что они, сделавшись христианами, может быть из числа рабов, получили внешние преимущества, которыми следует гордиться. Вразумляя таковых, чрез указание на свое состояние, Апостол вместе с тем касается и общего недуга Коринфян хвалиться мирскою мудростию и внешнею силою, при чем поставляет их в сравнение с собою и прочими Апостолами, которые не только не превозносились мудростию и силою, но напротив считались (мирскими мудрецами) безумными и нисколько не оскорблялись этим, как и тем, что сильные земли считали их за ничтожества, прах земной. Под Ангелами, для которых Апостолы были предметами позора (зрелища), можно разуметь и добрых и злых Ангелов, так как борьба, которую вели они с разных сторон, была предметом внимания для тех и других, ибо дело, за которое боролись они, имеет мировое значение. Ангелы добрые радуются, видя победоносную борьбу Апостолов и всех верующих во Христа, а злые ухищряются на большее посрамление их. Вот почему в другом своем послании ап. Павел говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся

Апостолы терпят холод и голод. Они не имеют, где главу приклонить, их выталкивают из домов, они страждут, не имеют места, где остановиться для ночлега (скитаются), принуждены добывать себе пропитание работой.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible