Скрыть
Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил

Ведь, кто же (как) отличит то, что ты имеешь, если ты получил даром и по благодати? А если чрез дар получил, то что хвалишься, как будто бы это было твое?

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать

«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1Кор.4:7). Здесь, оставив подчиненных, он обращается к начальникам. А смысл слов его следующий: откуда известно, что ты достоин похвалы? Разве был суд? Разве произведено испытание, исследование, точное дознание? Ты не можешь сказать этого. Если же люди так рассудили, то суд не верен. Положим даже, что ты достоин похвалы, что ты действительно имеешь дарования и суд человеческий не ложен; и тогда тебе не следует высокомудрствовать. Ты ничего не имеешь от себя, но все получил от Бога. Почему представляешь себя имеющим то, чего не имеешь? А что ты имеешь, то же имеют и другие с тобою. Следовательно, ты получил не только то или другое, но все, что имеешь. Потому (апостол) и присовокупил: «А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4:7). Таким образом последовательно доказав свою мысль, он далее показывает, что еще многого недостает им, и говорит: если бы даже вы получили все, и тогда никак не следовало бы хвалиться, потому что все это не ваше; но вы теперь еще многого не имеете. И в начале он намекал на это, когда говорил: «я не мог говорить с вами,… как с духовными» (1Кор.3:1), и еще: «я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.2:2); а здесь с укоризною внушает им это и говорит: «вы уже пресытились, вы уже обогатились» (1Кор.4:8), т. е. ни в чем более не нуждаетесь, сделались совершенными, достигли самой вершины, почитаете себя не требующими ничьего содействия – ни апостолов, ни учителей. «Вы уже пресытились». Не напрасно он употребляет слово: «уже», но самым временем доказывает, как неосновательно и безрассудно их мнение. Он иронически говорит им: так скоро вы дошли до конца! Это не могло быть по самому времени; совершенство – в будущем; довольствоваться малым, это – знак слабой души; при малом считать себя богатым свойственно душе болезненной и жалкой; благочестие ненасытимо; при начатках считать себя получившим все и только еще в начале дела – достигшим конца свойственно детскому рассудку.

Последующими словами он укоряет их еще более. Именно, сказав: «Вы уже пресытились», продолжает: «вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1Кор.4:8). Эти слова исполнены великой укоризны. Потому он и привел их в заключение после многих обличений. Вразумление тогда более уважается и скорее принимается, когда после обличений приводятся укоризны. Это может тронуть самую бесстыдную душу и поразить ее больше прямого обличения, и вместе с тем облегчить происходящую от обличения скорбь и досаду. Слова укоризны заключают в себе то удивительное свойство, что они производят вдруг два противоположных действия: наносят удар тяжелее прямого обличения и располагают обличаемого, несмотря на тягчайшее поражение, к большему терпению. «Без нас воцаристеся». Сильная укоризна и учителям и ученикам! Здесь показывается и бесстыдство их и великое безумие. Смысл слов его следующий: в трудах у нас с вами все общее, а к наградам и венцам вы – первые. Впрочем, говорит, я не скорблю об этом; потому и присовокупляет: «о, если бы вы и в самом деле царствовали!» А чтобы и эти слова не показались иронией, продолжает: «чтобы и нам с вами царствовать». Тогда, говорит, и мы получили бы эти блага. Видишь ли, как он в одно и то же время выражает и укоризну, и попечение, и любомудрие?

Гомилия 12 на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил

Так хвалящиеся люди полагают, что они оправдываются своими собственными силами, а потому хвалятся собой, а не Господом.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил

Опять устремляет речь на учителей и говорит: кто тебя отличил и признал достойным похвалы? Человек? Но суждение человеческое обманчиво. Пусть у тебя и есть что-нибудь достойное похвалы, но это не тебе принадлежит; а тому, кто дал, и ты получил это, а не сам совершил. Если же ты получил, то зачем превозносишься как будто не получил, но приобрел это собственными трудами? Кто получил, тому не должно превозноситься тем, что он получил; ибо это чужое.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Кто бо тя рассуждает? Что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не приемь

Когда открылось, на кого метила прежняя речь, и указана цель скрытого обличения, чтоб не гордились друг пред другом, виновные пойманы и не могли уклониться, тогда самое обличение обрушивается на них со всею строгостию. Апостол оставляет прочих и теснит вожаков, в той особенно мысли, что когда они возвратятся к скромности в помыслах и делах, тогда и водимые ими все смирятся, смотря на них. «Здесь, оставя подчиненных, он обращается опять к начальникам. А смысл слов его следующий: откуда известно, что ты достоин похвалы? Разве был суд? Разве произведено было испытание, исследование, точное дознание? Не можешь этого сказать. Если же люди так рассудили, то суд их неверен (рассуждает – διακρινει, различает, отличает). Положим даже, что ты достоин похвалы, что ты действительно имеешь дарования и что суд человеческий не ложен: и тогда тебе не следует высокомудрствовать. Ты ничего не имеешь от себя, но все получил от Бога. Почему же представляешь себя (от себя и для себя) имеющим то, чего не имеешь (от себя и для себя)? Что ты имеешь, то имеют и другие вместе с тобою (ибо дано для них). Ты получил все, что ни имеешь, а не то только или другое (дары особые). Достоинства твои не от тебя, но от благодати Божией. Укажешь ли на веру,– она от призвания; укажешь ли на отпущение грехов, на дарования, на способность учительства, на добродетели,– все ты получил оттуда. Что же, скажи мне, ты имеешь такого, чего бы не получил, а достиг сам собою? Не можешь указать ни на что. Ты получил, и между тем превозносишься? При этом следовало бы смиряться, потому что данное принадлежит не тебе, но Давшему. Если ты получил, то получил от Него; если получил от Него, то получил не свое; если получил не свое, то почему превозносишься, как бы имея все от самого себя? Посему и присовокупил Апостол: аще же и приял еси, что хвалишися, яко не приемь? Таким образом последовательно доказав свою мысль, он далее показывает, что еще многого недостает им, и говорит: если бы даже вы получили все, и тогда никак не следовало бы хвалиться, потому что все это не ваше; но вы теперь еще многого не имеете. И в начале он намекал на это, когда говорил: не могох вам глаголати яко духовным (3, 1), а здесь с укоризною внушает им это и говорит» (святой Златоуст): Се сыти есте, се обогатистеся, без нас воцаристеся: и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали!

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил

Подобным образом рассуждали те, кто полагали, что получили несколько более [благодати], чем другие, поскольку были крещены этими людьми, а не теми… Что ты имеешь, чего бы не получил? Апостол говорит о том, что ничего из добра от других не получил никто сверх уже от него полученного, оттого и пустое испрашивать - все, что они имели, получили уже от апостола.

На Послания к Коринфянам

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(ст.5-7) Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?


Прежде времене ничтоже судите [Посему не суди́те никак прежде времени] – да не един по единому гордитеся на другаго [не превозносились один перед другим]. Эти слова приводятся штундистами и толстовцами для того, чтобы на их (будто бы) основании отвергать законность судебных установлений и какого бы то ни было человеческого суда. Однако тот же апостол, который написал эти слова, требовал для себя «суда Кесарева», чтобы показать, что иудеев он ничем не обижал и ничего достойного смерти не сделал (Деян.25:10-11). Не противоречат ли дела апостола словам его? Нет. Когда люди, по избранию и призванию законной власти, судят других подобных себе людей, то они решают лишь то, сделал ли известный человек то или другое дело и каким последствиям по закону он должен за это дело подвергнуться. Таков был и тот суд Кесарев, которого искал для себя апостол. Но судьи могут не превозносить себя в мыслях над подсудимым, не кичиться тем, что они лучше его, в его падении не находить себе повода для самовосхваления. Не хуже ли всех был распятый со Христом разбойник, и однако прежде всех, и прежде судей, законно осудивших его на распятие, улучил спасение и рай? Посему, если тебе придется нести обязанности судии, не презирай подсудимого, хотя бы он и преступил закон, не кичись своим превосходством пред ним, хотя бы ты и не походил на него делами; помни, что твой суд над ним, будучи только разбором совершенных; им дел (как хотел этого для себя апостол Павел), не есть суд окончательный. Тогда ты исполнишь заповедь апостола: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Не сказал апостол, что тогда только произведется суд над каждым делом, но сказал, что тогда только будет каждому похвала, так как он запрещает не всякое суждение о ближнем, но суждение с самовосхвалением (ср. нижеследующие выражения: «кто отличает тебя? что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что Хвалишься, как будто не получил?» 1Кор.4:7). Соответственно сему объясняются и слова: «Сия, братие моя, преобразих на себе и Аполлоса вас ради: да от нас научитеся не паче написанных мудрствовании, да не един по единому гордитеся на другаго» (1Кор.4:6). На эти слова любят ссылаться штундисты, утверждая, что должно думать (мудрствовать) лишь так, как написано в Писании, ничего не присоединяя от Священного Предания. Но такие ссылки имеют своим основанием незнание подлинного текста Писания. Греческие слова φρονεῖν υπέρ ὑπεφρονείν вообще означают «высокоумствовать», «быть о себе высокого мнения», «гордиться». Что и здесь таково значение греческого (ὑπέρ- φρονεῖν) переводных выражений (славянского: мудроствовати паче, и русского: «мудрствовать сверх»), это видно из следующих затем слов (чтобы вы «не превозносились один пред другим»). В послании к Римлянам в такой же почти связи мыслей выражение: мудрствовати паче (греч. ὑπεφρονεῖν) и по-русски переведено: «думать о себе более», при чем прибавлено: «но думайте скромно» (Рим.12:3). – Что разуметь далее под написанными? Штундисты разумеют все вообще Писание, полагая, что апостол запрещает здесь верования и обряды, на которые в Библии нет прямых указаний. Но мудрствовати паче значит гордиться, следовательно, под «написанными» должно разуметь только те наставления или обличения, которыми Писание вразумляет гордых, а главным образом то, что пред этим ап. Павел «приложил к себе и Аполлосу». Он писал в предшествующей (1Кор.3:5) главе: «кто Павел, кто Аполлос? Они только служители. – Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор.4:6-7). Вот то «написанное», с чем должно каждому сообразоваться в мнении о себе, и в противность чему не должно держаться о своих достоинствах и заслугах мнения высокого.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил

Доказывая нелепость такого самопревозношения, Ап. задает гордому коринфянину три вопроса. Какие ответы можно бы дать на эти вопросы? Предположительно ответы эти такие; на первый вопрос: кто отличает тебя (т. е. кто сказал тебе, что ты выше других)? Ответ: «не ты ли сам?» На второй вопрос: что ты имеешь…? Ответ: «положительно ничего! все твои дарования - от Бога!» На третий вопрос ответа и не требуется, потому что это скорее восклицание, чем вопрос…

См. также Толкование на 1Кор. 4:6

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

Доселе Апостол вел речь безлично, теперь же он объясняет, что сказанное относилось к суждениям, какие произносились Коринфянами друг о друге; о себе же, Аполлосе и Кифе упоминал только для примера. Из Коринфян же судили друг о друге вероятно по преимуществу те, которые имели чрезвычайные дары. Изобличая неуместность превозношения таковых, Апостол напоминает им, что они все, чем превозносятся, получили от Бога, следовательно Богу же должны воздавать за то славу, а не себе. А к другим должны относиться так, как Апостол научил их в этом самом писании, а именно не присваивать себе права суда над ними, принадлежащего Богу и избранным слугам Его – и совершителям тайн Божиих, которым сказано было: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20:23). Кроме греха осуждения, Коринфяне впадали еще и в самообольщение. Видя в себе плоды возрождения, они прониклись самодовольством и, не помышляя о должном совершенстве, думали, будто уже настало вполне Царство Христово, и потому возгордились. Изобличая это легкомысленное отношение к христианству, Апостол, конечно, не без цели употребляет сравнения, взятые из мира обыденной жизни: насытились, обогатились. Он научает их смотреть на благодатную жизнь, не как на внешнюю, а как на духовную, совершенство которой достижимо не так скоро, как пища или богатство, и полнота обладания совершенством будет только в вечном царстве славы, которого должно достигнуть многими скорбями и трудами, в чем и служат для всех примером святые Апостолы, а Коринфяне вообразили, что они уже достигли совершенства. По слову святого И. Златоуста, «совершенство – в будущем; довольствоваться же малым, это знак слабой души; при малом считать себя богатым свойственно душе болезненной и жалкой; благочестие ненасытимо; при начатках считать себя получившим все и только еще в начале дела – достигшим конца, свойственно детскому рассудку». В словах: се сыти... святой И. Златоуст видит иронию, но, останавливаясь на словах: и о дабы воцарилися... говорит: «Ирония кончилась; Апостол выражает действительное к ним расположение... А чтобы и эти слова не показались ирониею, продолжает: да и мы быхом с вами царствовали. Тогда, говорит, и мы в вами получили бы это благо». По замечанию блаж. Феодорита, здесь «Апостол выразил безмерность своего смирения, в намерении своею скромностию смирить их гордыню». Относительно же превозношения святой И. Златоуст говорит: «Положим даже, что ты достоин похвалы, что ты действительно имеешь дарования, – и тогда тебе не следует высокомудрствовать... Достоинства твои не от тебя, но от благодати Божией. Укажешь ли на веру, она от призвания; укажешь ли на отпущение грехов, на дарования, на способность учительства, на добродетели, – все ты получил оттуда... Следовало бы смиряться, потому что данное принадлежит не тебе, но Давшему».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О недостойных пастырях.

Мф.10:4. Если один из апостолов (Иуда Искариот) сделался предателем, то из этого не следует, что только апостольские преемники могут быть недостойными пастырями. Господь учил слушаться и недостойных книжников: Мф.23:3; дабы сила Божия приписывалась не людям, а Богу: 1Кор.4:5–7.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил

Ибо откуда, говорит, известно, что ты – учитель, вождь партии, достоин похвалы? Разве был суд, испытание, точное дознание о тебе? Нет, если же люди так рассудили, то суд их неверен. Но, положим, что ты достоин похвалы, что ты действительно имеешь дарования, и что суд человеческий не ложен, и тогда тебе не следует высокомудрствовать о себе. Ты ничего не имеешь от себя достойного похвалы, но все получил от Бога. Почему же представляешь себя имеющим то, чего не имеешь? Достоинства твои не от тебя, но от благодати Божьей. Укажешь ли на свою веру? Но она от призвания Божия. Укажешь ли на отпущение грехов, на дарования, на способность учительства, на свои добродетели? Но все это ты получил от Бога. Все получил от Бога, а между тем превозносишься как своим, как будто не от Бога получил это (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible