Скрыть
Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц

И хотя все семена заставляет давать ростки, ибо каждому семени дает собственное тело, однако - не всякая плоть птиц, зверей и людей одна и та же есть, так чтобы все безразлично достигали этого самого воскресения; но иная плоть людей, которая была создана рукою Бога, и ей обещано воскресение, - и иная плоть скотов, и птиц, и рыб, кои лишены такового же (воскресения).

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 37-43 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе

«И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее» (1Кор.15:37). Сказанное доселе относится к тому, как (мертвые) воскреснут; а это к тому недоумению, в каком явятся теле. Что значит: «не тело будущее»? Не колос целый и не пшеницу новую. Здесь говорится уже не о действительности воскресения, но об образе воскресения, т. е. каково будет тело, имеющее воскреснуть, – такое ли, как прежде, или лучшее и превосходнейшее. То и другое (апостол) выводит из одного и того же примера и доказывает, что оно будет лучше.

Еретики же, не понимая ничего такого, возражают и говорят: иное тело умирает и иное тело воскреснет. Но что это за воскресение? Ведь восстание (воскресение) относится к тому, что упало. И где та чудная и славная победа над смертью, если одно падает, а другое восстает. Тогда уже не будет явно, что она возвратила то, что держала в своем плену. Как же это сравнение идет к предмету? Не иное существо сеется, а иное возрастает, но (возрастает) тоже самое в лучшем виде. Иначе и Христос, бывший начатком воскресающих, воскрес не в том же самом теле, но, по вашему, одно тело Он оставил, хотя оно было без всякого греха, а другое принял. Откуда же Он взял другое? То от Девы, а это откуда? Видишь ли, до каких нелепостей доводит такое мнение? Для чего также Он показал язвы гвоздиные?

Не для того ли, чтобы доказать, что это самое (тело) и ко кресту было пригвождено и оно же воскресло? И что значит прообраз Ионы? Без сомнения, не иной Иона был поглощен, а иной извергнут на землю. И еще, почему (Христос) говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19)? Он, конечно, воздвиг тот самый храм, который разрушен; потому евангелист и присовокупил: «а Он говорил о храме тела Своего» (Ин.2:21). Итак, что означают слова: «сеешь не тело будущее»? Т.е. не колос, потому что он тот же и не тот же: тот же потому, что одного существа с (семенем); не тот же потому, что он лучше; существо осталось тоже, но явилось большее благолепие, и Он восстал в новом виде. А если бы не так, то не было бы нужды и в воскресении, когда бы тело не могло воскреснуть лучшим; для чего разрушать дом, если не строить его лучшим?

Это (апостол) сказал против тех, которые думают, что (тело) истлевает. А далее, чтобы кто не подумал, что отсюда произойдет другое тело, он разрешает недоумение и сам изъясняет сказанное, не дозволяя слушателю выводить какое-нибудь несообразное заключение. К чему же тогда и наши слова? Послушай, как он сам говорит и изъясняет, что значит: «сеешь не тело будущее»; он именно тотчас присовокупляет: «а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое». «Не тело будущее», т. е. не так одетое, не имеющее стебля и колосьев, «а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет» (1Кор.15:37–38). Так, скажешь; но здесь действует природа. Какая, скажи мне, природа? И здесь все совершает Бог, а не природа, не земля и не дождь. Потому-то (апостол), не упоминая ни о земле, ни о дожде, ни о воздухе, ни о солнце, ни о руках земледельца, говорит: «но Бог дает ему тело, как хочет». Не исследуй же и не допытывайся, как и каким образом, когда слышишь, что это – дело силы и воли Божией. «И каждому семени свое тело». Где же чужое тело? Дает свое. Потому, когда (апостол) говорит: «сеешь не тело будущее», утверждает не то, будто вместо одного воскреснет другое существо, но – воскреснет в лучшем, славнейшем виде. «И каждому семени свое тело». Отсюда наконец он выводит и различие (тел) при будущем воскресении. Из того, что сеется пшеница и из нее восходят все колосья, не заключай, будто и при воскресении (тела) будут равночестны. Даже и из семян происходят (колосья) не одинакового достоинства, но одни лучше, другие хуже. Потому (апостол) и присовокупляет: «и каждому семени свое тело».

Впрочем, не довольствуясь этим, он выражает еще другое различие, большее и яснейшее. Чтобы ты, как я сказал, услышав, что все воскреснут, не подумал, что все получат и одну честь, он еще прежде посеял семена своей мысли, сказав: «каждый в своем порядке» (1Кор.15:23). То же самое еще яснее он выражает и здесь, продолжая так: «не всякая плоть такая же плоть» (1Кор.15:39). Что я указываю, говорит, на семена? Тоже самое мы можем видеть на телах, о которых теперь идет у нас речь. Потому и продолжает: «но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор.15:39–41).

К чему здесь эти слова? Для чего (апостол) от воскресения тел уклонился к речи о звездах и солнце? Не уклонился он и не отступил от предмета, – нет, – а еще продолжает говорить о нем. Доказав истину воскресения, он теперь доказывает, что великое будет тогда различие в славе, хотя воскресение одно, и разделяет все на две части – на тела небесные и на земные. Примером пшеницы он доказал, что тела воскреснут; а здесь доказывает, что не все они будут в одинаковой славе. Как неверие воскресению делает людей сонливыми, так и то мнение, что все удостоятся одинаковой участи, делает их беспечными. Потому он исправляет то и другое; о первом сказал выше, а о последнем начинает говорить теперь. Разделив всех на два разряда, на праведников и грешников, он потом разделяет эти два разряда на многие части, показывая, что праведники и грешники получат не одинаковую участь, также – что ни праведники все не будут равны с праведниками, ни грешники с грешниками. Первое деление – на праведников и грешников – он делает в словах: телеса небесная и телеса земная, разумея под земными последних, а под небесными первых. Потом показывает различие между самими грешниками в словах: «не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц»; хотя все они – тела, но одни более, другие менее маловажны, как в образе жизни, так и в самом устройстве. Сказав об этом, он опять обращается к небу и говорит: «иная слава небесных, иная земных». Как в земных телах есть различие, так и в небесных, и различие не малое, но простирающееся даже до последних (звезд); есть различие не только между солнцем и луной, между луной и звездами, но и между самими звездами; хотя все они на небе, но одни имеют более, другие менее славы. Чему же мы научаемся отсюда? Тому, что, хотя все праведники будут в царстве (небесном), но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться. Потому он и присовокупляет: «так и при воскресении мертвых» (1Кор.15:42). Что – «так»? Будет такое же великое различие. Далее, оставив этот предмет, как достаточно доказанный, он опять обращается к доказательству и к образу самого воскресения и говорит: «сеется в тлении, восстает в нетлении». И посмотри на мудрость его: о семенах он употребляет выражения приличные телам: «не оживет, если не умрет»; а о телах употребляет выражения приличные семенам: «сеется в тлении, восстает в нетлении». Не сказал: произрастает, чтобы ты не приписал этого действию земли, но: «восстает». Сеянием же здесь он называет не зачатие наше в утробе матери, но погребение в земле мертвых тел, разрушение, прах. Потому, сказав: «сеется в тлении, восстает в нетлении», он продолжает: «сеется в уничижении» (1Кор.15:43), так как что безобразнее мертвого, разрушившегося (тела)? «Восстает в славе; сеется в немощи». Не проходит и тридцати дней, как все разрушается; плоть не может поддержать сама себя и продолжить даже на день. «Восстает в силе». Тогда уже ничто не преодолеет ее. Для того и нужны были приведенные примеры, чтобы многие, слыша, что тела восстанут в нетлении, славе и силе, не подумали, будто не будет никакого различия между воскресшими. Хотя все воскреснут в силе и нетлении и в славе нетления, но не все в одинаковой чести и степени.

Гомилия 41 на 1-е послание к Коринфянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц

Итак, какие бы причины телесные или растительные ни имели применение при рождении созданий через действие ангелов, людей или каких-либо животных, или же через смешение самцов и самок, какие бы также желания и душевные движения матери ни были в состоянии запечатлевать некоторые черты и цвет на нежных и слабых зародышах, сами природы, которые являются с такими или другими свойствами по роду своему, вполне производит только высочайший Бог, Которого сокровенное могущество, все проникая своим неоскверняемым присутствием, дает бытие тому, что так или иначе существует, насколько существует. Ибо без Его творчества оно не только не было бы таким или иным, но и совершенно не могло бы быть.

О граде Божьем

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц

Дабы ты, услышав о пшенице, не подумал, что как у нее все колосья вырастают одинаковые, так и в воскресение все будут одинаковы, хочет показать, что между воскресшими будет различие (на что и прежде намекнул словами: каждый в своем порядке), и говорит, что не всякая плоть такая же плоть, то есть не все воскреснут в одном и том же достоинстве, но будут иметь разность прежде праведники от грешников, как разнятся тела небесные от земных, потом будет большое различие степеней между самими праведниками, как ниже скажет, и между самими грешниками. Ибо, говорит, как есть разность между плотью человеков и плотью скотов и прочих животных, так будет различие и в наказаниях грешников. Итак, все, что ни сказано о разности между грешниками, сказано о разности между грешниками. Ибо о праведниках говорит ниже, когда перечисляет тела небесные.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Не всяка плоть, таже плоть; но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам

Перечисляет все почти классы земных организмов, или тел, чтоб нагляднее представить, что хотя они разнятся по степени совершенства, но все одного чина, грубы, плотяны, скорогиблющи, удоборазлагаемы. Существенное во всех их, как организмах, одно; разности касаются внешнего проявления существенного.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц

Поскольку из одной стихии будет всякая плоть, откуда же и каким образом существует столь великое разнообразие, что из одного материала происходят различные роды? Говорят так теперь мудрецы мира сего и звездочеты, которые могут понять внешнее вокруг них, в то время как того, что внутри, не ведают. Так и все мирские философы, которые не захотели смирить свой ум перед законом Бога и воспринять веру, постоянно говорят различное и противоположное утверждают, тщетными обсуждениями друг друга запутывают, поскольку ни один из них не представит свидетельства проверенной истины, которое бы, в отличие от словес, защищало учение, подобно тому, как Бог положил учению нашему, которое не словами, но добродетелью поверено и перед которым любые слова устоять не могут.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 39-41 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе

Так как сомневавшиеся в воскресении мертвых, очевидно, полагали, что невозможно появиться какому-нибудь новому телу, отличному от настоящего, то Ап. считает нужным обратить внимание читателей на бесконечное разнообразие организмов, из которых состоит и настоящий видимый мир. - Не всякая плоть. - Слово плоть здесь обозначает субстанцию, а не только внешнюю форму организма. (В ст. 39-м Ап. перечисляет четыре рода существ земных, а далее он говорит о телах небесных). - Есть тела небесные… эти тела (звезды) отличаются от земных как по субстанции, так и по блеску. - Слава (δόξα) = блеск, сияние. Земные существа имеют также свой блеск, который у цветов состоит в их разных колерах, у животных - в силе или ловкости, у человека - в благородном выражении лица. - Указывая на разнообразную силу сияния у небесных сил Ап. этим самым внушает читателям, что они не должны сомневаться в полноте могущества Божия. «Бог - хочет сказать Ап. - имеет достаточно силы для того, чтобы дать человеку новое, лучшее тело». Но косвенно Ап. здесь дает мысль и о том, что тела воскресших будут различны по достоинству (Иоанн Злат., Амвросий).

См. также Толкование на 1Кор. 15:35

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесныя, и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд: и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

И на земле есть разные виды тел: у рыб, птиц, животных, у человека. И в видимом небе есть разные тела: солнце, луна, звезды, также различные по своему составу и виду. Так будут различны и тела воскресших от их настоящего достоинства. Теперь тело наше тленно, немощно, душевно (т. е. исполнено страстей греховных), а тогда оно будет нетленно, сильно, духовно (т. е. бесстрастно). «Посмотри на тела небесныя, столь светлые, неизменные и никогда нестареющие (говорит св. Иоанн Златоуст), и веруй, что Бог может и тленные тела сделать нетленными и гораздо лучше видимых». Обращая затем внимание на различие указанных Апостолом разных тел земных и небесных, св. Иоанн Златоуст вопрошает: «чему же мы научаемся отсюда? Тому, что хотя все праведники будут в царстве небесном, но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться». Указываемые Апостолом черты различия будущего тела от настоящего сосредоточиваются в его духовности, и это отчасти уже открывается теперь, а именно в телах святых. Тела святых, в час сильного возбуждения их духовной жизни, просветлялись, подобно просветлению Спасителя на Фаворе; и свет этот видим был для других. И животные покорствовали им, обоняв в них воню тела Адамова, каково оно было до падения». То же представляет раскрытие зрения до способности видеть далекое и скрытое, слуха до способности слышать пение ангельское. «Все сие, проявляющееся в телах святых, облагодатствованных, не нынешнему веку принадлежит, а будущему» (Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц

Святой Апостол перечисляет различные классы земных организмов или тел, чтобы нагляднее представить, что хотя они разнятся по степени совершенства, но в существе своем все одинаково грубы, плотяны, скорогибнущи, удоборазлагаемы.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible