Скрыть
Себеби Кудай бардыгын Машайактын бут алдына жыкты. Албетте, бардыгынын ичине бардыгын Ага багындырып берген Кудай кирбейт.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Итак, первая ступень таинства заключается в том, что все покоряется Ему, затем Сам Он покоряется Тому, Кто все покорил Ему. Как мы покоряемся славе царствующего Его тела, так Сам Господь в том же таинстве покоряет славу Своего тела Тому, Кто все покоряет Ему. Мы же покоряемся славе тела Его для того, чтобы возыметь славу, в которой Он царствует, ибо телу Его станем подобны.

О Троице

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 24-28 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

Это говорит Апостол о покорности мира, покоренного во плоти Его. Ибо о Божеском царствии Его Даниил выразился, что царствию Его не будет конца (Дан. 3, 100; Дан. 7, 14); как, по сказанию Луки, Ангел Гавриил сказал Деве о Господе: «и воцарится… во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук. 1, 33). Апостол же говорит, что царствие Его имеет конец, сказано: «подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима»; подобно сему и Давид говорит: «рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1); и словом «седи» означает начало; а словами: «дондеже» положены будут «враги Твоя» – указывает на конец. «Егда же покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех». Это значит: когда все мы покоримся Сыну, окажемся членами Его, и сделаемся в Нем сынами Божиими, – «вы бо, – сказано, – едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28); тогда и сам Он покорится за нас Отцу, как Глава за членов Своих. А пока не все еще члены Ему покорены, дотоле и Глава их, ожидая членов Своих, не покорена еще Отцу. А если бы и Он был единым из покоряемых, то покорился бы Отцу в начале, а не под конец совершил бы это. Ибо мы в Нем покоряемся Отцу, мы в Нем царствуем, пока не положены будут враги наши под ногами нашими. По причине врагов наших Владыка небес явился в нашем подобии, и приял человеческий престол Давида, отца Своего по плоти, чтобы воссоздать и управить оный; а когда будет управлен и все мы воцаримся в Нем, – управленное человеческое царство предаст Он Отцу, «да будет Бог всяческая во всех», и будет царствовать чрез Него, как чрез Божие Слово, царствовав чрез Него прежде, как чрез человека Спасителя.

О явлении во плоти Бога Слова и против ариан

Ефрем Сирин, прп. (†373)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Когда же говорится: все подчинено; также сказал в одном месте: все Мне предано Отцем Моим (Мф. 11:27). Когда говорит: Мне предано, то не думай, что не дано; иначе ложно передашь изречете: все, что есть у Отца, то Мое есть (Ин. 16:15) - и другое: все, что Мое есть, то Твое есть, - и что Твое есть, то Мое есть (Ин. 17:10). Итак, сказал это к нам, ради плоти, а не потому, чтобы так было по божескому естеству Сына.

А когда говорит (далее в 28-м стихе): подчинится Ему все, то очевидно, что подчинено ему все, кроме Того, Кто подчинил Ему все.

А если очевидно, что подчинил Ему все, как сказал ты, господине мой, Апостол, - то как же говоришь: когда подчинится Ему все? Но если не подчинено Ему все, то как же говоришь: подчинено Ему все.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-28 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

«Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1Кор. 15:25). И здесь опять выйдет иная нелепость, если мы будем принимать и это не богоприлично, потому что слово: «доколе» означает конец и предел, а этого нет в Боге. «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор. 15:26). Как последний? После всех, после диавола, после всего прочего, также как и в начале смерть вошла после всего: прежде совет диавола, потом преслушание, а затем смерть. Сила ее и теперь упразднена, но действие прекратится тогда. «Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:27–28). Но прежде (апостол) не говорил, что Отец покорит Ему, а что Он сам упразднит: «когда упразднит всякое начальство и всякую власть»; и еще: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои». Как же здесь он приписывает это Отцу?

И не только это, по-видимому, несообразно, но и то, что он выражает как бы неуместный страх, делая оговорку: «покорится Покорившему все», как будто кто может подумать, не покорится ли когда-нибудь и Отец Сыну. Может ли что быть несообразнее? И однако он делает оговорку. Что же это значит? И далее представляется много вопросов: обратите же все ваше внимание.

Прежде всего нам нужно показать цель и главную мысль Павла, которая бы везде ясно обнаруживалась, и тогда уже обратиться к разрешению; это поможет нам представить разрешение.

Какая же главная мысль Павла и какой у него прием? Он иначе говорит, когда беседует об одном Божестве (Христе), и иначе, когда ведет речь о домостроительстве (Божием). Когда он беседует о (Христе во) плоти, то без опасения говорит все уничиженное, будучи уверен, что все сказанное может относиться к Нему. Посмотрим же и здесь, об одном ли Божестве он беседует, или вместе, имея в виду домостроительство, говорит о Нем то, что говорит? Впрочем, предварительно скажем, где он поступает так, как я сказал. Где же он так поступает? В послании к Филиппийцам: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его» (Флп. 2:6–9). Видишь ли, как он, рассуждая об одном Божестве, приписывает Ему великое, т. е. что Он есть образ Божий, что Он равен Отцу, и усвояет Ему все; а изображая тебе Его во плоти, говорит опять уничиженно? Итак, если ты не будешь делать такого различия, то выйдет великое затруднение. Если (Христос) равен Богу, то как (Бог) превознес того, кто равен Ему? Если Он образ Божий, то «и дал Ему имя»? Дающий дает неимущему, и возвышающий возвышает уничиженного; потому окажется, что (Христос) был несовершенным и неимущим, прежде нежели вознесен и получил имя, – и множество произойдет отсюда других нелепых заключений. Если же ты будешь иметь в виду вместе и домостроительство, то сказанное будет справедливо. Так рассуждай и здесь, и с такими мыслями принимай сказанное.

Объясним после того и другие причины. Между прочим и то нужно заметить, что Павел говорит о воскресении, которое считалось делом невозможным и которому совершенно не верили, и что он пишет коринфянам, у которых было много философов, которые всегда смеялись над такими истинами. Касательно других предметов они разногласили между собой, а против этого все, как бы одними устами, утверждали, что не будет воскресения. Защищая такую истину, которой так мало верили и над которой смеялись, сколько по предрассудку, столько же и по трудности самого предмета, и желая доказать возможность воскресения, (апостол) доказывает это сначала воскресением Христовым. Доказав (эту истину) свидетельствами пророков, очевидцев и веровавших, и доведя противное мнение до нелепости, он доказывает наконец и (воскресение) людей: «если нет, – говорит, – воскресения мертвых, то и Христос не воскрес». Далее, после неоднократных подтверждений в предыдущих словах, он вновь доказывает тоже иным образом, называя (Христа) первенцем и утверждая, что Он упразднит всякое начальство, власть и силу и после всего смерть. Как же, говорит, она упразднится, если прежде не лишится тел, которыми владела? Когда таким образом он сказал о Единородном нечто великое, т. е. что Он передаст царство, что Он сам совершит это, сам одержит победу и все низложит под ноги Свои, то, чтобы уничтожить неверие многих, присовокупляет: Ибо «ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои». «Доколе», – сказал он не в том смысле, чтобы означить конец царствования, но чтобы сделать сказанное несомненным и внушить надежду. Когда говорит, ты слышишь, что (Христос) низложит всякое начальство, власть и силу, диавола и такие бесовские полчища, скопища неверных, владычество смерти и все злое, – не опасайся, что у Него недостанет на то силы; Ему надлежит царствовать, доколе Он совершит все это, не в том смысле, будто после того Он уже не будет царствовать, но в том, что, хотя это будет не теперь, однако непременно будет; царство Его не прекращается; Он владычествует, управляет и пребывает дотоле, пока устроит все. Такой образ выражений можно находить и в Ветхом Завете. Так например, говорится: «во век слово Твое, Господи» (Пс. 118:89); и еще: «но Ты – тот же, и лета Твои не оскудеют» (Пс. 101:28). Это и тому подобное пророк говорит тогда, когда беседует о событиях, которые совершатся спустя долгое время и совершатся непременно, желая тем уничтожить опасение грубых слушателей. А что слова: «доколе», «до», когда они применяются к Богу, не означают конца, послушай, что говорит (Писание): «от века и до века Ты существуешь» (Пс. 89:3); и еще: «и до старости вашей Я Тот же буду, и до седины вашей Я же буду» (Ис. 46:4).

Смерть (апостол) поставляет последней для того, чтобы неверующий, слыша о победе над другими врагами, скорее принял и эту истину, потому что если (Христос) низложил диавола, произведшего смерть, то тем более разрушит дело его. Когда таким образом он приписал (Христу) все: упразднение начальства и власти, устроение царства, т. е. спасения верующих, мира вселенной, истребления зол, – а устроить царство и значит истребить смерть, – и между тем не сказал, что Отец через Него, но что сам Он упразднит, сам низложит под ноги Свои, а нигде не упомянул об Отце, то далее, опасаясь, чтобы какие-нибудь неразумные не сделали заключения, будто или Сын больше Отца, или есть какое-либо другое нерожденное начало, он постепенно объясняет и смягчает чрезмерность сказанного, и говорит: «все покорил под ноги Его». Здесь он приписывает эти дела Отцу не потому, будто Сын бессилен, – может ли быть таким тот, о котором (апостол) выше привел такое свидетельство и приписал все сказанное? – но как по той самой причине, о которой я сказал, так и для того, чтобы показать, что все совершенное для нас общее Отцу и Сыну. Что Он сам собой может покорить себе все, об этом послушай еще, как говорит Павел: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3:21). Далее он употребляет оговорку: «когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все», и тем опять воздает немалую славу Единородному; если бы Он был ниже и бессильнее, (апостол) никогда не выразил бы такого опасения. Не довольствуясь и этим, (апостол) присовокупляет еще нечто другое. Чтобы кто не подумал и не сказал: что из того, что Отец не покорится? это нисколько не препятствует Сыну быть сильнее (Отца), – он, опасаясь такой нечестивой мысли и имея в виду, что сказанное прежде не было достаточно для опровержения ее, весьма ясно присовокупляет следующее: «когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится», выражая как совершенное согласие Его с Отцом, так и то, что Родивший столь могущественного и совершающего такие дела есть начало и первая причина всех благ.

Если же он сказал больше, нежели требовала сущность дела, ты не удивляйся; он сделал это, подражая своему Учителю. Сам (Христос), желая показать Свое согласие с Отцом и то, что Он пришел не против воли Его, уничижает Себя не столько, сколько требовалось для доказательства согласия, а сколько требовала слабость присутствовавших; Он молится Отцу не почему иному, как поэтому, и сам объясняет причину, когда говорит: «Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня» (Ин. 17:25). Итак, подражая ему, (апостол) употребляет здесь усиленное выражение не для того, чтобы внушить тебе мысль о принужденном подчинении (Христовом), – нет, но чтобы как можно сильнее опровергнуть нелепые мнения. Когда он хочет исторгнуть что-нибудь с корнем, тогда употребляет речь весьма сильную. Так, говоря о жене верующей и муже неверующем, соединенных между собой законом брака, и желая внушить жене, что она не оскверняется от сожития и от сношений с неверующим, он не сказал, что жена не делается через это нечистой, или не терпит никакого вреда от неверующего, но сказал гораздо более, то есть что даже неверный святится через нее (1Кор. 7:14); этим он не хочет выразить того, будто язычник делается через нее святым, но старается таким сильным выражением скорее уничтожить ее опасение. Точно так и здесь, стараясь сильным выражением уничтожить нечестивое учение, он сказал то, что сказал. Почитать Сына слабым – есть крайнее нечестие; потому он и опровергает это словами: «все покорил под ноги Его»; а еще нечестивее почитать Отца меньшим (Сына); потому он опровергает и это с великой силой. Смотри, как он выражается; не сказал просто: «кроме Того», но: «ясно, что»; хотя это и известно говорит, однако я подтверждаю. А чтобы ты знал, что именно такова причина сказанного, я спрошу тебя: неужели увеличится тогда покорность Сына? Не нелепо ли это и недостойно Бога? Ведь величайшая покорность и послушание уже в том, что Он, будучи Богом, принял образ раба. Как же Он тогда покорится? Очевидно, что (апостол) выразился так, чтобы опровергнуть нелепую мысль, и притом с надлежащим благоразумием. Покорится так, как прилично Сыну – Богу, и не по-человечески, но свободно и с полной властью. Иначе как Он сидит на престоле вместе (с Отцом)? «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21)? Как все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Ему, и принадлежащее Ему принадлежит и Отцу (Ин. 17:10)? Это показывает нам совершенную власть Его наравне с Отцом.

Что значит: «да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28)? Чтобы все зависело от Него, чтобы никто не воображал двух начал безначальных или другого отдельного царства. Когда враги будут низложены под ноги Сына, и Он, имея их под ногами своими, не будет действовать против Отца, но сохранит совершенное единение с Ним, – тогда (Бог) будет все во всем. Некоторые говорят, что под этими словами (апостол) разумеет истребление зла, так что все наконец покорятся, никто не будет противиться и делать зло, – то есть, когда не будет греха, тогда, очевидно, Бог будет все во всем. Но если не воскреснут тела, то будет ли это справедливо? Злейший из всех врагов – смерть останется и будет делать, что хочет. Нет, скажешь, тогда уже не будут грешить. Но что из этого? (Апостол) говорит здесь о смерти не душевной, а телесной. Как же она истребится? Победа состоит в том, чтобы возвратить взятое и удержанное. Если же тела останутся в земле, то, значит, власть (смерти) будет продолжаться, потому что они удержаны (в земле), а других тел, в которых бы она была побеждена, нет. Если же сказанное Павлом сбудется, как и действительно сбудется, то откроется славная победа, в которой Бог всемогуществом Своим воскресит тела, плененные смертью. Так и врага побеждают тогда, когда отнимают у него добычу, а не тогда, когда оставляют ее у него; если же никто не осмеливается взять ее у него, то можно ли сказать, что он побежден?

Таким же образом и Христос в Евангелии выражает победу, когда говорит: «как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его» (Мф. 12:29), потому что иначе не видно будет победы.

Как в смерти духовной, хотя умерший греху оправдался (Рим. 6:7), однако мы не можем назвать этого победой, – потому что не тот победил, кто не прилагает зла ко злу, а тот, кто уничтожил прежний плен страстей, – так и здесь, не то можно назвать славной победой, что смерть перестала поглощать тела, но то, что у нее отняты тела, уже плененные ею. Если еще станут спорить и говорить, что это сказано о смерти духовной, то (я спрошу): как она испразднится последняя? Ведь она уже упразднена в каждом крещенном. Если же разуметь это о теле, то сказанное, то есть, что (смерть) испразднится последняя, будет иметь место. Может быть, кто-нибудь придет в недоумение, почему (апостол), говоря о воскресении, не указал на тела, воскресшие при Господе? На это мы скажем, что такое указание не послужило бы в пользу воскресения; указать на воскресших, которые опять умерли, не значило бы доказывать, что смерть истребится совершенно. Потому он и сказал, что она истребится последняя, чтобы ты не подумал, что она еще восстанет. Когда истребится зло, то тем более прекратится смерть, потому что невозможно оставаться реке, когда иссякнет ее источник, или быть плоду, когда засохнет корень.

Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Поскольку о Сыне сказал, что Он низложит врагов, и воздвигнет трофей; то убоялся, чтобы не почли Сына каким-нибудь иным началом нерожденным. Посему все относит к Отцу, говоря, что Он покорил Сыну врагов. А как он писал к эллинам, у которых была молва, что Зевс восстал на Отца, то говорит, что Сыну все покорено, кроме Отца. Ибо Он-то и покорил Сыну все прочее.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Вся бо покори под нозе Его. Внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся

Апостол приводит слова Писания в подтверждение, что Господу Спасителю все должно покориться. Место взято из Псалма 8-го, стих 7, где говорится, что все твари земные покорил Бог человеку. К Господу Спасителю применяет это место Апостол по той причине, что Он есть первообраз восстановленного человека и что в нем совершеннейшим образом осуществляется то, чем должен быть человек по первоначальному предназначению. Но как Он есть не человек только, но и Бог, то и человеческие принадлежности не могли оставаться в Нем в тех пределах, в каких прилично им быть в человеке, а принимают необычайные размеры. Посему и власть человека над тварями только земными в Христе Спасителе, яко Богочеловеке, стала властию над всем сотворенным. Эту мысль особенно и выясняет Апостол в последующих словах. Чтобы из приведенного места кто не подумал, что и Ему, как бы простому человеку, покорена только земная тварь, он говорит: внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся, то есть когда говорит Писание, что все покорено Ему, то под этим все надо разуметь все сотворенное, все, кроме Самого Творца, покорившего Ему все.

Выше сказал Апостол, что Господь Спаситель Сам покорит под ноги Свои всех врагов Своих, Сам испразднит всяко начальство, власть и силу, а здесь говорит, что Бог Отец покорил все под ноги Его. Но здесь нет разномыслия, а одно и то же утверждается в разных отношениях. Вся покори Бог, – предназначил покорить, или предназначил, чтобы все Ему было покорно. В сем предназначении участвовал и Сын столько же, сколько Отец по единодействию Пресвятой Троицы. В исполнение же это определение приводится Сыном Божиим Самим по воплощении, смерти, воскресении и седении одесную Отца. С сего момента воспринята Им власть над всем покорным и началось покорение непокорного, именно греха, диавола, смерти. Покорение сие в действие идет к концу, но еще не совершилось: не у видим Ему всяческая покорена (Евр. 2, 8), говорит сей же Апостол. Если мы будем смотреть только на видимость, то можем подумать: никакого покорения нет, – все враги Христа Господа и наши свирепствуют, и власть их с вражеством не только не умаляется, но возрастает. Но не на это надо смотреть, а на то, что совершает Господь в верующих; в них Он попирает грех, побеждает диавола и отъемлет силу у смерти. Число же истинно верующих когда умаляется, когда увеличивается, но всегда они есть, и покорение врагов сих и исторжение из рук их жертв их идет непрерывно. Трофеи победы над ними – сонмы святых, которые зреют в Церкви на земле, а просиявают победною славой на небе. Враги наши думать могут, что они берут силы, а Господь оставляет их еще действовать в видах приготовления чрез них победителей их. Когда же исполнится все по преднаписанному, тогда и все враги сии в собственном их лице будут положены Господом под ноги Свои. Пока покорит таким образом Господь всех врагов Своих и наших, до тех пор подобает Ему царствовати. А что говорится: покори, – это значит дал власть покорять, сделал властелином и Царем.

В предыдущем стихе говорится: последний враг испразднится смерть; в настоящем вся бо покори. Основание указывается верить, что смерть точно испразднится. Не смотри, что смерть еще царствует. В числе преданных во власть Господу и она состоит. Придет время, и ей конец будет. В послании к Филиппийцам Апостол прямее выражает ту же мысль. Ибо сказавши: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его – это то же, что упразднит смерть и воцарит нетление,– присовокупил: по действу еже возмогати Ему и покорити Себе всяческая (Фил. 3, 21),– это то же, что: ибо Ему в руки предана власть покорить всяческая. Этою властию и силою изгонит Он и смерть и украсит тленное нетлением (Феодорит).

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Экумений (†VIв.)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Апостол писал к мужам, уверовавшим из эллинов и прославлявшим Зевса , который восстал против собственного отца, чтобы свергнуть его с царского престола. Поэтому было необходимо, чтобы они не стали предполагать и у нас чего-либо подобного.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

Первые слова стиха взяты из псалма VIII (ст. 7). Они собственно имеют в виду человека в момент его сотворения, но так как это назначение свое - быть владыкою земли - человек не осуществил, а осуществил воплотившийся на земле Сын Божий, Мессия, то в Новом Завете эти слова с полным правом стали прилагаться к Нему (напр. Еф I:22; Евр II:8). - Покорил - конечно, Бог. - Кроме Того… это замечание служит переходом к мысли о подчинении Христа Богу, выраженной в следующем стихе.

См. также Толкование на 1Кор. 15:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

А затем конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем

По воскресении и суде всеобщем настанет конец благодатного царства, которое закончится тем, что все верные члены его войдут в царство славы, а противники (Мф. 24:462Сол. 1:9) его преданы будут мучению вечному, ибо до того времени, пока не будет одержана полная победа над представителем и защитником зла, не может явиться жизнь вечная, так как прежде должен быть связан и наказан главный виновник смерти, потом упразднится самая смерть, и затем уже Глава благодатного царства возвратит данную Ему Отцом власть на небеси и на земли и откроется непосредственное Царство всей Пресвятой Троицы, и тогда будет Бог всяческая во всех. И теперь мы о Нем живем, движемся и есмы (Деян. 17:28). Но эта жизнь Божия различно совершается в людях неведущих Его и различно в чтущих Его, приобщающихся святого Тела и Крови Христовой, и еще более различно в Ангелах и Архангелах... Отсюда понятно, что в будущей жизни будет в нас Бог и мы в Боге приискренне, ибо мы тогда будем, по выражению церковной песни, истее причащатися Царствия Его. Преосвящ. Феофан говорит о сем: «когда все облекутся в нетленные тела, тогда и с человечеством Спасителя сочетаются полнее, а чрез Него и с Божеством приискреннее. Господь Спаситель, как Глава, все тело спасаемых проникнет и с Собою сочетает, а оно все чрез сочетание с Его человечеством к Божеству ближе, живее и существеннее прикоснется. Вот это и есть: будет Бог всяческая во всех».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все

В подтверждение того, что Господу Иисусу, как Богочеловеку, Бог в Предвечном Совете дал власть все покорять, сделал властелином и царем, Апостол приводит слова Писания (см. Пс. 8:7), где говорится, что Бог дал власть человеку над зверями земными. Применяя это к Господу Иисусу, как первообразу восстановленного человека, Апостол расширяет эту власть, простирая ее на все созданное, кроме только Самого Создателя. Когда же и как совершается это покорение всего Господу Иисусу? По воскресении Своем Господь Иисус сказал ученикам Своим: дадеся Ми всякая власть на небеси и на земли (Мф. 28:18). С этого момента Он получил власть над всем покорным, и началось покорение непокорного, именно греха, диавола, смерти. Покорение это совершается, но еще не совершилось. Ныне еще не видим, чтобы все было Ему покорено, говорит Апостол в другом послании (Евр. 2:8). После сказанного Апостолом прошло уже очень много времени, а покорения не только нет, но, по-видимому, число врагов Христа не только не убывает, но даже увеличивается. Однако не на это нужно смотреть, а на то, что совершает Господь в верующих, в них он попирает грех, побеждает диавола и отнимает силу у смерти. Число же истинно верующих то уменьшается, то увеличивается, но всегда они есть, и покорение врагов идет беспрерывно. Трофеи победы над ними – сонмы святых, которые зреют в Церкви на земле, а просиявают победною славою на небе. Враги думают, что они берут силу, и Господь оставляет их еще действовать, в видах приготовления через них их победителей. Когда же исполнится все по преднаписанному, тогда и все эти враги будут покорены Господом. Пока не покорит таким образом Господь всех врагов, своих и наших, до тех пор подобает Ему царствовать, как Богочеловеку, Искупителю.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible