Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 15:52
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Амвросиаст (†IVв.)
- Севериан Габальский, еп. (†431)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 51-52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Итак, говорит, вот тайна, которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, кои исповедуют воскресение, а не философам, кои отрицают воскресение мертвых. Все почием, - говорит же это тем, кои дождутся пришествия (Христа). Все обновимся: хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею. Это и означают слова: воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся.
Григорий Богослов, свт. (†389)
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Что же мне малодушествовать в надежде? Что стремиться к временному? Я ожидаю архангельского гласа, последней трубы, преобразования неба, претворения земли, освобождения стихий, обновления целого мира. Тогда я увижу самого Цезария уже не отходящим, не выносимым, не оплакиваемым, не вызывающим жалость, но святым, прославленным, превознесенным, каким ты неоднократно и являлся мне во сне, возлюбленнейший из братий и братолюбивейший, потому ли, что так изображало мое желание, или потому, что это была истина.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 51-52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Божественный апостол, предрекая в Послании к Коринфянам внезапную остановку времени и поступление движимого в обратный путь, когда говорит: Се тайну вам глаголю, вси бо не успнем: вси же изменимся: вскоре во мгновении ока, в последней трубе. Ибо, как думаю, когда полнота человеческого естества в предуведанной мере достигнет конца, потому что не потребуется уже никакого приращения к числу душ, тогда, как словами вскоре во мгновении ока наименовав этот неизмеряемый и неимеющий протяжения предел времени, учит апостол, в мгновение времени совершится изменение существ. Почему, кто достиг этой самой последней и крайней точки времени, тому, так как ничего не остается за этим краем, невозможно получить это временное посредством смерти изменение, разве когда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших и оставшихся в жизни, подобно изменяемым через воскресение, мгновенно прелагающая в нетление, так что тягота плоти не повлечет уже ее долу и бремя не удержит под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: Восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1Сол. 4:17).
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Ты, господи, сказала она [Макрина], разрешил нас от страха смерти. Ты сделал конец здешней жизни началом жизни истинной. Ты в положенный нам срок упокоеваешь сном тела и снова пробуждаешь их при послед- ней трубе. Ты на время вверяешь земле «нашу землю», которую образовал Своими руками, и снова взимаешь то, что дал, нетлением и благодатью преображая наше смертное и безобразное.
О жизни святой Макрины
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 52-53 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие
«Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1Кор.15:52). После многого, сказанного о воскресении, он теперь благовремение открывает в нем весьма дивное. Не то только удивительно, говорит, что тела сперва сгниют и потом восстанут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что перейдут в гораздо лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся: вскоре, т. е. в мгновение времени, или, как он яснее выражает это, в мгновении ока, – (так же быстро), как мигают ресницы. Потом, так как он сказал нечто великое и изумительное, т. е. что столь многие и столь великие дела совершатся так скоро, приводит и доказательство в удостоверение истины события: «ибо вострубит, – говорит, – и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Слово – «мы», здесь он относит не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» (1Кор.15:52–53). Чтобы кто-нибудь слыша, что плоть и кровь царствия Божия не наследят, не подумал, что тела не воскреснут, он присовокупляет: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». Тленное – это тело, и мертвенное тоже тело; тело остается, потому что оно есть то, что облекается, исчезают же смертность и тленность, когда оно облекается в бессмертие и нетление. Потому не сомневайся на счет того, как тело будет жить бесконечно, когда слышишь, что оно будет нетленно.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
…Тогда от трубного зова будет объята ужасом земля вместе с людьми - ты же будешь радоваться. Тогда Господь придет вершить суд, и скорбно застонет мир; столкнутся грудь грудью племена земные, и даже некогда могущественные цари будут трепетать в своей наготе; в огне предстанет Юпитер с потомством своим, откроется глупость Платона с его учениками, беспомощными явятся доводы Аристотеля. Тогда ты, крестьянин и бедняк, возликуешь, засмеешься и скажешь: «Вот распятый на кресте Господь мой, вот Судия мой!»
Нил Синайский, прп. (†430)
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Сказанное Апостолом: «вскоре» (1Кор. 15:52), значит то же, что и если бы сказал кто: в самое и неделимое краткое продолженье времени.
Августин Аврелий, блж. (†430)
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Взгляд нашего глаза не достигает того, что ближе расположено, быстрее, или находящегося на отдалении медленнее. Напротив, он достигает их с равной скоростью. Подобным образом, когда, как говорит апостол, воскресение мертвых осуществится во мгновение ока, для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко будет восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен. Для некоторых людей все это невероятно, потому что лежит за пределами опыта, хотя весь мир полон чудес, которые не кажутся достойными осмысления и исследования, и не потому, что их легко постигает разум, но потому, что мы привыкли их видеть. Я же, вместе с теми, кто присоединяется ко мне и стремится постигать невидимое Бога через сотворенный мир, удивляемся, ни много ни мало, тому, что в одном крошечном семечке заложено все то, за что мы восхваляем дерево.
…Он хочет, чтобы под трубою мы понимали очень ясный и яркий знак, который в другом месте он называет гласом Архангела и трубой Божией (1Фес. 4:16).
…Вместе с этим звуком и воскресением мертвых, когда уже не будет сомнения в том, что суд наступил, упразднится любое утешение человеческой похвалой. Тогда не будет времени об одном рассуждать, о другом судить, проявлять благосклонность или поддержку другому.
…Для всемогущего Бога и Его невыразимого изволения столь же легко восстановить недавно умерших, как и давно превратившихся в тлен.
Послания
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе
В кратчайшее и неуловимое время, в какое можно только смежить ресницы, совершится столько и таких дел. Это весьма чудно. Ибо должно удивляться не только тому, что воскреснут сгнившие тела, и тому, что каждый получит свое собственное, но и тому, что все это совершится так быстро, что нельзя и выразить. Слова при последней трубе некоторые понимали о той, о которой написано в Откровении (глава 8, 9 и 10) евангелиста Иоанна. Он говорил, что есть семь труб, первые из них производят поражение людей, ибо не все вместе умирают, но по частям, и это, говорит, по устроению Божию, дабы остающиеся, видя первых погибающими, сами раскаялись. А последняя труба произведет воскресение и изменение уже воскресших, вскоре, в мгновение ока.
Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными
Дабы кто не усомнился, как так дела совершатся в мгновение ока, подтверждает достоверность своего слова силой Бога, творящего оные: и говорит, что вострубит, и сделается; подобно сему: Он сказал - и сделалось (Пс. 32:9). Ибо труба означает не что иное, как повеление и мановение Божие, предшествующее всему.
А мы изменимся
Говорит это не о самом себе, но о тех, которые тогда будут в живых.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся
Вскоре, εν ατομω, в такой короткий момент времени, которого и делить нельзя. Между повелением Божиим о воскресении и самим воскресением и мгновения времени не пройдет (Феодорит). Они современно последуют. Как глас трубы, возвещающий Божие повеление, прозвучит, так в то же мгновение мертвые восстанут, а живые изменятся, то есть примут нетленное тело, в каковом воскреснут и умершие. «Слово – мы здесь относит Апостол не к себе, а к тем, которые тогда окажутся живыми. Так, после многого сказанного о воскресении он теперь открывает в нем весьма дивное. Ибо не то только удивительно, что тела сперва сгниют, а потом воскреснут, и не то, что восставшие после гниения будут лучше нынешних, и не то, что живые перейдут в лучшее состояние, и не то, что каждый получит собственное, а не чужое тело, но и то, что столь многие и столь великие дела, превосходящие всякий ум и всякое разумение, совершатся вскоре, то есть во мгновение времени, или, как он яснее выражает это, во мгновении ока, так быстро, как смежаются вежды» (святой Златоуст).
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: 1Кор.15:50: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», значит, мощи не нужны.
Православный ответ: Никто из православных не доказывает, что мощи в их нынешнем виде предстанут во второе Воскресение. Нет, они изменятся, как изменятся и тела всех людей (1Фес.4:16; 1Кор.15:52) и будут подобны славному Телу Христову (Флп.3:21).
Амвросиаст (†IVв.)
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Вдруг, во мгновение ока. То есть быстро, без какого-либо промедления. При последней трубе. Оттого при последней, что последняя война идет против демонов, и князей, и властей, и против самого диавола. Когда окончится тысяча лет, в которые будет царствовать Спаситель, и уничтожен антихрист, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога (Откр. 20:7), которые суть демоны, ибо не могут смертные человеки бороться против вечных, будет и собирать их на брань для битвы против лагеря святых. Ведь и Иоанн апостол говорит: «я видел Михаила и ангелов его в небе сражающихся против дракона и ангелов того, кто есть диавол и сатана». Оттого говорит апостол Павел о последней трубе, что не единожды суждено сразиться с сатаной; поскольку и лжепророки в антихристе, которые совершали втайне свои знамения и чудеса, и сам победитель в месте этом в последний раз сразятся, дабы уже как победителю послать врага в геенну. И Спаситель среди прочего говорит: ныне князь мира сего будет изгнан вон (Ин. 12:31). И будет тогда, и ранее часто был побежден князь мира сего, как о том говорит пророк Исайя: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы (Ис. 14:12).
Севериан Габальский, еп. (†431)
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Сказав это и указав на тело, он поставил в тупик еретиков, которые говорят, что нет воскресения плоти, но только души. Ибо они бесчестят божественное домостроительство, полагая, что Христос не истинно принял плоть, а по видимости, что бессмысленно. Ведь если бы Он не имел плоти, то что же умерло, и было погребено, и воскресло (1Кор. 15:3-4)? Если же это было по видимости, стало быть, и мы умираем по видимости.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 51-52 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Тайну. Апостолу сделалось известно то, что он говорит далее, по особому откровению от Бога (ср. 1Сол. 4:15). - При последней трубе. Никакая труба не может пробудить мертвых. Поэтому здесь это выражение может означать только особое всемогущее веление Божие, в силу которого мертвые должны воскреснуть, а живые - измениться по телу. Самый образ заимствован от тех сигналов, какие подавали еврейские священники, когда евреям, странствовавшим в пустыне, приходилось подниматься в путь или же собираться на праздник к скинии (Чис. 10:2-10). Из того, что труба названа последнею, можно выводить заключение, что еще ранее будут иметь место другие повеления Божии, которые будут иметь значение для мира духов. - Ибо вострубит, т. е. труба вострубит. Опять это - образное выражение, указывающее на одновременность воскресения мертвых и изменения живых. - Мы, т. е. все верующие, которые доживут до второго пришествия. Апостол не знал, доживет ли он сам до этого срока (ср. ст. 30 и 31; 6:14; Флп. 1:20 и 2:17) и, ввиду присущего ему упования на близкое пришествие Господне, скорее мог причислять себя к тем, кто доживет до этого времени.
Толковая Библия.
См. также Толкование на 1Кор. 15:1
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие
Предсказывая будущее наше преображение, Апостол говорит, что оно коснется всех – живых и мертвых, совершится быстро, мгновенно, как только раздастся голос божественного вестника. Образ этого изменения есть великая тайна, но мы видим многие подобия ее в произрастании напр. растений, в видоизменениях насекомых (гусениц), в весеннем обновлении природы; пророку же Иезекиилю было показано особенное поразительное видение воскресения тел (Иез.37:1-12), и многие святые удостаивались представлять подобие будущего воскресения мертвых посредством созерцаний. Но мы грешные должны не о том заботиться, чтобы представить ясно сей образ будущего видоизменения, но молиться, чтобы Господь удостоил нас облещись в образ славы Его, а не совлещить его и видоизменившись сделаться жертвою вечных, нескончаемых мук. А для сего мы должны распинать тело свое с его страстями и похотями и тем уготовлять его к будущему бесстрастному, вообще духовному бытию, которому так противоречат многие попечения наши о теле и об удовольствиях его, тщетно нами искомых.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
Как только прозвучит голос трубы, возвещающей Божие повеление, так в то же мгновение мертвые воскреснут нетленными, а живые изменятся, то есть примут нетленное тело, в каком воскреснут и умершие.