-
Дата создания: 2000
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 38Х142
Сюжет
Художник известен как мастер пейзажа, и здесь мы видим грандиозную панораму с храмовым ансамблем, среди которого белокаменный Успенский собор, в котором, по преданию, родители крестили младенца Варфоломея — будущего св. Сергия Радонежского.
Описание
Перед зрителем раскрывается вид Ростовского кремля с жилой стороны города, где сохранились еще нетронутые временем старинные постройки. Заснеженная дорога ведет путника прямо к храму, увенчанному пятью массивными куполами, за ним виднеется пятиглавый храм Воскресения Христова и Церковь Спаса на Сенях, увенчанная одной главой. Храмовая площадь окружена массивной стеной с боевыми башнями из красного кирпича. Вдоль широкой дороги тянется череда деревянных домишек, укутанных снегом. Их двускатные крыши образуют общий ритм вместе с шатровым верхом боевых башен, они будто вторят друг другу, образуя единый ансамбль.
Одеты в зимние наряды и деревья, на пожухших листьях серебрится сизый иней. В тихом безмолвии замерли заснеженные поля, пересеченный дорогой. Утлые сарайчики и старинные амбары с покосившимися крышами словно уснули в зимней дреме.
На ясном голубом небе не видно облаков, играющий на солнце снег слепит глаза. Дорога к храму символична – это и путь человека к вере, это и бегство в мир далекой старины, в тот славный древний город, где родился преп. Сергий Радонежский – великий подвижник Древней Руси, «игумен земли русской».
Композиция картины имеет четко выраженный центр, которым является ансамбль Кремля с его церквами. Вертикаль центра композиции поддерживается горизонтальной линией стены Кремля и ее постройками. Шатровые крыши крепостных башен размещены ритмично относительно центра композиции: они как бы фиксируют и обозначают центр, окружая его.
Успенский собор в сравнении с Церковью Воскресения Христова имеет более массивные формы , он смотрится масштабно и органично и, вместе с прилегающими к нему постройками, как бы уравновешивает картину. Ее горизонталь параллельна стенам Кремля, что задает архитектурному ансамблю еще более устойчивое положение.
Но главное, конечно же, в самой передаче художником ясного солнечного дня, создающего приподнятое, праздничное настроение. Морозный воздух чист и свеж, лежащий белым покрывалом снег укутывает город, оттеняя красный кирпич крепостной стены. Во всем присутствует неспешное, медленное движение долгой русской зимы, и в ритм ее размеренному ходу звучит молитва: так и проходят дни поста в размеренном и длинном чтении канона в предчувствии волшебного праздника Рождества Христова.
Комментировать