Array ( )

Над вечным покоем

Над вечным покоем

Описание

На картине изображено озеро, бескрайние просторы которого напоминают широко разлившуюся реку. Над ним простирается величественно небо с бегущими рваными облаками, гонимыми холодным пронизывающим ветром. На ближнем плане — мысок, на возвышенном берегу которого стоит старенькая церковь, слева от которой расположился погост со старыми, заброшенными могилами. Полуразрушенное, погруженное в тяжкий сон запустения, кладбище производит тягостное впечатление — покосившиеся кресты, заросшие травой дорожки, разоренные природной стихией и временем гробницы. Уцелевшая старая деревянная церковь возвышается над крутым обрывом, как бы бросая вызов грозной северной стихии ветра. Она подобна кораблю, принявшему на себя удары волн и грозовых раскатов – единственное пристанище несчастного путника, приставшего к обрывистым берегам в поиске спасения. Мерцающий в окошке огонек дает последнюю надежду застигнутому надвигающейся бурей путнику, затерянному в суровом краю, в пустынной бездне холодных вод.

Художник передает напряженное ожидание в свинцовых тучах, в усилившихся порывах ветра, клонящих робкие деревья к земле, в воде, подёрнувшейся мелкой рябью.    Мощью дышит окружающая утес стихия. Кажется, что еще одно мгновение и исчезнет погост, развеется по свету церквушка… Разрушения кажутся неизбежными. Известно, что эту работу художник писал, слушая музыку. Торжественные и печальные звуки траурного марша Бетховена вдохновляли автора и заставляли его создавать мрачную и почти трагическую атмосферу этой работы. Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод, сырость, слышит раскаты далекого грома.  Здесь музыкальный такт ускорившегося времени: проходят дни, часы, минуты — исхода нет, как поступь Командора неизбежна смерть.

Но все же маленький заветный огонек дает надежду: вот светлая тропинка, подобно нити Ариадны ведет вглубь островка. Блик солнца на поляне побеждает темноту и ужас перед смертью.

Художник пишет не случайно картину с высоты, главный герой ее – пространство.

Жизнь человеческая ничтожна, быстротечна и бессмысленна… Острое чувство одиночества и беззащитности испытывает зритель перед этим вечным покоем, о котором страшатся даже думать люди. Вечный вопрос — что там, за порогом вечности, мучает автора, но ответа он не находит, предоставляя его зрителю.

История

Картина «Над вечным покоем» была создана, когда Левитану едва исполнилось 33 года – возраст зрелости, время полного раскрытия живописного дарования пейзажиста и, казалось, его безграничных возможностей, творческих исканий и открытий. Картина вобрала в себя и весь его художественный опыт, и опыт недолгой жизни, часто печальный и горький.

Работа над этим большим полотном проходила летом 1894 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Художник синтезировал множество натурных наблюдений и придал произведению монументальный характер. Это выразилось в тщательно продуманной композиции и в живописном решении, основанном на сопоставлении крупных цветовых плоскостей темно-лилового неба, серой воды озера, приглушенной зелени земли – всё это вплотную подводит картину к стилистике модерна. У чуткого и вдумчивого зрителя картина «Над вечным покоем» рождает музыкальные ассоциации. Интересно, что художник работал над картиной под звуки симфоний: он просил свою спутницу Софью Кувшинникову непрерывно аккомпанировать ему – музыка давала дополнительное вдохновение. В одной из двух снимаемых ими комнат усадьбы стоял старинный, но хорошо звучавший клавесин – на нём муза художника часами играла Листа, Шопена. Но чаще всего звучала Героическая симфония Бетховена, некоторые части которой своим эмоциональным накалом доводили впечатлительного гения до душевных страданий и слёз. Предельная обострённость чувств помогала художнику передать их посредством кисти на полотно и отразить в нём особенный драматизм.

Критика

Полотно «Над вечным покоем» привлекло к себе большое внимание зрителей и рецензентов, но отношение к нему оказалось далеко не однозначным. Многие критики характеризовали картину как «вызывающую недоумение в зрителях». Не поняв философской идеи, которую Левитан пытался вложить в своё произведение, некоторые критики сочли его название слишком претенциозным и направленным на то, чтобы «поднять значение» картины1. Например, автор статьи о передвижной выставке, опубликованной в газете «Московский листок», писал, что «лучше бы как-нибудь поскромнее озаглавить картину», а в самом полотне он находил «бездну претензий и отсутствие прав, широкие замыслы и плохое исполнение». Желание Левитана передать свои глубокие раздумья и переживания было воспринято как попытка следования модной «пессимистической традиции». Некоторым рецензентам казалось, что название картины противоречит динамике её изображения, которое «далеко от вечного покоя». В частности, автор статьи в журнале «Наблюдатель», называя водное пространство «рекой», писал: «Река бежит и бурлит, на горизонте накапливаются тяжеловато написанные тучи, земля цветёт, словом — „всюду жизнь“; но художником овладел пессимизм, и он спешит, хотя [бы] подписью, названием картины нагнать на зрителя тоску и напомнить о смертном часе»2.

В заметке «На выставке у передвижников», вышедшей в журнале «Всемирная иллюстрация» (т. 51, № 1314 за 1894 год), критик Владимир Чуйко, сочтя картину неудачной в художественном отношении, при этом признал, что «несмотря, однако же, на все эти технические недостатки, в картине тем не менее есть настроение: г. Левитан сумел выразить впечатление какого-то мёртвого покоя, напоминающего идею смерти, жаль только, что эта идея выражена так странно»3

Многие авторы публикаций о передвижной выставке указывали на слабость картины «Над вечным покоем» в живописном отношении. Например, подписавшийся инициалами М. Ю. корреспондент газеты «Новости дня» (№ 3903, 28 апреля 1894 года) отмечал, что «земля кажется словно вырезанной и наклеенной на воду, туча не имеет своего отражения в реке»4. Другие критики полагали, что «тучи слишком чернильно писаны», что «дальний план тяжело написан кубовою краской», что вода написана «совершенно белой краской» и т. д.

В периодических изданиях того времени попадались и откровенно недружелюбные публикации, авторы которых пытались оскорбить художника и его творение. Так, в «Петербургском листке» № 67, 10 марта 1894 года за подписью «Реалист» было опубликовано обращённое к Левитану четверостишие следующего содержания: «Намазал ты много… Себя не прославив. / Пастели, полотна — достойны улыбки. / „Над вечным покоем“ случайно поставил / Ты скалы на небе, мой друг, по ошибке». В качестве ещё одного примера можно привести опубликованный в «Петербургской газете» фельетон журналиста Власа Дорошевича (Дорошкевича) «Передвижные гении. Недоразумение в I действии», который был построен в форме диалога между Исааком Левитаном и критиком Владимиром Стасовым. В результате их «обсуждения» картина Левитана «признаётся пригодной лишь для того, чтобы из её холста сшить Стасову шаровары»5.

Тем не менее встречались и положительные отзывы о полотне «Над вечным покоем». В частности, в обзорной статье о 22-й передвижной выставке, опубликованной в газете «Русские ведомости» (№ 110, 23 апреля 1894 года), художественный критик Владимир Сизов назвал картину Левитана «хорошо продуманной и сильно прочувственной», отличающейся «несомненными художественными достоинствами»6. В статье, вышедшей в 1894 году в журнале «Артист», писатель и публицист Василий Михеев «чутко уловил глубокую психологичность полотна и назвал его подлинным пейзажем-картиной, замечательной своим содержанием и „настроением“»7.

1 Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966.С.184.

2 Там же, с.185.

3 Чуйко В. В. На выставке у передвижников // Всемирная иллюстрация. — 1894. — Т. 51, № 1314.С.230.

4 Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. С.376.

5 Там же, с.376.

6 Сизов В. И. XXII Передвижная выставка Товарищества передвижных художественных выставок // Русские ведомости. — 1894. — № 110 (23 апреля). С. 3—4

7 Михеев В. М. XXII передвижная выставка Товарищества передвижных художественных выставок // Артист. — 1894. — № 37 (кн. 5).  С. 121

Рекомендуемая литература

Петров В. А. Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000.

Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство.

Комментировать