Источник

Глава 33

Иез.33:1–2. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, глаголи к сыном людей твоих

Бог по благоволению называет народ Своим народом, но, отвращаясь от него за беззакония его, сего присвоительного имени не употребляет уже. Это, как можно видеть, было и при Моисее. Ибо до совершения беззакония сказал Бог Фараону: «отпусти люди Моя, да Ми послужат» (Исх. 7, 16), а после служения тельцу говорит Моисею: «иди скоро, сниди отсюду, беззаконноваша бо людие твои» (Исх. 32, 7). Посему и здесь также называет не Своим народом, а народом Пророка.

Иез.33:2–5. и речеши к ним: земля, на нюже Аз аще наведу меч, и поймут людие земли человека единаго от себе, и поставят его себе во стража, и узрит меч грядущий на землю, и вострубит трубою, и проповесть людем, и услышит услышавый глас трубы, а не сохранится, и найдет меч, и постигнет его, кровь его на главе его будет, яко слыша глас трубы, и не сохранися, кровь его на нем будет.

«Мечом» называет войну, а «стражем» – соглядатая. Слово же сие научает нас, что Сам Бог по благости подает людям мир, а войну попускает по беззакониям людей, навлекающих на себя горестное. Посему, говорит, если во время войны, угрожающей какому-либо народу, подвергающиеся нападению на каком-либо возвышении поставят соглядатая, и он, увидев приближающееся войско, дает знак трубою, и не пренебрежет сим, и не покажет нерадения о поставивших его на сие дело, то сам он будет неповинен, исполнив порученное ему дело, а кто не захотел соблюсти себя, и позаботиться о своем спасении, тот сам будет виновником своей смерти и своего пленения. Посему говорит: «кровь его на нем будет», то есть пусть сам на себя возложит вину смерти. «А сей, понеже сохранися, душу свою избавил», то есть, если сохранится, то сделается виновником своего спасения.

Иез.33:6. И страж, аще увидит меч грядущ, и не вострубит трубою, и не проповесть людем, и людие не охранят себе, и нашед меч возмет от них душу, та убо беззакония ради своего взяся, а крове ея от руки стража взыщу,

то есть, если поставленный соглядатай по нерадению не дает знать народу о нашествии неприятелей, то взятые в плен понесут наказание за то, в чем они прегрешили, а страж за совершенное им предательство сам подвергнется ответственности. Сказал же сие Бог, чтобы Пророка соделать более тщательным в служении слову. Почему присовокупляет:

Иез.33:7. И ты сыне человечь, в стража дах тя дому Израилеву, и услышиши от уст Моих слово, и проповеси им от Мене,

то есть что в военное время обыкновенно делают соглядатаи, то и тебе, Пророк, надлежит делать, и сказанное Мною сообщать другим со всем усердием.

Иез.33:8. Егда реку грешнику: грешниче, смертию умреши, и не будеши глаголати грешнику, еже сохранитися нечестивому, еже обратитися ему от пути своего, и живу быти ему, той беззаконник в беззаконии своем умрет, а крове его от руки твоея взыщу.

Если произнесу на кого смертный приговор, говорит Бог, и ты не известишь его о произнесенном приговоре, чтобы покаянием уничтожить ему сие определение, то он найдет достойный жизни конец, а у тебя потребую отчета в его погибели. Если же живущему в беззаконии сделаешь известным все определяемое Мною, но он пренебрежет твоими словами и пребудет в злобе своей, то он понесет справедливое наказание, а ты избавишь себя от ответственности.

Иез.33:10. И ты сыне человечь, рцы дому Израилеву, сице ресте глаголюще: прелести наша и беззакония наша в нас суть, и мы в них таем, и како нам живым быти?

Когда Я, говорит Бог, употребляю все меры для спасения Израиля и не хочу чтобы они отчаивались; сами они произносят слова отчаяния, и думают, что невозможно для них спасение посредством покаяния, говоря, что лежит на них самое тяжкое бремя грехов, и доныне еще находятся они в прелести и беззаконии, и почитают невозможным делом – тому, кто в таком состоянии, получит спасение посредством покаяния.

Иез.33:11. Посему рцы им: живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти, грешника, но еже обратитися ему от пути своего, и живу быти ему:

Кто достойным образом подивится благости Владыки? Пред Ним непризнательны и крайне неблагодарны, но Он заботится и о неблагодарных, всячески промышляет о них, желая увидеть в них перемену. Почему и присовокупляет отеческое и сердоболия исполненное увещание.

Обращением обратитеся от пути вашего злаго: и вскую умираете доме Израилев?

Усугубление речи составляет отличительное свойство языка еврейского, выражает же искренность обращения.

Иез.33:12. И ты сыне человечь, рцы к сыном людей твоих: правда праведнаго не избавит его, в он же день прельстится, и беззаконника не убиет его, в он же день обратится от беззакония своего.

В намерении уверить, что приемлет покаяние грешника, Бог доказывает сие от противного. Ибо говорит: как если кто из живших добродетельно оставит путь сей, изберет же путь порока, то, по необходимости, найдет конец достойный сего пути; так, если возросший в беззаконии пожелает вступить на путь добродетели, то, без сомнения, освободится от наказания, назначенного беззаконным.

Иез.33:13–15. Егда реку праведнику, жизнию жив будеши, сей же уповает на правду свою, и сотворит беззаконие, вся правды его не воспомянутся, в неправде своей, юже сотвори, в той умрет: и егда реку нечестивому, смертию умреши, и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог должнику отдаст, и восхищенное возвратит, беззаконник в заповедех жизни ходити будет, еже не сотворити неправды, жизнию жив будет, и не умрет.

И данное Мною обетование благ, говорит Бог, не принесет пользы праведнику, если не пребудет он в делании добрых дел; напротив того, за сделанное им в жизни понесет достойное наказание; и определение наказания не повредит грешнику, если вознамерился воспользоваться врачеством покаяния, освободился от всякой неправды, оказывает человеколюбие ближнему и, одним словом, решился сохранять Мною заповеданное. Ибо переменою своею уничтожил он определение и насладится жизнью, а что всего вожделеннее, говорит Бог,

Иез.33:16. Вси греси его, яже согреши, не помянутся ему: понеже суд и правду сотвори, жив будет в них.

Так, доказав благость Свою, обличает неблагопризнательность народа.

Иез.33:17. И рекут сынове людей твоих, неправ путь Господень: и сей путь их неправ.

По изъявлении Мною, говорит Бог, такой благости и такого человеколюбия, отваживаются они клеветать на Мое домостроительство, будто бы оно неправо, между тем им из самых дел должно было уразуметь, что все Мои распоряжения и правы и справедливы, а у них самих все развращенно. Потом тоже самое излагает яснее в виде вопроса:

«Слышите дом Израилев: Мой ли путь неправ? Не ваш ли путь неправ?»21. Потом повторяет сказанное и говорит, что праведник, предпочитающей грех, будет наказан, а грешник, возвращающийся к правде, улучит спасение. Но вам, говорит Бог, не показалось это справедливым. Почему присовокупил:

Иез.33:20. И се есть, еже рекосте: неправ путь Господень.

Потом сказует решительно: «комуждо по путем его сужду вам, доме Израилев». Сего достаточно к убеждению и самых бесчувственных, чтобы возлюбили перемену жизни порочной.

Иез.33:21. И бысть во второенадесять лето, месяца вторагонадесять, в пятый день месяца пленения нашего, прииде ко мне от Иерусалима уцелевый глаголя: пленен бысть град.

Иез.33:22. И рука Господня бысть на мне в вечер, прежде пришествия уцелевшего, и отверзе уста моя, дóндеже прииде ко мне заутра: и отверзшаяся уста моя не затворишася ктому.

Сирский переводчик говорит: «в одиннадцатый год и в двенадцатый месяц»; и это правильнее: потому что город взят на одиннадцатом году. Сказует же Пророк, что в означенное время пришел некто с известием о взятии Иерусалима, но Владыка предварительно по вечеру вложил в него слово пророчества, и когда поутру явился пришедший и сообщил известие, Бог не попустил содержать в молчании пророческие слова, но настроил его и повелел ему не умолкая произнести их, потому что Владыка преимущественно пред всеми знает время и молчанию и глаголанию.

Иез.33:23. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.33:24. сыне человечь, живущии на опустевших местех в земли Израилеве, глаголюще глаголют: един бяше Авраам, и одержаше землю, а мы множайшии есмы, нам дана есть земля в одержание.

До преизбытка страждут они бесчувственностью: ибо, после столь многих и тяжких наказаний, не перестают быть дерзкими, и видя запустение Иудеи, осмеливаются говорить: если Авраам, будучи один, владел землею, то тем паче мы, когда нас много, будем её господами. Но должно было знать и Авраамову добродетель и собственную свою злобу, и не на многочисленность полагаться, а взыскать правды. Посему и Владыка произносит такое им обличение.

Иез.33:25–26. Того ради рцы им: сице глаголет Адонаи Господь: понеже с кровию ясте, и очи ваши воздвигосте к кумиром вашим, и кровь проливаете и тако ли землю наследите? Стасте с мечем вашим, сотвористе мерзости, и кийждо жену ближняго своего осквернисте, и тако ли землю имате наследити?

Полагаясь на дела свои, надеетесь владеть отечественною землею, между тем как жизнь ваша беззаконна, потому что делаете запрещенное законом: едите кровь, что запретил Я законом Ною, и чрез Моисея повелел проливать ее на землю; уважаете же служение идолам и не прекращаете убийств и прелюбодеяний. Посему, отваживаясь на такие дела, не надейтесь наследовать землю.

Иез.33:27. Сия глаголет Адонаи Господь: живу Аз, яко падут мечем сущии во опустевших, и иже на лицы поля, зверем польным предадутся на изъядение, и сущия во градех, и иже в пещерах, смертию поражу,

Иез.33:28. и дам землю на опустение,

Подтверждение сказанного: «живу Аз». Сказует же Бог, что живущие в укрепленных городах и в пещерах и на местах опустевших потерпят описанные выше наказания, и показывая причину, присовокупляет:

и погибнет гордость крепости ея, и опустеют горы Израилевы, занеже не будет проходящаго.

Иез.33:29. И уведят, яко Аз Господь: и сотворю землю их пусту, и опустеет всех ради мерзостей их, яже сотвориша.

Все сие и их и нас научает, чтобы жившим в беззаконии полагаться не на многие и несчетные тысячи людей, но на одни только врачества покаяния, какие еще прежде показал Владыка.

Иез.33:30–31. И ты сыне человечь, сынове людей твоих возглаголют о тебе у забрал, и во вратех дворов, и возглаголют кийждо к ближнему своему, и кийждо к брату своему, глаголюще; соберимся, и услышим слово исходящее от Господа. И приходят к тебе, яко же сходятся людие, и седят людие Мои пред тобою, и послушают глаголов твоих, и не сотворят их.

Посему все пред сим сказанное изречено о бывших в Иудее, а сие говорится о сделавшихся уже пленными и живущих в Вавилоне, которые хотели послушать пророческих словес, но не согласны еще были повиноваться сказанному, а напротив того, когда повелевалось им идти к Пророку и узнать Божии повеления, в собраниях своих не преставали противоречить друг другу. Почему и сказано: и «не сотворят их. Понеже лжа во устех их», то есть сердце не согласуется с тем, что говорит язык.

И вслед скверн сердце их ходит;

потому что, для услаждения только, а не для пользы, слушают слово. Посему Бог весьма кстати присовокупляет:

Иез.33:32. И будеши им яко глас песнивца сладко гласнаго благосличнаго,

то есть как слушающие какой-либо орган, издающий стройный звук, получают от сего удовольствие, а не познание самых звуков; так и слова твои, Пророк, услаждают один их слух, но не смягчают душу, живущую в лукавстве. Ибо и сие присовокупил Бог.

И услышат глаголы твоя, и не сотворят их: понеже лжа во устех их.

Но, не веря теперь, когда увидят исполнение пророчества, опытом удостоверятся, ибо сказано:

Иез.33:33. Егда приидише рекут, се прииде, и уведят, яко Пророк бе среде их.

Чему не верят теперь, тому поверят, вследствие событий, и тогда дознают пророческую силу. После сего обращает речь к пастырям; пастырями же называет не только царей, но и священников, и обличает их в бесстыдстве, в нерадении и предательстве овец.

* * *

21

Слова сии у седмидесяти и в еврейском не читаются, вероятно же взяты из сходственного с сим места у Иез.18:25.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle