Источник

Глава 34

Иез.34:2. Сыне человечь, прорцы на пастыри Израилевы, прорцы, и рцы пастырем: сия глаголет Адонаи Господь:

Иез.34:3. Оле, пастыри Израилевы! Еда пасут пастыри самих себе? Не овец ли пасут пастыри?

Сами вы скажите, говорит Бог, что свойственно пастырю, себе ли отыскивать пажить или пасти овец?

Се млеко ядите, и волною одеваетеся, и тучное закалаете, а овец Моих не пасете.

Все говорит в переносном смысле: вы, священники, собирали начатки, десятины, участки жертв, а вы, цари, взимая дани и оброки, не довольствовались ими, а, убивая богатых, себе брали их богатство; но ни священники ваши, ни вы не заботились об уходе за овцами. Потом в подробности описывает несообразность их поведения.

Иез.34:4. Изнемогшаго не подъясте, и болящаго не уврачевасте, и сокрушеннаго не обязасте, и истощенному не возвратили полноты тела, и заблуждающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте, и что всего неизвинительнее, крепкое оскорбисте трудом, и властию наказасте я и наруганием.

Не только немощным не подавали надлежащего врачевания, но и на здоровых налагали великие труды. И сие не трудно усмотреть из истории. Ибо поклоняющихся идолам и живущих беззаконно не восхотели уврачевать и обратить к Богу худые пастыри, а божественных пророков, укрепившихся в добродетели, не переставали оскорблять, заключать в узы и подвергать тысячам огорчений, и, делая это, издевались над ними, обращая в смех, что говорили они. Почему и сказано: и «властию наказасте я и наруганием», в показание, что вместе и святым причиняли скорби, и сами, что делалось, почитали то шуткою и детскою игрою. От сих-то худых пастырей, говорит Бог,

Иез.34:5. Разсыпашася овцы Мои, и быша на изъядение всем зверем сельным.

Название «зверей» берет опять в переносном смысле, потому что в том же смысле взято именование «овец». Называет же зверями духовными демонов, губителей душ, и зверями чувственными отовсюду на них нападающих врагов.

Иез.34:6. И расточишася и заблудиша овцы Моя по всем горам, и по всем холмом высоким, и на лице всея земли разсыпашася овцы Моя, и не бе взыскающаго, ни обращающаго.

Горами, холмами и прочим поименованным назвал совершавшееся на них служение идолам, потому что на горах, на земных возвышенностях, и на всяком месте, созидали идольские капища, и ни цари, ни священники не воспрещали сего нечестия. Потому и сказал Бог: «не бе взыскающаго, ни обращающаго». Так сделав обвинение, угрожает пастырям наказанием, и говорит: по вашей лености и по вашему нерадению, овцы Мои сделались добычею зверей, от вас же не пользовались никаким о них попечением, или промышлением, потому что заботились вы о собственном только наслаждении и об угождении телу своему.

Иез.34:9. Сего ради, пастырие, слышите слово Господне:

Иез.34:10. сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на пастыри, и взыщу овец Моих от рук их, и отставлю я от паствы овец Моих, и не будут пасти их пастыри: и отъиму овцы Моя из уст их, и к тому не будут им на изъядение.

Сими словами предызобразил прекращение и первосвященства и царской власти у иудеев. Ибо говорит: избавлю овец Моих от худого надзора тех, которые никогда не удостаивали их ни малого о них промышления, не преставали же только поедать их. Потом обещает спасение Господем и Спасителем нашим.

Иез.34:11. Сего ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз взыщу овец Моих, и присещу их.

Иез.34:12. Якоже присещает пастух паству свою в день, егда есть облачен и мглян, среде овец своих разлученых, тако взыщу овец Моих, и избавлю я от всякаго места, аможе суть разсыпаны в день облачен и примрачен.

«Облаком и мглою» назвал здесь мрак неведения, какой разлит был по вселенной прежде вочеловечения Бога и Спасителя нашего. Посему сказует: подобно рачительному пастырю, прилагающему наибольшее попечение о своих овцах, когда видит нашедший туман, который дает приволье и волкам и татям; и Я позабочусь об овцах Моих, соберу рассеянных, и из овец расточившихся составлю одно стадо, а такова Церковь собранная из иудеев и язычников. Потом изрекает сугубое пророчество, потому что видимое приличествует одним только иудеям, а таинственное и сокровенное – всем людям, а сверх того бывшее с иудеями служило прообразом совершившегося с нами. Ибо с их освобождением от плена и возвращением в Иудею сходствует наше возвращение от диавола к Богу, и освобождение от мучительного этого рабства.

Иез.34:13. И изведу я от язык, и соберу я от стран, и введу я в землю их, и упасу я на горах Израилевых, и в дебрех, и во всем селении земли:

Иез.34:14. на пажити блазе упасу я,

Правда, что закон добр, и "заповедь, – по слову Апостола, – свята и праведна и блага» (Рим. 7, 12), однако же Бог обещает им другую пажить, потому что имели уже подзаконную. Какая же это пажить благая сверх пажити подзаконной? Не явно ли, что дает разуметь божественное евангельское учение, которым пасомые Божии овцы препитываются, тучнеют и улучают спасение? И выражая сие яснее, говорит:

на горе высоце Израилеве будет благолепие их.

Хотя упомянул о многих горах и дебрях, но преимущественно упоминает о некоей горе высокой, на которой, как предрекает, будет благолепие пасомых. О сей горе упоминает и блаженный Давид, говоря: «гора Божья гора тучная: гора усыренная, гора тучная» (Пс. 67:16), а потом говорит горам израильским, завидующим горе сей: «вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней: ибо Господь вселится до конца» (Пс. 67:17), то есть напрасно завидуете горе сей, потому что Бог благоволил вселиться на ней; ибо сотворит сие до конца. Так разуметь научили нас другие толковники: Акила сказав, что препираетесь горы усыренныя, а Феодотион, что входите в суд о сей горе? И Исаия взывает, а также и Михей: «будет в последняя дни явлена гора Господня и дом Господень на версе гор, и приидут к ней вси язы́цы», и так далее (Ис. 2, 2; Мих. 4, 1). И Господь в священном Евангелии говорит: «не может град укрытися верху горы стоя» (Матф. 5, 14). Поэтому высоту и ясность евангельского учения и здесь именует Бог «горою», на которой, как обещал Он, будет благолепие овец. Потом присовокупляет:

И будут ограды их тамо.

И сие относится прямо к нам, а не к иудеям, потому что у них одна была ограда – иерусалимский храм, а у нас церкви в целой вселенной несчетны.

И успнут, и почиют тамо в пищи блазе, и на пажити тучне упасутся на горах Израилевых..

Иез.34:15. И Аз упасу овцы Моя.

Пищею благою и тучною называет словеса Божии, ибо сказано: «насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего» (Пс. 36, 4); а «горами Израилевыми» – пророческие книги, которыми питались мы прежде, в них имея некий способ к восхождению на высокую гору, потому что пророческими вещаниями возводимся к евангельскому учению, ими засвидетельствованному. А пастырем имеем самого Владыку и Господа, Который взывает: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11). Сие предвозвещая и здесь, сказал: «и Аз упасу овцы Моя и Аз упокою я, и уразумеют, яко Аз есмь Господь». Ибо Им пасомые, и на Его учении, как бы на зеленеющей какой пажити, упокоеваясь, признаем Его владычество.

Иез.34:16. Сия глаголет Адонаи Господь: погибшее взыщу, и заблудившее обращу,

как Павла и подобных ему;

и сокрушенное обяжу,

как мытаря, блудницу, разбойника и подобных им;

и немощное укреплю,

как отрекшегося Петра;

и тучное и крепкое снабдю,

как Апостолов и избравших одинаковую с ними жизнь;

и упасу я с судом,

подавая блага и наказуя, когда должно. Сим заключив слово на худых пастырей и предречение о том, какое попечение употреблено будет Им самим, Бог обращает речь к овцам, научая их, что несообразное поведение пастырей не послужит оправданием овцам, потому что они – овцы словесные, имеют рассудок, могут избегать злого и избирать доброе. Почему говорит:

Иез.34:17. И вы овцы Моя, сия глаголет Адонаи Господь: се Аз разсужду между овцею, и овцею, и овном и козлом.

Как сужу пастырей и овец, так буду судьею и овец, и делающих неправду накажу.

Иез.34:18. Не довольно ли вам, яко на благой пажити пасостеся, и останок пажити, вашея ногами вашими попираете, и устоявшуюся воду пивасте, и останок ногами вашими возмущасте?

Иез.34:19. И овцы Моя попранием ног ваших живаху, и возмущенную воду ногами вашими пияху.

Слово обращено к богатым, которые иждивают богатство распутно и употребляют не только на потребности, но и сверх потребности. И сие, как иной увидит, делается некоторыми и ныне: свидетельствует же о том и притча о Лазаре, показавшая, что этот богач не уделял нищему даже крупиц, падавших с трапезы. А cие «останок ногами попирасте», говорится в переносном смысле об овцах, которые едят траву и остальную топчут, и воду сперва пьют, а потом возмущают ногами своими.

Иез.34:20. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на вы, и разсужду между овчатем сильным, и между овчатем немощным.

Потом говорит о дерзости сильных.

Иез.34:21–22. Поскольку ребрами вашими и плещами вашими реясте, и рогами вашими бодосте, и всякое немощное пхасте, дóндеже изгнасте я вон, и расточены овцы Моя всяким мимоходящим, то спасу овцы Моя, и ктому не будут на разграбление

Перечислил все, что есть у овец, плечи, рога, ребра, а всем этим изобличил несправедливое владычество сильных; впрочем овцам обещает безопасность.

И разсужду между овчатем, и овчатем, и между овном, и овном.

Разсужду, то есть не оставлю без призрения обижаемых, но накажу обижающих. Потом следует обетование общего всем спасения.

Иез.34:23. И возставлю им пастыря единаго, который упасет я, раба Моего Давида; той упасет я, и той упокоит я, и будет им пастырь.

Сказав выше: «Аз упасу», сказует здесь, что пастырем их будет Давид, которого называет и рабом. Кто же это? Не явно ли, что Владыка Христос, от семени Давидова родившийся по плоти? Посему и раб, как человек, но и сие по естеству, а не по достоинству. Ибо, если уверовавшие в Него не рабы, а сыны, то кольми паче Он, чрез Которого рабы воспользовались свободой, не раб, а Сын. Так и блаженный Павел сказует: «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе истощил, зрак раба приим» (Флп. 2:6, 7). Исаия же от лица Его взывает, говоря: «тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба Себе, еже собрати Иакова, и Израиль соберется к Нему. Се дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» (Ис. 49:5, 6); и еще: «Иаков отрок Мой (в еврейском читается «раб Мой»), восприиму и» (Ис.42, 1). Сие же свидетельство и божественный евангелист отнес к Господу нашему Иисусу Христу. Посему, как человек, назван рабом, и то, как сказал я, не по достоинству, а по естеству, потому что принял зрак раба. А что пастырь овец «един», о сем и Господь изрек в Евангелии: «и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь» (Ин. 10, 16). Потом присовокупляет:

Иез.34:24. Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид князь среде их.

И не лживость сказанного доказывает присовокупляемым: «Аз Господь глаголах». Ибо достоинство Изрекшего достаточно к удостоверению в истине слов.

Иез.34:25. И завещаю Давидови завет мирный,

Истолкователь сего – Павел; ибо взывает о Христе: «Той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» (Еф. 2, 14). Сие и выше сказал Бог: «и возставлю им Пастыря единаго», ибо один пасет уверовавших и из язычников и из иудеев.

и потреблю звери злы от земли,

то есть полчища лукавых демонов и людей, страждущих зверством, из которых одни переменились, соделались разумными и совершенно освободились от своего зверства, а другие пребыли в оном до смерти.

вселятся в пустыни, уповающе, и успнут в дубравах.

И пустыня и дубрава бесплодны. Сказует же Бог, что займут и возделают пустыню языческую, и найдут успокоение и попечительность о себе в дубраве иудейской. Но и выше, желая показать неплодие Иерусалима, сказал: «прорцы сыне человечь на дубраву нагева» (Иез.20, 46), означает же, как сказали мы выше, юг.

Иез.34:26. И дам окрест горы Моея благословение: и испущу дождь вам во время свое, дожди благословениябудут.

Ибо таковы учения божественных апостолов, приносящие душам верующих благословения исполненное орошение. А что божественное Писание нередко называет учение дождем, свидетель сему Пророк Исаия, который от лица Божия угрожает древнему винограду: «не обрежется, ниже покопается: и облаком заповем, еже не одождити на него дождя» (Ис. 5, 6).

Иез.34:27. И древеса на поли дадят плод свой, и земля даст силу свою,

Ибо и земные душою, то есть произшедшие от язычников, и подобно диким деревам неплодные иудеи, приступив к вере и воспользовавшись таковым орошением, дадут Мне плод благочестия.

и вселятся на земли своей с надеждею мира.

Не сказал: «с миром», но «с надеждею мира», ибо им-то, уверовавшим в Него, сказал Господь: «в мире скорбни будете, но дерзайте, Аз победих мир» (Ин. 16,33). И божественный Апостол говорит: «упованием бо спасохомся. Упование же видимое несть упование: еже бо видит кто, что и уповает? Аще ли его же не видим, надеемся, терпением ждем» (Рим. 8:24, 25); и еще: «не точию же, но и сами начаток духа имуще, сами в себе воздыхаем, всыновления чающе, избавления телу нашему» (Рим. 8:23). Потом сказуеть, что полезнее всего.

И уведят, яко Аз есмь Господь, егда сокрушу узы ига их: и избавлю я из руки поработивших я.

Иез.34:28. И не будут ктому в пленение языком, и зверие земнии не поядят их ктому:

Сказал уже я, что пророчество сугубо: одно в нем приличествует иудеям, а другое всем людям; ибо иудеев освободил Бог от плена вавилонского, и всех нас избавил от мучительства диавольскаго. «Узами» же «ига» назвал нужду рабства, а «языками» и «зверями» в отношении к иудеям, – зверонравных врагов, а в отношении к нам – различные полчища демонов, которые, подобно диким зверям, нападают на людей. Потом указует и непреоборимое оружие то есть надежду на Него.

И вселятся с надеждею, и не будет устрашаяй их.

Ибо «благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека» (Пс. 117, 8); имеющий надежду cию взывает: «вси язы́цы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (Пс. 117, 10).

Иез.34:29. И возставлю им сад мирный, во имя.

Сие сказует и Пророк Исаия: «изыдет Жезл из корене Иессеова, и цвет от корене взыдет: и почиет на Нем Дух Божий» и так далее (Ис. 11:1, 2); и еще: «будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того язы́цы уповати будут: и будет покой Его честь» (Ис. 11:10). Объясняя сие, Господь сказал: «Аз есмь лоза истинная, вы же рождие» (Ин. 15:1, 5). И в Песни песней, как находим, говорит невеста: «яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов» (Песн. 2, 3). Посему и здесь сказано: «возставлю им сад мирный во имя», то есть сад именитый, славный, пресловутый. А может быть, слово сие дает разуметь и другое нечто, а именно: от сада сего приимут имя, потому что все благочестивые от Христа именуются христианами.

И не будут ктому малы числом на земли,

то есть благочестивые; ибо до пришествия Христова были весьма малочисленны.

И не будут погублени гладом на земли,

то есть насладятся всякою духовною пищею, потому что гладом именует здесь лишение слова, каким угрожал Бог чрез пророков; ибо сказано: «наведу не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» (Амос. 8, 11).

И не приимут ктому укорения от языки.

И сие также приличествует и нам, и иудеям; ибо и мы, соделавшись многочисленными и наполнив вселенную, не терпим уже укоризн от остающихся в нечестии, но паче завидуют и соревнуют нам; и иудеи, по возвращении из Вавилона, избавившись от плена, вновь приобрели высокое о себе мнение.

Иез.34:30. И уведят, яко Аз есмь Господь Бог их, а тии людие Мои: дом Израилев, глаголет Адонаи Господь.

Необходимо припомнить изречение Апостола, что «не вси сущии от Иерусалима, cии Израиль: ни зане суть семя Авраамле, вси чада» (Рим. 9:6, 7). А к сему надобно присовокупить и то, что богомудрым Иоанном Крестителем сказано фарисеям: «яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Мф. 3, 9). Из сего видно, что все уверовавшие, и Бога всяческих видящие верою, сколько видеть можно, нарицаются Израилем, ибо таково значение сего имени. И с иудеями исполнилось это по возвращении из плена, но к нам главным образом и по истине относится сие пророчество, поскольку совершившееся с нами – не прообраз, но самая действительность.

Иез.34:31. Вы же овцы Мои, и овцы паствы Моея

И показывая, что слово относится не к Израилю только, а и ко всему человеческому роду, по необходимости присовокупил:

Человецы есте, и Аз Господь Бог ваш: глаголет Адонаи Господь.

Ибо, избавившись от зверонравия, приобрели вы природе человеческой свойственный образ мыслей, Я же буду вашим Богом и Господом, прилагая о вас всякое промышление и попечение.

Сей-то смысл имеет пророчество. А я нимало не почитаю странным, что иудеи по обычаю не внемлют сему, удивляюсь же, что некоторые из наших осмеливаются принимать все это о Зоровавеле, не понимая, что большая часть сказанного прямо противна тому, что было при Зоровавеле. Ибо сказанное: «завещаю Давидови завет мирный, и потреблю звери злы от земли, и вселятся в пустыни уповающе, и успнут в дубравах. И вселятся с надеждею, и не будет устрашаяй их. И возставлю им сад мирный во имя, и не будут погублени гладом на земли, и не приимут ктому укорения от язык» – совершенно противно тому, что по истории известно о Зоровавеле. Он, возвратившись из Вавилона и начав созидать храм Божий, от соседних народов встретил препятствие привести к окончанию дело сие; и как по сказанию ветхозаветной истории, так по свидетельству Евангелия, по истечении сорока шести лет обновлен был один храм, а по истечении еще восьмидесяти двух лет город обновлен стенами, которые воздвигнуты в тридцать второй год царствования Артаксерксова. Писание Ездры извещаете нас, что строившие находились в великом страхе, и принуждены были строить с оружием в руках, в одно и тоже время и камни носить и метать стрелы в неприятелей. Посему как же относить к ним слова: «и не будет устрашаяй их», или: «возставлю им сад мирный», или: «не будут малы числом»? Еще же извещает нас Ездра, что Неемия с великим трудом едва убедил иереев оставить жительство свое на селах и поселиться в городе. Подобно сему для любознательных не трудно и иное сличить с историю и дознать разность. Итак, иное только в пророчестве приличествует иудеям, а большая часть – спасение вселенной. Посему иудеям, которые немощь очей матери своей, разумею Лию, перенесли в душу и не хотят видеть истины, предоставив говорить нелепости, убеждаем единоверных «вся искушающе добрая держать», по слову божественного Апостола (1Сол. 5, 21), и как обыкновенно поступаем со снедями, несладкому предпочитая сладкое, и из сладкого выбирая более сладкое, так будем поступать и с божественными словесами. Ибо ум, как говорит Бог, «словеса расзсуждает, гортань же брашна вкушает, и во мнозем времени премудрость обретается, во мнозе же житии ведение» (Иов. 12:11, 12). Тщательный наставник – опыт, принявший в содействие откровение свыше; им пользуясь, и им просвещаемые, никогда не погрешим в истине о Христе Иисусе, Господе нашем. С Ним слава Отцу со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle