Глава 35
Иез.35:1–4. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, обрати лице твое к горе Сеир, и прорцы на ню, и рцы ей: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на тя, горо Сеир, и простру руку Мою на тя, и поставлю тя пусту, и опустееши, и в градех твоих пустыню сотворю, и ты в пустыню будеши, и уразумееши, яко Аз есмь Господь.
Сеир – гора идумейская, как сказали мы уже выше. И идумеи, ведя род свой от Исава, были крайне враждебно и неприязненно расположены к иудеям, почему радовались постигавшим их бедствиям. Им-то Бог всяческих угрожает конечным запустением. Cие «простру руку Мою на тя» сказано в переносном смысле, в означение сильного гнева, и образ речи взят с наносящих удары руками. Между тем знаем, что естество Божие бесстрастно, и что подобные слова соразмерены в Писании с силами слушающих. После сей угрозы наказанием, Бог приводит и причину оного.
Иез.35:5. Понеже бысть в тебе вражда вечная, и приседела еси дому Израилеву лукавством, рукою врагов с мечем во время печали их, и во время неправды, напоследок.
Обвиняет идумеев в злопамятности и в том, что тайно составляли козни против Израиля. Ибо сие выразил, сказав: «приседела еси дому Израилеву лукавством, рукою врагов с мечем во время печали их», то есть при нашествии на них неприятелей, засадами и скрытными стражами преграждала им пути, не допуская спасаться бегством. Так перевели и другие толковники: и заключила сынов Израилевых рукою меча, во время печали их, во время беззакония предо Мною. Ибо за беззаконие, или по переводу седмидесяти, за неправду предо Мною терпя наказание, дом Израилев приращение бедствия своих нашел в твоем лукавстве и в твоих за одно с врагами кознях. Посему сие пророческое слово научает нас не нападать на наказуемых за грехи, но, по совету Апостола, «плакать с плачущими» (Рим. 12, 15).
Иез.35:6. Сего ради живу Аз, глаголет Адонаи Господь: понеже в крови согрешила еси, и кровь поженет тя, кровь бо возненавидела еси, и кровь ижденет тя.
«Кровию» именует здесь не войну, но сродство. Поскольку, говорит, вела ты брань с родом своим, то по справедливости и он воздвигнет на тебя брань, и в сродниках, которых ненавидела ты, восставлю тебе врагов. Сродники же идумеев – иудеи, потому что ведут род от двух братьев, одни от Едома, или, что то же, от Исава, а другие от Иакова, иначе Израиля.
Иез.35:7. И поставлю гору Сеир пусту и опустевшу,
Потом сказует, каким образом она запустеет.
и погублю от нея человека и скоты, и приходяща и отходяща.
A сие изображает чрезмерность запустения, именно же, что на Сеире не только не будет жителей, но и мимоходящих путников. Бог предсказывает также, каким образом истребит жителей.
Иез.35:8–9. И наполню язвеными твоими холмы твоя, и дебри твоя, и на всех полех твоих язвении мечем падут в тебе. И пусту в век поставлю тя, и гради твои не населятся ктому, и уразумееши, яко Аз есмь Господь.
Сказует опять: «пусту в век, и не населится ктому», по образу выражения, какое свойственно Писанию; почему, как объяснено уже нами запустение Тира, будем разуметь и сие. Так изрекши угрозу наказанием, снова обнаруживает их лукавство.
Иез.35:10. Понеже рекла еси: оба языка, и обе страны моя будут, и возму их в наследие, а Господь тамо есть,
или по другим переводчикам: «и Ты, Господи, тамо». A сие не только обличает их в ненасытности и любостяжательности, но еще показывает чрезмерность нечестия и походит на высокомерные слова Сеннахирима, ибо он сказал: «не измет Господь Иерусалима от руки моея» (4Цар. 18, 35). Так и идумеи с дерзостью говорили: хотя Господь и в Иерусалиме, мы овладеем обеими странами. Между тем Бог всяческих, изводя Израиля из Египта, не дозволил ему нападать на идумеев, ибо сказал: «не сотвориши с ними рати» (Втор. 2, 5), потому что они братья твои. Почему израильтяне, когда прегражден был им путь, обошли гору и пустыню, как было повелено им. И о всей этой земле сказал Бог Израилю: не дам тебе ея, «яко во жребий дах сыном Исавовым» (Втор. 2, 5). Однако же идумеи, не удовольствовавшись богоданными благами, надеялись получить в наследство и землю иудейскую. Почему Бог всяческих справедливо угрожает им наказаниями, и определение Свое подтверждает клятвою.
Иез.35:11. Сего ради живу Аз, глаголет Адонаи Господь, и сотворю тебе по вражде твоей, и по ревности твоей, юже сотворила еси от ненавидения твоего к ним,
то есть потерпишь, что заслужила за свою ненависть и неприязнь.
и познан буду тобою, егда имам тебе судити, и разумееши, яко Аз есмь Господь.
Подвергая тебя наказаниям, явным тебе соделаю Меня самого, чтобы не думала ты, будто бы горести сии постигают тебя от кого-либо иного, но познав Мое владычество, от познания сего приобрела для себя пользу.
Иез.35:12–13. Слышах глас всех хулений твоих, яже глаголала еси о горах Израилевых, глаголя: горы Израилевы высокие, вечные, пусты даны нам в обладание, и велеречила еси на Мя усты твоими, и умножила на Мя словеса, Аз же услышах.
Бог не хочет даже и на память приводить сих хульных слов, научая тем нас и в рассказе о хуле других не произносить их языком, но помнить пророческое слово, а именно: «да не возглаголют уста моя дел человеческих» (Пс. 16, 4). Всем этим показал Бог не только их неприязненность и памятозлобие, но и высокомерие, и неистовое восстание против Бога. К великой же для нас пользе присовокупил и сие: «умножила на Мя словеса, Аз же услышах», научая сим нас, что из всего, что говорим или делаем, ничто не может укрыться от Его зрения, или слуха.
Иез.35:14–15. Тако глаголет Адонаи Господь: в веселии всея земли пусту тя сотворю вечно. Якоже порадовалася еси о наследии дому Израилева, яко погибе, тако сотворю тебе: пуста будеши, горо Сеир, и вся Идумея потребится, и уведят, яко Аз есмь Господь Бог их.
Угрожает им безотрадным наказанием, ибо говорит: когда все будут жить в мире и веселии, тебя подавлю бедствиями, чтобы не иметь тебе утешения в том, что другие терпят с тобою беды. A сие утешение имел Израиль, когда Навуходоносор напал не на него одного, но и на тирян, сидонян, филистимлян и египтян. Впрочем, обещает при сем и благодеяние в самом наказании, ибо говорит: «уведят, яко Аз есмь Господь Бог их». Посему наказание полезно тем, что, по слову Пророка Исаии, «отверзает уши» (Ис. 50, 5), и приводит к познанию своего Владыки, Который поражает и исцеляет.