Источник

Глава 36

Иез.36:1–3. И ты сыне человечь, прорцы на горы Израилевы и рцы: слышите слово Господне, сия глаголет Адонаи Господь: понеже рече враг на вы: благоже, пустыня вечная во одержание нам бысть: того ради прорцы, и рцы: тако глаголет Адонаи Господь: зане быти вам в погубление всем языкам, и безчестным от всех окрестных вам, еже быти вам во одержание всем прочим языком, и взыдосте в поношение устен и в укоризну языкам.

Предрекши идумеям скорбное и горестное, обращает речь к горам Израилевым и изрекает им обетование благ, и повелевает не терять надежды, потому что слова, сказанные неприязненными, ложны и суетны; запустение будет непродолжительно, но Я изобличу, говорит Бог, укоризны соседственных вам народов и положу конец их наглости против вас, не будут больше говорить всем о ваших бедствиях и разглашать о ваших злоключениях, к сему присовокупляет:

Иез.36:4. Сего ради, горы Израилевы, слышите слово Господне: сия глаголет Адонаи Господь горам, и холмом, и потоком, и дебрем, и полянам, и опустошеным, и разореным, и градом оставленым, иже быша в пленение, и в попрание оставшим языком окрестным.

Гораздо легче и удобнее было бы сказать, что дается обетование благ всей земли Израилевой, но Бог подробно упоминает о горах, дебрях, холмах, городах и о всем прочем, утешая сим опечаленных запустением.

Иез.36:5. Того ради cия глаголет Адонаи Господь: аще не во огни рвения Моего глаголах на прочия языки, и на Идумею всю, яко даша одержание Мое себе в наследие с веселием от всего сердца, обезчестивше души, еже потребити повоеванием;

то есть крайне огорчила Меня наглость идумеев и других народов, с какою поступали они с Моею землею, обрадовавшись ее запустению и понадеявшись овладеть ею и поработить обитающих на ней. За сие-то произнес Я на них приговор.

Иез.36:6–7. Того ради прорцы снова, Пророк, на землю Израилеву, и рцы горам, и холмом, и полянам, и дебрем: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз во рвении Моем и в ярости Моей глаголах, за укоризну, юже приясте от язык. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз воздвигну руку Мою на языки, яже окрест вас, тии безчестие свое приимут.

Сделанная вам укоризна привела к тому, что произносится приговор на укорявших, и они пожнут плоды своего нечестия предо Мною, также злопамятности и наглости против вас.

Иез.36:8. Ваше же гроздие и плод ваш, горы Израилевы, поядят людие Мои, Израиль, яко надеются приити.

Подкреплю надежду народа, приведу в исполнение благое ожидание его; возвратится он, и вкусит плодов, насажденных вами. Явно же, что беседует с горами не как с одушевленными, потому что они не имеют дара слова и души, но беседою с неодушевленными увещает обитающих на горах обетованием им благ.

Иез.36:9. Се Аз к вам, и призрю на вы, и возделаете и насеете,

Иез.36:10. и умножу в вас человеки, весь дом Израилев до конца, и населятся гради, и пустыни оградятся:

Иез.36:11. и умножу вас людьми и скотом, и умножатся, и возрастут, и вселю вас, якоже прежде, и благо сотворю вам, якоже летом бывшим прежде вас, и уразумеют, яко Аз есмь Господь.

Уразумеют не горы, но живущие на горах. A сие пришло в исполнение по возвращении из Вавилона, и о том свидетельствуют события; ибо города палестинские, наполненные жителями, все вновь созидаются и отличаются благолепием; остается запустевшим тот один, в котором иудеи, неистово восстав на Владыку и Спасителя, отважились на эту дерзость – дело крестное, и тем устроили всем людям спасение, а себе самим погибель. А что весь Израиль будет возвращен, сие обещал Владыка и исполнил слово Свое, ибо соделал, что Кир всем дозволил возвратиться, но страждущие обычною непокорностью воспротивились повелению и своей земле предпочли чужую.

Иез.36:13. Сия глаголет Адонаи Господь: понеже глаголаша тебе, земля поядающая человеки ты еси, и безчадная от языка твоего была еси.

Иез.36:14. Того ради человеков ктому не пояси, и языка твоего необезчадиши ктому, глаголет Господь.

Иез.36:15. И не услышится в вас ктому безчестие языков, и укоризны не приимете ктому, и язык твой не будет без чад ктому, глаголет Адонаи Господь.

И сие пришло бы в исполнение, если бы захотели того иудеи. Но поскольку, как бешеные псы, неистовствовали на Владыку, то сами соделали пророчество неисполнившимся. И таким образом предречение сохранило свою нелживость, потому что Бог всяческих предварительно изрек чрез Пророка Иеремию: «на конец реку на язык и царство, да возсозижду и насажду. И сотворят лукавое предо Мною, еже не послушати гласа Моего, и раскаюся о благих, яже глаголах сотворити им» (Иер. 18:9, 10). Посему иудеи сами виновны, что не получили обетованных в пророчестве благ.

Иез.36:16. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.36:17. сыне человечь, дом Израилев вселися на земли своей, и оскверниша ю путем своим, и кумирми своими, и нечистотами своими: по нечистоте месячная имущия бысть путь их пред лицем Моим,

Иез.36:18. и излиях ярость Мою на ня.

Самые дела свидетельствуют о справедливости наказания, ибо не только продолжали служить всякого рода идолам, но и совершали беззакония всякого рода, так что исполнились всякой мерзости и гнусности. И поскольку «имущая месячная», то есть течение крови, по закону почиталась крайне нечистою, то мерзость беззакония уподобляет сему состоянию. Потом, снова продолжая обвинение, говорит:

Крови ради, юже пролияша на землю, и кумирми своими оскверниша ю,

Иез.36:19. и разсыпах я в языки, и развеях я в страны:

И снова доказывает справедливость наказания.

по пути их и по начинаниям их судих им.

Собрали они плоды, какие насадили. «Кровию» назвал здесь не только другие убийства, но и заклание детей в жертву, приносимую ненасытным и лукавым демонам. Не удовольствовались бы, говорит Бог, беззакониями, какие совершали до пленения, но и сделавшись пленниками и переселенцами, не отстали от тех же худых дел.

Иез.36:20. И внидоша в языки, в няже внидоша тамо, и оскверниша имя Мое святое, внегда глаголатися им, людие Господни сии, и от земли своея изыдоша.

Живя порочно, сделались причиною того, что Меня хулят. Язычники сперва возымели ту мысль, что по Моей немощи иудеи побеждены и подпали власти врагов, а потом, дознав на опыте их порочную жизнь, стали хулить Меня, будто Мне приятны таковые дела, и людей столько порочных назвал Я своим народом. Впрочем, о них же самих промышляя,

Иез.36:21. И пощадих я имене ради Моего святаго, еже оскверниша дом Изрилев, аможе внидоша,

то есть с намерением показать им силу Мою, избавлю их от окружающих зол.

Иез.36:22. Того ради рцы дому Израилеву: сия глаголет Адонаи Господь: не вам Аз творю доме Израилев, но имене Моего ради святаго, еже осквернисте в языцех, тамо аможе внидосте.

Иез.36:23. И освящу имя Мое великое, оскверненное в языцех, еже осквернисте среде их, и уразумеют язы́цы, яко Аз есмь Господь, глаголет Адонаи Господь: внегда освящуся в вас пред очима их.

Не вы, говорит Бог, достойны спасения, но уврачевать надлежит те народы, которым вы подали повод хулить Меня. Хула же уничтожится, когда вашим спасением доказана будет сила Моя. Ибо дознав, сколь велико имя Мое, и что достаточно оного в помощь народу Моему, и они будут прославлять и песнословить Мое владычество. Сие и выразил, сказав: «и уразумеют язы́цы, яко Аз есмь Господь Бог, внегда освящуся в вас пред очима их».

Иез.36:24. И возму вы от язык, и соберу вы от всех родов, и введу вы в землю вашу.

Сие приличествует всем возвратившимся из плена, потому что пожелавшие возвратиться действительно возвращены. Последующие же слова относятся уже не ко всем, а только к одним уверовавшим в евангельскую проповедь. Ибо говорит Бог:

Иез.36:25. И воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших: очищу вас.

«Водою чистою» наименовал воду пакибытия, крестившись в которой, прияли мы оставление грехов. И сказанное нами подтверждают последующие за сим слова:

Иез.36:26. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам.

Сим означил перемену в образе мыслей: сердце ваше, говорит Бог, преклонено будет к лучшему, не имея уже, по прежней привычке, наклонности к худшему. Сие же: «дам» нимало не нарушает свободы, потому что и словами, и делами, и тысячами чудес не их одних, но и все народы убедил, а не принудил Бог обратиться к благочестию. Впрочем, и не принудив, а убедив, говорит, что Сам дал душам наклонность к лучшему, как бы вследствиеe того, что говорил и делал, Сам соделался виновник и сего.

И отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас.

И сего не было до пришествия Владыки Христа. Ибо по возвращении из плена были у них в одно время три только Пророка: Аггей, Захария и Малахия, и после них лишены они пророчественной благодати. А по вочеловечении Бога Спасителя нашего и по вознесении Его на небеса, Дух Святый низошел на апостолов, и ими преподана благодать не одним иудеям, но и всем из язычников приступившим к вере. «Каменным» же называет сердце упорное и непокорное, а «плотяным» – сердце благопокорное и благопослушное, способное принимать отпечатления божественных письмен.

Иез.36:27. И сотворю, да в оправданиях Моих ходите, и суды Моя сохраните, и сотворите я.

A сие свойственно благодати Духа, ибо она, содействуя нашей свободе, приводит ее в состояние исполнить сказанное.

Иез.36:28. И вселитеся на земли, юже дах отцем вашим,

Опять обращает речь к предметам обыкновенным и от духовного переходит к телесному.

И будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога.

Иез.36:29–30. И очищу вы от грех ваших всех и призову пшеницу, и умножу ю, и не дам на вы глада. И распложу плод древесный, и плоды сельныя, яко да не приимете ктому гладныя укоризны в языцех.

Хотя знаю, что каждое из сих изречений можно принять в духовном смысле, однако же думаю, что пророческое слово обещает теперь иудеям блага телесные. Поскольку земля находилась тогда в великом запустении, то Бог обещает им обилие всяких плодов, а предвещает пользу, какая будет от сего, именно говорит:

Иез.36:31. И помянете пути своя злыя, и начинания ваша не благая, и вознегодуете пред лицем их о беззакониях ваших, и о мерзостех ваших.

Наслаждаясь сими благами и дознав, какие плоды приносит правда, вспомните о прежнем своем лукавстве и о наказании, постигшем вас за оное, и весьма возненавидите прежнее беззаконие. Ибо слово: «вознегодуете» употреблено в смысле «возгнушаетесь». Подобно сему сказанное Давидом о беззаконнике: «предста всякому пути не благу, о злобе же не негодова» (Пс. 35, 5), то есть не возгнушался пороком. Так, обещав им блага, снова смиряет образ их мыслей, говоря:

Иез.36:32. Не вас ради Аз творю, доме Израилев, глаголет Адонаи Господь, вестно да будет вам, доме Израилев.

Не вы, говорит Бог, достойны обетованных благ, но Я делаю приличное Моему естеству. Потом увещевая и пристыжая, продолжает:

Постыдитеся и усрамитеся от путей ваших, доме Израилев.

Не без скорби и не без чувства переносите различные наказания, но хотя поздно размыслите о лукавстве ваших начинаний и устыдитесь того, на что отваживались.

Иез.36:33. Сия глаголет Адонаи Господь: в он же день очищу вы от всех беззаконий ваших, и населю грады, и соградятся пустыни,

Иез.36:34. и земля погибшая возделается вместо того, яко погублена бысть пред очима всякаго мимоходящаго.

Когда, говорит Бог, дарую вам оставление грехов и прощением соделаю вас чистыми, тогда и городам дам здания и земле – насаждение, и вместо прежнего запустения, какое видели все мимоходящие, будет она населена.

Иез.36:35. И рекут: земля оная погибшая бысть яко вертоград сладости, и гради опустевшии и разорении и раскопании, забралы утверждении сташа.

Как прежде у всех в устах было твое запустение, так теперь соделаешься пресловутою и всех будешь приводить в удивление, потому что пустынная земля твоя уподобится раю сладости, и ненаселенные и разоренные города оградятся крепкими стенами.

Иез.36:36. И уразумеют язы́цы, елицы останутся окрест вас, яко Аз Господь, возградих разоренныя, и насадих погубленныя: Аз Господь глаголах, и сотворю.

Соседственные народы дознают, что Мною ниспосланы и прежние горестные события и настоящие радостные, и подтверждением сказанного служит достоверность Изрекшего: «Аз Господь глаголах, и сотворю», потому что, как Владыка, у которого есть силы сделать, что сказал, то и приведу в исполнение.

Иез.36:37. Сия глаголет Адонаи Господь: се еще взыскан буду дому Израилеву, еже сотворити им.

Вместо «взыскан буду» Симмах перевел: «обрящуся»22. К прежним благодеяниям присовокуплю и это, и удостою их призвания.

И умножу их, яко овцы святыя.

Поскольку, как овец, принял Я их под свое попечение, то буду прилагать о них пастырскую заботливость.

Иез.36:38. Яко овцы Иерусалимли в праздниках его, тако будут гради опустевшии полни овец и людей, и уразумеют, яко Аз Господь.

Как прежде осады Иерусалим во время великих своих праздников был наполняем овцами, так все их города наполню людьми, овцами и другими благами, и из самых событий дознают, что Я Господь, и Бог Который убиет и оживотворит, поразит и исцелит (Втор. 32, 39).

Посему, зная и благость, и могущество нашего Владыки, возлюбим Его по причине благости и убоимся по причине могущества, чтобы, и любя и боясь, соделаться нам хранителями Его заповедей и сподобиться обетованных благ о Христе Иисусе, Господе нашем. С Ним Отцу слава и со Святым Духом, во веки веков! Аминь.

* * *

22

Так читается и в славянском переводе.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle