Источник

Глава 26

После сего Пророк помещает иное опять пророчество, которое повелел ему Бог предложить народу при царь Иоакиме. Повелено же ему было стать (Иер.26:2) во «дворе» Божием, пророчествовать народу, и возвестить все словеса Божии. Ибо сказано: «не уйми словесе». Потом показывает Бог причину будущих событий.

Иер.26:3. Негли послушают, и отвратятся кийждо от пути своего злаго, и почию от зол, яже помышляю сотворити им злых ради начинаний их.

Бог изрек: «негли», не как неведущий (ибо знал их упорство), но выразил как бы сомнение, чтобы Иудеи, услышав божественный приговор, не отчаялись в спасении. Подобно сему сказанное у Иезекииля: «аще убо услышат», аще увидят (Иез.2:5); ибо сказано не по неведению, но чтобы Иудеи не стали говорить. Сам предрек наше упорство, и Он не лжив, поэтому возможно ли нам перемениться? И здесь сказанным научает Бог, что, если захотят, возможно изменить им образ жизни. Посему-то присовокупляет и угрозу.

Иер.26:4. Аще не послушаете

словес Моих, какие возвещаю вам чрез Пророков, (Иер.26:6) «дам дом сей якоже Силом, и град сей дам в клятву всем языком земли:» Священники, лжепророки, и весь народ, выслушав сие, угрожают Пророку смертью, а князи, услышав о том, из царского дому пришли в Божий храм. Поскольку же священники с лжепророками обвиняли Пророка в хуле, потому что произнес пророчество на город и на храм Божий; то Пророк сказал, что послан он Богом всяческих, и что возвещаемые им словеса суть Божии предречения. Предлагает же им и увещание; ибо говорит:

Иер.26:13. Лучшыя сотворите пути ваша, и дела ваша, послушайте гласа Господа Бога вашего, и престанет Господь от зол, яже глагола на вы.

Если же будете непокорны, и сохраните обычный ваш нрав:

Иер.26:14. Се, аз в руках ваших, сотворите ми якоже угодно, и якоже лучше вами является.

Потом показывает им плод человекоубийства.

Иер.26:15. Но разумеюще да уразумеете, яко аще убиете мя, кровь неповинну дадите сами на ся, и на град сей.

Ибо, по Божию повелению, говорит Пророк, изрек я словеса сии. Князья и народ, выслушав это, обличают священников и лжепророков в несправедливости суда, сказав, что Пророк невинен, как служитель Божия слова. Потом некоторые из старейших напоминают им древнее пророчество, и говорят, что Михей морасфитский пророчествовал некогда, что «Сион яко нива изорется, и Иерусалим яко овощное хранилище будет, и гора дому яко же луг дубравный» (Мих.3:12), и изрекши сие, не потерпел ничего худого, а напротив того, слышавшие тогда сие, убоявшись угрозы, переменой жизни избежали гнева. А вы, говорят они, отважились на дело весьма жестокое. Ибо некогда и Урию, сына Самеова, который, подобно Иеремии, пророчествовал однажды, а потом убоялся царя Иоакима, и бежал в Египет, – по небрежению своему дали умертвить царю Иоакаму, который, возвратив Пророка из Египта, (Иер.26:23) «порази его мечем». Не утаивает же Пророк и воспользовавшегося благочестивыми словами, и говорит: (Иер.26:24) «обаче рука Ахикама сына Сафаниина бе со Иеремиею, еже не предати его в руце людей, да не убиют его».


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle