Глава 25
Иер.25:1. Слово, еже бысть ко Иеремии на вся люди Иудины, в лето четвертое Иоакима, сына Иосина, Царя Иудина: то лето первое Навуходоносора Царя вавилонскаго.
В этот год Навуходоносор, ополчившись против Иерусалима, одних взял в плен, и на других наложив дань, возвратился. Сказует же Пророк нечто из того, что было говорено им тогда.
Иер.25:3. В третиенадесять лето Иосии, сына Амосова, Царя Иудина, и даже до дне сего, сие двадесять третие лето, бысть слово Господне ко мне, и глаголах вам заутра востая: и не слышасте.
Упомянул о множестве годов, доказывая тем Божие долготерпение, а именно, что Бог столько времени терпел непокорных. Ибо Сам Бог устами его говорит: посылал Я к вам рабов Моих Пророков; убеждал вас оставить путь погибельный, и идти другим путем, вводящим в жизнь; и если поступите так, обещал вам блага, но вы не послушали, предпочли же служение идолам. И обличая намерение, с каким упорствовали, присовокупил:
Иер.25:7. Еже подвизати Мя к гневу в делех руку вашею на зло вам;
потому что, Меня раздражая, отваживались вы на это, хотя давно уже плодом сего имели вред. По сей-то причине, говорит Бог, с Навуходоносором и подвластных ему царей соберу на вас, и на ваших соседей, у которых научились вы идолослужению, и предам совершенному запустению вашу и их землю, лишу их всякого веселья. Ибо веселью свойственны: (Иер.25:10) «глас жениха и глас невесты», стук мельницы, «и свет светильника». Запустение же определяет семидесятилетним временем. Ибо сказал, что после семидесяти лет, сам царь вавилонский и подданные его понесут наказание за нечестие и беззаконие, и подтвердят все пророчество Иеремиино. Посему дается Пророку повеление, немедленно взять (Иер.25:15) «чашу вина нераствореннаго от руки» Господней, и напоить все народы, «к ним же Аз», говорит Бог, «послю тя».
Иер.25:16. И испиют, и изблюют, и обуяют от лица меча, его же Аз послю среде их.
Чашею же «вина нераствореннаго» называет справедливое наказание. Так и божественный Давид сказал, что «чаша в руце Господни не растворенна исполнь растворения» (Пс.74:9). А словами: «испиют, и изблюют», Пророк означает пресыщение, и словом: «обуяют», дает разуметь тяжесть наказания. Потом описывает, что напоил он Иерусалим и подвластные ему города с царями и князьями, и объясняет то, что означается чашею.
Иер.25:18. Яко положити я во опустение и в непрохождение, и в звиздание, и в проклятье, яко день сей,
т.е. сие время. Говоря: «в непрохождение», означает сим запустение; а словом: «звиздание» дает видеть изумление взирающих на это, потому что видя перемену на худшее, имеем обычай свистать. За сим естественно следует проклятие; потому что иные обыкли выражаться так: и тебе потерпеть бы тоже, что потерпел такой-то! Присовокупляет же Пророк, что напоил и Фараона, царя египетского, и начальников областей, и всех подданных его, вместе с туземцами и поселенцами; ибо их называет (Иер.25:20) «примесниками». А чрез сие дает разуметь, что и спасшиеся бегством Иудеи подпадут тем же бедствиям. Сказует также, что напоил царей халдейских, всю Аравию, «и вся цари земли Ус», назвал же так Идумею; a сие яснее открывает сам Пророк в последующих словах. Ибо говорит, что напоил «цари иноплеменников», и Моавитян, и Аммонитян, и Тирян, и Сидонян, (Иер.25:23) и «Дедана, и Фемана»; а это города аравийские, как показали мы в толковании на других Пророков; также народ персидский Вуз 13, «всякого остриженного по лицу его», разумеет же Сарацинов.
Иер.25:24. И вся цари Аравии, и вся
цари «смесники обитающия в пустыни», (Иер.25:25) «и вся цари замврийския». В еврейском тексте и сирском переводе нашли мы Земвран, а это – сын Хеттуры; и народы сии населяли пустыню.
«И вся цари Еламския» (это народ персидский) «и вся цари» мидские «и персския» (Иер.25:26) «и вся цари» от «восточныя, дальния и ближния, коегождо ко брату его», т. е. друг другом будут они наказаны за нечестие.
«И вся царства земли; и царь Сесах испиет последи их». Сим именем, думаю, назван царь вавилонский: потому что за него пили и упомянутые прежде; и Пророк говорит, что он испиет вскоре после всех последний; ибо после наказания, какому подверглись за него другие, и сам он понес наказание. После сего не хотящим пить чашу Пророк угрожает, что испиют и против воли. Ибо говорит:
(Иер.25:29). Начну от града, в «нем же именовася имя Мое», от него «Аз начну озлобляти. И вы очищением» будете очищаться, и «не очиститеся», то есть предаю сей отлученный город; и избежите ли вы наказания? Сему и быть не возможно.
Иер.25:30. И ты проречеши на них вся словеса сия, и речеши
к ним: «Господь с высоты суд воздаст: от святого Своего даст глас Свой». Так выразил Бог и то и другое, и что приговор Свой произносит с неба; и что присутствие свое являет в посвященном Ему храме.
«Слово проречет» от места Своего, и ведает, как истоптавшие точило «отвещают на вся седящыя на земли». Ответом называется у Пророка самое дело; потому что за словом Божиим следует дело.
«Прииде пагуба» (Иер.25:31) «на часть земли, яко суд во языцех Господу: судитися имать Той со всякою плотию: нечестивии же предана быша мечу, глаголет Господь». Снова показует неизреченную Свою благость. Ибо не сказал: осудит всякую плоть, но «судитися имать со всякою плотию». Указует на Свои благодеяния, и обличает неблагодарность приемлющих оные. Сказует же в следующих словах и о бедствиях, бывающих в военное время, и о том, что убитые останутся непогребенными, (Иер.25:33) и в «гной на земли будут».
(Иер.25:34). «Воскликните, пастуси, и возопийте, и восплачите овни овчии, яко исполнишася дние ваши на заколение», и расточения ваши, и «падете якоже овни избрании», (Иер.25:35) «и изгибнет бегство от пастухов, и спасение от овнов овчих». Пастухами назвал царей, овцами – подданных, а овнами овчими – князей. И всем угрожает бегством и преселением. Предсказывает также плач и царей и князей.
(Иер.25:37). Умолкли блага мира от лица ярости «гнева Господня». Блага же мира: земледелие, садоводство, торговля, художественные произведения, исполнение договоров, браки, собрания, праздники, увеселения, и все тому подобное.
* * *
У семидесяти и по славянскому переводу «Рос».