Глава 24
Иез.24:1. И бысть слово Господне ко мне, в девятое лето, в месяц десятый, в десятый день месяца, глаголя:
Иез.24:2. сыне человечь, напиши себе имя дне сего, от него же укрепися царь вавилонский на Иерусалим, от сего дне, иже днесь.
Извещает нас о времени, в которое царь вавилонский ополчился на Иерусалим. Но когда держал он в осаде город, Пророк взятым уже в плен предызображает угрожающие бедствия. Потому и Владыка, показывая нелживость пророчества, повелевает заметить день, в который враг начал приступать к городу, чтобы из конца событий и сделавшиеся уже пленниками, и осажденные дознали, что с самого начала предрек о них сие Бог, и что не силою врагов побеждены они, но наказаны за собственные свои грехи.
Иез.24:3. И рцы притчу к дому прогневляющему,
Пророку дается повеление после того, как заметит время, приточно и загадочно объявить, что будет с городом, чтобы слушатели, по неясности сказанного, тщательнее стали расспрашивать об этом, и с большею точностью дознали Божии провещания.
и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь: настави коноб, настави, влий вон воду,
Иез.24:4–5. и верзи вон на двое разсеченая, всякое разсечение доброе, голень и рамо, обрезана от костей, от избранных скотов взятая: и подгнещай костми под ними:
«Конобом» называет город, «влитою водою» – всякого рода бедствия, «разсечениями, голенью и рамом от избранных скотов» – князей, старейшин и иереев, живших в обилии, богатств и силе, и вдруг предаваемых бедствиям, костьми, употребляемыми на подгнещение, – живущих в бедности, которые прежде других преданы будут голоду, а огнем – царя вавилонского и его воинство. К сему присовокупляет Бог:
Возвре, и воскипе, и сваришася кости его посреде его,
то есть от подложенного огня служившие подгнетом кости истреблены огнем, потому что жители сделались добычею голода, а избежавшие нападений голода приходят в самое крайнее бедствие, подвергаясь нападениям осаждающих.
Иез.24:6. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: о граде кровей, конобе, в нем же есть яд, и яд не изыде из него: по удом его изнесе, не паде на нем жребий.
Сим научает нас, что и выше конобом наименовал город, ядом же в конобе называет грех. Но вот самое сильное обвинение: и такой огонь бедствий не истребил яда в конобе. Сказанное же: «по удом его изнесе, не паде на нем жребий», означает, что никто не избежал постигших бедствий, и не было жребия одним погибнуть, а другим спастись, как бывало уже в бывшие прежде осады, но решительно все преданы были, кто голоду, кто моровой язве, а избежавшие этого, или убиты в сражениях, или, по взятии города, обращены в рабство. Открывает же и причину зол.
Иез.24:7. Яко кровь его среде его есть,
то есть потерпят же это в наказание за множество несправедливых убийств.
на гладцем камени вчиних ю: не пролиях ея на землю, еже покрыти ю землю,
Иез.24:8. еже навести ярость Мою, во отмщенье еже отмстити: дах кровь его на гладцем камени, еже не покрыти ея,
то есть не покрою беззаконий, на какие они отважились, но представлю их во всей наготе, и всем покажу, как кровь какую, не на землю изливаемую и землею поглощаемую, но извергаемую на гладкий камень, и на нем на всегда сохраняемую в обвинение отважившихся пролить ее:
Иез.24:9–12. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: о, люте граде кровей! Аз же возвеличу главню, и умножу дрова, и возгнещу огнь, яко да истают мяса, и оскудеет юха; и кости истают, и станет на главнях его тощ, разгореся, яко да изгорит, и распалится, и сгорит медь его, и истает среде его нечистота его, и оскудеет яд его: да смирится яд его, и не изыдет из него.
«Возвеличу главню», говорит Бог, то есть увеличу начало бедствий, «умножу дрова», иначе сказать, доставлю много случаев и пищу огню бедствий, чтобы воспламенить этот огонь, и варимые мяса, то есть людей живущих в городе, довести до истаяния; одни будут истреблены голодом, наподобие пережженных костей, другие попалены всякого рода бедствиями, как разваренные «мяса». От сильного же напора огня истребится и юха, и все необходимо потребное и служащее поводом к прохладе, так что наконец от пребывания в огне и медь сама собою истает, и истребится вместе с ядом. Ибо, когда защитники города были побеждены, тогда город взят, разорен и предан огню. Однако же, говорит Бог, и после того, как постигло его столько бедствий, не освободился он от яда, но оставалась в нем наклонность ко греху. Посему присовокупляет:«многий яд его, посрамится яд его: в нечистоте твоей укроп» (Иез.24:12–13). В беззаконии своем, говорит Бог, произвел ты воскипение, возжег этот пламень огня, потому что много в тебе было греховного яда, который, будучи обнаружен в настоящее время, покроется стыдом.
Иез.24:13. Понеже осквернялся еси ты, и не очистился от нечистоты твоея, и аще не очистишися по сем, дóндеже исполню ярость Мою в тебе?
Не захотев уврачевать язвы, не получишь прощения, и не воспользуешься очищением, пока не понесешь наказания за все законнопреступления. Потом нелживость сказанного доказывается качеством лица.
Иез.24:14. Аз Господь глаголах
И исполнение сказанного непререкаемо:
и приидет, и сотворю, и не укосню, и не пощажу, и не буду умолен:
Не будет того, чтобы одних освободил, а других предал, но всех подвергну угрожающим бедствиям. Доказывает же Бог и справедливость наказания.
по путем твоим, и по помыслом твоим сужду тебе, глаголет Адонаи Господь
И то же самое излагает пространнее:
сего ради се Аз сужду тебе по помыслом твоим, и по кровем твоим, сужду тебе нечисте: пресловуте, и великий на разгневание.
Пороками сделался ты знаменит, говорит Бог, причиною же беззакония твоего то, что следуешь лукавым помыслам; сие и выразил, сказав: «по помыслом твоим, и по кровем твоим сужу тебе». Ибо, сперва помыслив, доброе ли то или худое, потом уже к помыслам присоединяем дело. После сего обращает пророчество на то и другое, и говорит:
Иез.24:13. Бысть слово Господне, ко мне, глаголя:
Иез.24:16. сыне человечь, се Аз вземлю от Тебе желания очес твоих, не восплачи, ниже возрыдай, ниже да приидут тебе слезы.
Иез.24:17. Возстени молча, стенание крове, чресел плач есть:
«Желаниями очес» или «помышлениями» (ибо и так читается в некоторых списках) называет Бог жену Пророка, по смерти которой Пророк получает повеление не плакать и не сетовать, но стенать молча, хотя плач у него на чреслах. Ибо словом:«чресла» Бог выразил желание чадородия. Так и божественный Апостол, ведя речь о Левии, сказал: «еще бо во чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек» (Евр. 7, 10), и благословил его. Почему и повелевается нам «препоясать чресла» (Ефес. 6, 14), чтобы укрощать пожелания и сдерживать их стремление. Поэтому, в намерении показать преизбыток страдания, справедливо сказал Бог: «стенание крове, чресл плач есть», то есть стенание и плач о смерти на чреслах у тебя. Однако же Пророк и при таком несчастии получает повеление не плакать.
Не твори человеческого плача18. Потом показывает и способ.
Да будут власи твои сплетени на тебе, и сапози твои на ногах твоих, и да не утешишися устнами их, и хлеба мужей да не снеси.
Не дозволяй себе сделать что-либо такое, что обычно делать плачущим, то есть брить голову, ходить босыми ногами, принимать некое утешение на так называемых поминках. Вероятно же Пророк был и назореем. Ибо сказано: «да будут власи твои сплетени на тебе», да и выше повелено было пить ему не вино, но воду, а то и другое свойственно назореям.
Иез.24:18. И глаголах к людем заутра, якоже заповеда ми, и умре жена моя в вечер, и сотворих заутра, якоже повелеся ми.
Пророк служит неким прообразом Бога всяческих.
Поскольку народ израильский в чине невесты сочетался со Владыкою и его надлежало таким образом предать в рабство и на избиение, а храм Божий на сожжение, то Бог дает Пророка в некое прообразование будущего, и после того, как внезапно умерла у него жена, повелевает не плакать, не проливать слез, не принимать на себя печального вида, не вкушать и утешительной трапезы, но стенать молча, показывая, что и Сам Он не удостоит никакого человколюбия сопряженных с Ним, но впрочем наложит на них наказание против воли, потому что «не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу бытии ему» (Иез. 33, 11). Почему и Пророку повелевает стенать молча, в означение сим того, что и Бог против воли допускает постигающие народ бедствия, имея великую благость и ею склоняемый к человеколюбию, но чрезмерностью беззакония вынуждаемый наказать.
Иез.24:19–24. И рекоша ко мне людие, не возвестиши ли нам, что суть сия, яже ты твориши? И рекох к ним: слово Господне бысть ко мне, глаголя: рцы к дому Израилеву: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз оскверню святая Моя, величание крепости вашея, желания очес ваших, и их же щадят души ваша: и сынове ваши, и дщери ваши, яже остависте, мечем падут, и сотворите, яко же аз сотворих: от уст их неутешитеся, и хлеба мужей не снесте, и власи ваши на главах ваших, и сапози ваши на ногах ваших: не будете терзатися, ниже плакати, и истаете в неправдах ваших, и не утешите кийждо брата своего. И будет вам Иезекииль в чудо: по всему елика сотворих, сотворите: егда придут сия, и уразумеете, яко Аз Адонаи Господь.
Делами моими, говорит, изобразил я вам пророчество, и собою самим предначертал вам будущее. Ибо как я, когда кончила жизнь супруга, не сделал ничего такого, что обыкновенно совершается над умершими: не сетовал, не проливал слез, не принимал на себя плачевного вида, так и вы, когда сыны и дщери ваши будут умерщвляемы и вторжением нечестивых варваров осквернится святой храм, которым до ныне величались и не переставали гордиться, а сверх этого испытаете тысячи других зол, – не будете иметь права сетовать, не получите дозволения сделать, что обычно, ни голову обрить, ни сапоги снять с ног, ни потоками слез облегчить бремя печали, ни вкусить утешительной трапезы, ни совершить что либо иное из обычного, и вспомните сделанное Пророком, и из окончания событий дознаете, что Пророк служил для вас как бы неким знамением, делами своими предрекая вам будущее.
Иез.24:25. И ты сыне человечь, не в день ли той, егда возмут от них крепость их, вознесение хвальбы их, желания очию их, и возношение души их, сыны их, и дщери их:
Иез.24:26. В той день приидет уцелевый к тебе, возвестити тебе во уши.
Иез.24:27. В той день отверзутся уста твоя ко уцелевшему, и возглаголеши, и не премолчиши ктому: и будеши им в чудо: и уведят, яко Аз Адонаи Господь.
Не в настоящее только время открой им это, но когда и в исполнение придет предсказание, святое предано будет нечестивым варварам, сыны и дщери будут умерщвлены, и придет кто-нибудь оттуда, извещая о случившемся, напоминая им о предсказании, ты никак не молчи, пусть дознают, что по Моему изволению и попущению совершилось это, и терпят они наказание за нечестия, и не от силы врагов, а по Моему справедливому гневу, потерпели все то, что пострадали они. После сего обращает, наконец, пророчество к живущим в соседстве с Израилем, и радующимся его несчастию, и первыми изводит на среду сынов аммонновых.
* * *
У Седмидесяти слова сии не читаются.