Источник

Глава 23

Иез.23:1–3. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, две жены беша дщери матере единыя, и соблудиша во Египте,

Выше, в истолкованном уже нами, весь народ называл Бог одною блудницею, потому что вначале и именовался он одним народом. Поскольку же при Ровоаме произошло разделение, и одни стали называться Ефремом и Израилем, а другие Иудою, то по разделении справедливо употребляет сей приточный и переносный образ речи, дает же им имена от главных городов: десяти коленам – от Самарии, а Иуде и Вениамину – от Иерусалима, и сказует, что они одной матери не только по единому корню рода, но и по нечестию, имели одну матерь – Египет. Ибо и выше в переносном смысле называл матерь их хеттеянкою, а отца аморреем. Итак, они «соблудиша во Египте». Потом объявил и время.

в юности своей соблудиша: тамо спадоша сосцы их, и тамо растлиша девство.

Ибо отцы их, Авраам, Исаак и Иаков просияли благочестием, и сыны Иаковлевы были еще чуждыми идолослужения, но от них родившиеся, вследствие пребывания в Египте, обучились нечестию. Начало же возрастающего умножения называет их юностью, и обучение злочестивым догматам – растлением и опадением сосцов. Ибо, как отъятие девства сопровождается утратою упругости в сосцах, так и за богоотступничеством следует упадок владычественного в нас, потому что сосцы служат ему как бы покровом и щитом. Потом, поскольку Бог приточно назвал их женами, то придает им имена некоторых египетских жен, соделавшихся известными своим непотребством; говорит же так:

Иез.23:4. И имена им Фола старейшая, Оолива же – меньшая сестра ея:

Что говорил прежде загадочно, то привел теперь в большую ясность, и упомянул об оных женах блудницах, усиливая тем обвинение и с намерением посредством примера привести в чувство своего нечестия. Потом описывает благодеяние, оказанное им Богом.

и быша Мне, и родиша сыны и дщери, и имена им, Самария Оола, и Иерусалим Оолива.

Сочетанием и общением называет согласие, установленное с ними посредством закона, ибо Он дал закон, а они изъявили согласие хранить законоположение. Сказанное же: «и родиша Мне сыны и дщери», – дает видеть, что до времени, живя под законом, воспитывали они детей в благочестии. Итак, доселе на тех и других произносил общее обвинение, а теперь уже наконец, когда произошло разделение колен, первое обвинение произносит на Caмарию, которую назвал «Оола», потому что она первая, по разделению царства на два, уклонилась в нечестивое служение юницам.

Иез.23:5. И соблуди Оола от Мене, и возложися на похотники своя,

Как о жене говоря, употребил имя: «похотники»; дает же сим разуметь и означает демонов, которым совершали они служение. Потом открывает и самые виды нечестия.

на Ассирианы приближающаяся ей,,

Иез.23:6–7. облеченныя в червленицы, старейшины, и воеводы: юноши избрании вси конницы яздящии на конех, и даде блужение свое к ним: избранным сыном Ассирийским всем, на няже возлагашеся: во всех помышлениях своих оскверняшеся.

«Юношами избранными», облеченными в «червленицы», загадочно называет идолов, каких они писали, изображая в известном виде. Ибо все в древности нечествовавшие имели обычай придавать богам своим вид чего-либо, наиболее у них обыкновенного. Так эллины и римляне вооружают Ареса, как у них самих принято вооружаться, а персы – по-своему; инды – опять иначе, а иначе ефиопы, и так же каждый из поименованных народов. Между тем Бог дает видеть, что жители Самарии первые, пренебрегши Божие споборение, призвали на помощь ассириан. Ибо, в пособие себе против сириан призвав Фула (а это был царь ассирийский), обещались платить ему пошлину и дань. Вследствие сего связь с ассирианами ввела наконец у них нечестие. Потом присовокупляет Бог:

Иез.23:8. И блужения своего еже из Египта не остави, яко с нею спаху в юности ея, итии растлиша девство ея, и излияша блужение свое на ню,

то есть вступив в общение с ассирианами и переняв суеверные их обычаи, не оставила в небрежении и египетских уроков, но с особенною тщательностью продолжала и их сохранять. Так, описав виды нечестия, доказывает Бог справедливость наказания.

Иез.23:9. Того ради предах ю в руце похотником ея, в руце сыном Ассирийским, на нихже возлагашеся.

Поскольку не держалась Моих законов, но, посвятив себя Мне, возлюбила других, то лишил Я её Моего о ней промышления, предал же её тем, которых предпочла общению со Мною.

Иез.23:10. Тии открыша стыд ея, сыны и дщери ея пояша: и самую мечем усекнуша: и бысть поношение в женах, и отмщение сотвориша в ней в дщерех.

Так, будучи оставлена Мною, дознала опытом, каково общение со Мною, и каково лукавство похотников ее. Ибо вскоре, взяв ее в рабство, наказанием ее обнаружили блуд ее, а потом с крайнею жестокостью и без всякого милосердия предали смерти; сынов же и дщерей ее отвели военнопленными; и всякий город громко говорит о том, что сделалось с нею. Ибо женами в переносном смысле назвал города. Но не только над нею самою показали такую жестокость, а даже и над дщерями ее; разумеет же подвластные Самарии города и селения. Потерпели же это десять колен сперва от Фелгафалассара, а потом от Салманассара, царей ассирийских. Так изобразив постигшее жителей Самарии, обращает речь к Иерусалиму, и говорит:

Иез.23:11. И виде сестра ея Оолива, и растли возложение свое паче ея,

Слово: «возложение» Акила перевел: «вожделение».

и блуд свой паче блуда сестры своея умножи.

Иез.23:12. На сынов Ассирийских возложися, на старейшины и воеводы, иже близ ея, облеченны в благоистканны, на конники яздящия на конех, юноши избранны вси.

И Иерусалим поступал заодно с Самариею, и также поправ завет со Мною, предпочел богов сирийских, потому что положился на содействие их, и пренебрег Мою помощь. Ибо под именем «старейшин» и «воевод» давал Бог разуметь оказанное им сириянами вспомоществование.

Иез.23:13. И видех, яко осквернися путь един обоих.

Начинания их близки и сходны между собою.

Иез.23:14–16. И приложи к блужению своему, и виде мужи написаны на стене, образы Халдейски написаны шарами, кистью, препоясани пестротами о чреслех своих, и превои крашеныи на главах их, вид троякий всех, подобие сынов вавилонских, халдейских, земли отечества их: и возложися на ня зрением очей своих

Прекрасно и весьма живо представил бессилие идолов дав видеть, что они не иное что, как краски, очертания и произведения искусства. А «вид троякий всех» означает многообразие идолов. Но Симмах перевел: «вид грабителей всех». На них-то взирая, говорит Бог, и не видя ничего иного, кроме изображений живописного искусства, возлюбила ты пребывание с ними. Во всем же этом подразумевает идолослужение.

И посла послы к ним в землю Халдейску.

Иез.23:17. И приидоша к ней сынове вавилонстии на ложе витающих, и оскверниша, ю в блужении их, и осквернися в них, и отступи душа ея от них.

Сама, послав к ним за помощью, и при смешении с ними заимствовав у них нечестие, снова отступила от них. Разумеет же здесь Бог отступление не от демонов, но от самих вавилонян, потому что Иоаким, Иехония и Седекия нарушали договоры, заключенные ими с вавилонянами.

Иез.23:18. И откры блужение свое, и откры срамоту свою: и отступи душа Моя от нея, яко же отступи душа Моя от сестры ея,

то есть усмотрев чрезмерность ея нечестия, лишил Я ее Моего о ней промышления. Ибо опять иносказательно употребил слово «душа», не потому что и Божество делится на душу и тело, Оно бесплотно и несложно, но человекообразно ведет речь, употребляя обычные человеческие речения, по снисхождению к человеческой немощи. Итак, досель, по-видимому, Бог вел речь с Пророком, а теперь, как бы вследствие сказанного о том, на что отважился Иерусалим, вспомнив о нем, к нему наконец обращает слово, и говорит:

Иез.23:19. И умножила еси блужение твое, еже помянути дни юности твоея, в няже блудила еси во Египте,

то есть забвению предал Я прегрешения твои в Египте, но ты новыми своими начинаниями сделала, что возобновилась память о них. Ибо одинаковость законов преступления обыкновенно заставляет припоминать прежние грехи. Потом опять иносказательно и в переносном смысл в обвиняет Иерусалим в идолослужении.

Иез.23:20–21. И возлегла еси на Халдеи, их же плоти быша яко плоти осли, и яко лона конская, лона их, и посетила еси беззаконие юности твоея, яже творила еси во Египте во виталищи твоем, идеже сосцы юности твоея спадоша.

И, вступив в общение с халдеями, не вознерадела об египетских начинаниях, но служила богам тех и других. Великое же их беззаконие и многобожие уподобил лонам конским и ослиным, потому что и идолослужение называет блудом. Ибо души, вступившие в единение с Богом и Ему себя посвятившие, а потом оставившие Его, и возлюбившие общение с демонами, справедливо называются прелюбодейцами.

Иез.23:22. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз воздвигну похотники твоя на тя, от нихже отступи душа твоя, и наведу их на тя окрест:

Иез.23:23. сынов вавилонских, и всех Халдеев, Факума, и Суда, и Куда, и вся сыны ассирийски с ними, юноши избранны, старейшины и воеводы, вся тристаты и нарочитыя, конники на конех,

Иез.23:24. и приидут на тя вси от севера с оружием, колесницы и колеса со многим народом, щиты, и сулицы и шлемы сложат на тебя, и поставят стражбу окрест тебе.

На самом деле дознаешь, кто – Я, и кто – похотники твои. Ибо Я, и пренебрегаемый тобою, продолжал оказывать долготерпение; а они, едва узнав о твоем отступничестве, немедленно придут со всеоружием, употребив в дело коней и колесницы, приведя с собою всех подвластных им, и остенят частоколами входы твои. Ибо сие означил, сказав: «и поставят стражбу окрест тебе». Потом присовокупляет:

И дам пред лицем их суд, и отмстят ти в судех своих:

Иез.23:25. и дам рвение Мое в тебе, и сотворят с тобою гнев ярости Моея,

Поскольку предпочла их Моему о тебе промышлению, то чрез них самих накажу тебя за преступление предо Мною, и им предам тебя на мучение. Описывает же и виды казней.

Ноздри твоя и уши твоя обрежут, и оставших твоих мечем изсекут: тии сынов твоих и дщерей твоих возмут, а оставших твоих потребит огнь:

Иез.23:26. и совлекут с тебе ризы твоя, и возмут сосуды хвалы твоея.

Одних отведут в плен, других поразят в битве, а у иных без милосердия с жестокостью обрежут оконечности членов, все тебе принадлежащее разграбят, большую часть твоего достояния предадут огню. Но показывает и пользу, какая произойдет от сего наказания.

Иез.23:27. И отвращу нечестия твоя от Тебе, и блуд твой от земли Египетския: и Египта не помянеши ктому.

Постигнутая сими бедствиями, придешь в сознание своего законнопреступления и возгнушаешься тем, что было причиною для тебя сего несчастия.

Иез.23:28–29. Понеже сия глаголет Адонаи Господь: се Аз предаю тя в руце, ихже ненавидиши, от нихже отступи душа твоя: и сотворят в тебе в ненависти, и возмут вся труды твоя и дела твоя, и будеши нага и посрамлена, и открыется студ блуда твоего и нечестия твоего.

Возлюбив халдеев, потом возненавидела ты их, но им предам Я тебя, чрез них подвергну тебя наказанию, и наказанием во всей наготе покажу твое нечестие. Ибо, смотря на твои бедствия, дознают, что причиною их было твое законнопреступление. Посему кстати присовокупил:

Иез.23:30. И блужение твое сотвори сия тебе, егда блудила еси во след языков, и осквернялася в помышлениях их.

Последовала ты начинаниям язычников, которые, водясь собственными помыслами, измыслили нечестие. Не только же подражала ты нечестию других язычников, а и «в пути сестры твоея ходила еси: и дам чашу ея в руце твои» (Иез.23:31). Что потерпела Самария, то потерпишь и ты. Ибо «чашею» назвал наказание, потому что в пьющих произведет ycыплениe и упоение.

Иез.23:32. Сия глаголет Адонаи Господь: чашу сестры твоея испиеши глубокую и широкую, и будет на смех и подражнение, изобильную к совершению пиянства,

Иез.23:33. и разслабления наполнишися: чаша же потребления и погубления, чаша сестры твоея Самарии:

Иез.23:34. и испиеши ю, и истощиши, и чреп ея ядущи потребиши, и сосца твоя отторгнеши.

Чашу назвал «глубокою» по великости бедствия, а «широкою» по семидесятилетней продолжительности, по запустению, постигшему город; наименовав же «чашею потребления», присовокупил еще: «истощиши», потому что Иерусалим потерпел окончательную осаду; сказал также: «чреп ея ядущи потребиши», потому что впал в крайнее бедствие; «и сосца твоя отторгнеши», по причине раскаяния, последовавшего за бедствиями.

И праздники, и новомесячия твоя отвращу: понеже Аз глаголах, рече Адонаи Господь.

Уничтожу у тебя всякое народное собрание и всякое веселие, и словам положу конец, потому что Я истинный и нелживый Владыка.

Иез.23:35. Сего ради сия глаголет Адонаи Господь: понеже забыла Мя еси, и отвергла Мене назад тела твоего, и ты возми нечестие твое и блуд твой.

Поскольку служению Мне предпочла ты телесные удовольствия, то прими, говорит Бог, воздаяние за непотребство свое. А сим дает разуметь, что основанием нечестия бывает законнопреступление, потому что поработившиеся сластолюбию впали в идолослужение.

Иез.23:36–37. И рече Господь ко Мне: сыне человечь, не будеши ли судити Ооле и Ооливе, и возвестиши ли им беззакония их? Яко любодействоваша, и кровь в руках их, и в помышлениях их прелюбодействоваша, и чада своя, яже родиша Мне, провождаху им сквозе огнь?

Слова «не будеши ли судити?» другие толковники перевели: «осуди», то есть приняв на себя Мое лице, ты, Пророк, произведи суд над Самариею и над Иерусалимом, и обличи законнопреступления их, как, оставив Меня, вступили в общение с идолами, как чад, Мною им данных, приносили в жертву сим идолам, пренебрегая Мои законы и оскверняя Мои субботы; ибо присовокупил и cие

Иез.23:38. Даже и сия сотвориша Ми, оскверняху святая Моя, в той день, и субботы Моя оскверняху.

Потом объясняет и самый способ осквернения.

Иез.23:39. И внегда закалаху чада своя кумиром своим, и вхождаху во святая Моя в той день, оскверняху я.

Великая чрезмерность нечестия! Во-первых, заклать детей своих есть крайний предел нечестия; но приносить такие заклания в жертву демонам – еще новое приращение зла; отваживаться же на это в субботу, когда запрещались и необходимые дела, – показывает еще гораздо большее нечестие; и по совершении такого дела входить в Божественные преддверия – сие оставляет ли после себя место какому либо большему нечестию? Поэтому Бог и поставил сие на последнем месте, и снова присовокупил:

И се тако творяху среде дому Моего,

то есть на сие нечестие отваживались в доме, Мне посвященном.

Иез.23:40–41. И посылаху к мужем грядущим издалеча, к нимже послов посылаху, и егда приходити им, aбие умывалися еси, и утваряла еси очи твои, и украшалася утварию, и седела еси на одре постланне: и трапеза украшенна пред лицем ея.

Все сказанное служит как бы изображением жены блудницы, означает же бывший у них союз с ассириянами и халдеями, и от них заимствованное нечестие. А также указывает на украшения во время празднеств демонам, на роскошь, перемены одежд, и на все прочее, что обыкновенно делали при таких торжествах. То же означает и присовокупляемое:

И фимиам Мой, и елей Мой предлагала пред ними,

т. е. пред идолами.

и веселяхуся в них.

Ибо веселие демонское – гибель для человека. Сверх же сего, говорит Бог,

Иез.23:42. И гласом сличным возглашаху к мужем от множества человеча приходящим упоенными от пустыни,

Ибо походит ли что столько на пустыню, как поклоняющиеся идолам? Из сих-то душевных пустынь принесены уроки нечестия, и ты принимала их с мусикийскими органами, издающими приятные звуки.

И даяху перстни на руки их, и венец хвалы на главы их.

Ибо решающиеся служить идолам ничего не получают от них, но им приносят богоданные дары, возлагая на них всякие украшения.

Иез.23:43. И рекох: не в сих ли прелюбодействуют? и дела блудницы, и сама соблуди,

то есть употребив в орудие пророков, сказал Я, что отваживаетесь на прелюбодеяние с вещами неодушевленными, и что таковые начинания ваши любодейны.

Иез.23:44. И вхождаху к ней, якоже влазят к жене блуднице, тако влазяху ко Ооле и ко Ооливе, женам беззаконницам, еже сотворити беззаконие.

Ибо, получив уже право вследствие законопреступления их, как к женам блудницам, так и в Самарию и в Иерусалим небоязненно входили, и губители душ – демоны, и обучившиеся демонскому служению халдеи. К ним наконец обращает Бог слово, и говорит:

Иез.23:45. И мужие же праведнии тии

Сказал: «праведнии» не о праведности их свидетельствуя, потому что были самые несправедливые, весьма беззаконные, и крайне злочестивые, но назвал праведными по сравнению с нечестиями Иерусалима, как бы так говоря: если сличить их с тобою, то они праведны. Так поступил Бог и выше, когда вел речь с Иерусалимом: «и оправдала еси сестры своя» во грехах твоих «и во всех беззакониях твоих, яже сотворила еси» (Иез. 16, 51). И здесь говорит: «мужи праведнии тии», то есть лучше тебя.

И отмстят им отмщением любодейниц, и судом проливающим кровь, яко любодейцы суть, и кровь в руках их.

Понесут наказание за убийства и прелюбодеяние, имея судиями похотников своих, и потерпят то же самое, что терпят прелюбодейные жены и человекоубийцы. Сим заключив приточное сказание, произносит на них приговор.

Иез.23:46. Сия глаголет Адонаи Господь: приведи на них народы, и даждь на них мятеж и разграбление.

Иез.23:47. И вержи камение на них, камение народов, и да избодут их мечами своими: сыны их и дщери избиют, и домы их огнем сожгут.

Потом показывает, какая будет от сего польза.

Иез.23:48. И отвращу нечестие от земли, и накажутся вся жены, и не сотворят по нечестиям их.

Когда потерпят они это, преданы будут камням, мечам и огню, тогда всякий город извлечет из сего пользу, дознав, какая награда нечестию. Женами же и здесь опять назвал Бог города.

Иез.23:49. И дастся нечестие ваше на вы, и вся грехи помышлений приимите, и уразумеете, яко Аз Господь,

то есть принесете плоды вашего нечестия, потому что приняли оное, не по необходимости, но по своей воле и по своему желанию; от наказания же приобретете весьма великую пользу – познание Моего владычества.

Да даст же Бог и нам воспользоваться сим испытанием бедствий, научившись сему, восчувствовав Божии благодеяния, возненавидев неблагопризнательность сердца, каждый день обновляя в себе памятование Бога, и по действию всесвятого Духа распаляясь любовью к Богу и ожидая пришествия Господа нашего Иисуса Христа! С Ним слава Отцу, со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Москва : В тип. В. Готье, 1855-. (Творения Святых Отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии). / Ч. 6. - 1859. – 776, II, II с. / Толкование на пророчество божественного Иезекииля. 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle