Источник

Глава 22

Иез.22:1–3. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: аще судити будеши граду кровей, и яви ему вся беззакония его, и речеши: сия глаголет Адонаи Господь:

Бог снова обратил речь к Иерусалиму, и повелел Пророку, подобно судии, обличать его в беззаконных предерзостях. Называет же Иерусалим градом кровей за многие несправедливо учиненные убийства. Почему снова дает ему те же наименования и взывает, говоря:

О, граде! проливаяй кровь среде себе, еже приити времени его, и творяй кумиры на себе, еже осквернитися самому,

то есть напасти сии навлек ты на себя, город, водясь помыслами, приводя их в исполнение, оскверняясь ими и наполняясь несправедливо пролитыми кровями. Временем же Пророк назвал бедствие.

Иез.22:4. В крови их, юже излиял еси, согрешил еси, и в помышлениях твоих, яже творил, осквернился еси, и сократил еси дни твоя, и привед время лет твоих:

Ибо соделанное беззаконие сокращает часто срок, назначаемый Божественным долготерпением. Это, как можно видеть, было и при Ное. Ибо, дав сто двадцатилетний срок на покаяние жившим тогда людям, и, усмотрев возрастающее нечестие, Бог сократил этот срок и в сотый год наказал потопом. Сие же дал разуметь и здесь, сказав: «и сократил еси дни твоя, и привед время лет твоих». Потом описывает плоды преступления.

сего ради дах тя на укоризну языком, и на поругание всем странам,

Иез.22:5.близ тебе, и далече от Тебе сущим, Посему-то, говорит Бог, соделаю тебя посмешищем для жителей соседних городов и смежных стран, и для обитающих в странах отдаленных.

и поругаются тебе, и возопиют на тя: о, нечистый, пресловутый и мног в беззакониих твоих.

Радуясь твоим злоключениям, назовут тебя нечистым, преступным, знаменитым в лукавстве. Потом исчисляет виды пороков.

Иез.22:6. Се старейшины дому Израилева, кийждо к своим ужикам смесишася в тебе, яко да пролиют кровь:

С князей начинает обвинение: потому что князьям последуют и подчиненные. Когда больна голова, необходимо и телу стать причастным немощи. Посему говорит Бог, что не щадили и сродников, но, нарушая права родства, совершали несправедливые убийства.

Иез.22:7. отцу и матери злословяху в тебе и к пришельцу обращахуся неправдами в тебе: сироту и вдовицу преобидеху в тебе.

Даже «отцу и матери злословяху в тебе», а сие принадлежало к числу запрещенного законом.

И «к пришельцу обращахуся неправдами в тебе». И это запретил закон, говоря так: «и пришельца не озлобите: пришельцы бо бесте в земли Египетстей» (Исх. 22, 21), то есть из того, что потерпели сами, научитесь человеколюбию. Но вы небоязненно преступили и этот закон, а потом и другой: «сироту и вдовицу преобидеху в тебе». А благой Бог узаконяет совершенно противное сему. Ибо сказано: «судите сиру, и оправдите вдовицу» (Ис. 1, 17); и в законе говорится: «не обирай в другой раз виноградника твоего; пришельцу, и сиру, и вдове да будут» (Втор. 24, 21). А у тебя, не только не ссужали им никакого добра, но еще обращались с ними худо, и отваживались на преступления еще более тяжкие.

Иез.22:8. И святая Моя уничижаху, и субботы Моя оскверняху в тебе,

то есть попирали законы Мои, беззаконною работою оскверняли день, посвященный на отдохновение от дел. А что и сего злочестивее,

Иез.22:9. Мужи разбойницы беша в тебе, яко да пролиют кровь, на горах ядяху в тебе,

Ибо в числе обитателей своих имеешь живущих беззаконно, человекоубийц и кровопийц, кланяющихся демонам на горах, роскошествующих в идольских капищах.

и скверны творяху в тебе

Потом говорит о сем во всей подробности.

Иез.22:10. Стыд отчий открыша в тебе, и в нечистоте седящую обругаша в тебе,

то есть имели общение с мачехами; ибо сие и назвал Пророк открытием стыда отчего; так именовалось сие в законе, где сказано: «срамоты жены отца твоего да не открывши: срамота отца твоего есть» (Лев. 18, 8). Будучи весьма похотливы и крайне неумеренны, не воздерживались вы от жен, страдавших течением крови, что, не только противозаконно, но и крайне нечисто. Потом продолжает обвинять в похотливости.

Иез.22:11. Кийждо на жену подруга своего беззаконноваша, и кийждо невестку свою оскверняше в нечестии.

А это высшая степень преступления. Ибо не одно и то же: иметь общение с чужою женою – и злоумышлять на чистоту ложа собственного своего сына, но сколько прелюбодеяние хуже блуда, столько общение с невесткою злочестивее прелюбодеяния.

И кийждо сестру свою, дщерь отца своего обругаваше в тебе.

И здесь ясно показал чрезмерность преступления, представив в пример мужа и жену, рожденных от одного отца. После сего переходит к обвинению в любостяжательности.

Иез.22:12. Дары взимаху в тебе, яко да пролиют кровь,

то есть не переставали, продавая справедливость, и за деньги отдавать на yбиение невинных.

Лихву и избыток взимаху в тебе.

Если поставлялось сие на последнем месте не как самое тяжкое преступление, то все же включалось в один ряд со сказанным прежде, и тем достаточно научало и убеждало предающихся сему пороку, избегать жадности этого рода, как сопряженной с делами весьма злочестивыми и преступными, потому что лихоимцы причислялись к человекоубийцам, идолослужителям, похотникам и людям самым непотребным. Так Пророк, описав роды пороков, извещает, наконец, и о будущем наказании.

И скончал еси скончание злобы твоея, яже в насилииш, Мене же забыл еси, глаголет Адонаи Господь

Иез.22:13–14. Се убо ударю рукою Моею о руку на та, яже совершил еси, и яже сотворил еси, и на крови твоя бывшия посреде тебе. Аще устоит сердце твое, и аще преодолеют руце твои во днех, в няже Аз творю в тебе?

Сказует о Себе Бог, что в изъявлении гнева, как Владыка и Судия, ударит руками. Поскольку, говорит Он, забыл ты Меня, и не захотел привести себе на память ни благодеяний, ни законов Моих, то наведу на тебя такие бедствия, что руки ослабеют у тебя, и сердце, исполненное всякого смущения, отчается в спасении. Потом показывает не лживость сказанного.

Аз Господь глаголах, и сотворю,

то есть достоинство Сказавшего подтверждает сказанное. Дознав, кто изрек это, достаточно вам увериться в сказанном.

Иез.22:15. И разсыплю тя во языцех, и разсею тя в странах,

Потом показывается и происшедшая от сего польза.

и оскудеет нечистота твоя из тебе,

Иез.22:16. и владети буду тобою пред очима языков, яко Аз Господь.

Когда сделаетесь пленниками и переселенцами, тогда опыт научит вас уцеломудриться, и, перестав предаваться прежнему беззаконию, дознаете, что Я – Бог и Господь ваш, и будете называться Моим наследием, а чрез вас и те народы, у которых будете в преселении, дознают Мое достоинство и Мою силу.

Иез.22:17. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.22:18. сыне человечь, се быша Мне дом Израилев смешани вси с медию, и железом, и с оловом чистым, и с свинцем, среде пещи сребро смешено суть.

Народ сей, говорит Бог Пророку, уподобился нечистому серебру, в котором большая примесь меди, железа, олова и свинца. Сие сказал Бог и устами Пророка Иеремии: «сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их» (Иер. 6, 30). А исчисленными выше веществами изобразил все возможные виды зла. И сие опять можно дознать от Пророка Иеремии, потому что он, обвиняя в сем иудеев, сказал: «оскуде мех от огня, истле олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша» (Иер. 6, 29). Почему и присовокупил: «сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их». Мехом же назвал он Божию действенность, а огнем – то вразумляющее и очистительное слово, то действительное наказание; но тем и другим действует божественная сила. А также «ковачем» наименовал пророческое учение, и свинцом – наказание, потому что свинец влагается в расплавляемое серебро, чтобы уничтожить находящуюся в нем подмесь, и наказание налагается на достойных, чтобы соделались они чистыми от греха. И здесь угрожает Бог, что сделает это.

Иез.22:19. Сего ради рцы, cия глаголет Адонаи Господь понеже бысте вси в смешение едино, сего ради се Аз прииму вас в средину Иерусалима.

Иез.22:20–22. Яко же приемлется сребро, и медь, и железо, и свинец, и олово чистое в средину пещи, еже дунути на ня огню, да слиются, тако прииму вас во гневе Моем, и в ярости Моей, и соберу, и ввергну, и слию вас, и дуну на вы во огни гнева Моего, и слияни будете среде его: якоже сливается сребро среде пещи, тако слиетеся посреде его, и познаете, яко Аз Господь излиях ярость Мою на вас.

Поскольку, говорит Бог, приняли вы в себя примесь порока и, уподобившись недобротному серебру, по причине всякого рода лукавства оказались нечистыми, то Иерусалим сделаю для вас плавильнею, и как уголья брошу в него врагов; Мою же действенность и изволение Мое приведу в движение подобно неким мехам, и вместе слию вас, чтобы болезнующих неизлечимо истребить, подобно инородным веществам, а приемлющих врачевание соделать как бы очищенным каким серебром.

Иез.22:23. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.22:24. Сыне человечь, рцы ему: ты еси земля не одождимая, ниже дождь бысть на тя в день гнева.

поскольку вследствие войны оставался невозделанным, не принимал ни дождя, ни плуга, и хотя дождь учения преподавал ему Бог чрез святых пророков, но они не принимали, но отвергали оный, и подобно какому-либо камню не давали входа орошающему дождю, то справедливо назвал Иерусалим «землею неодождимою». Потом снова обвиняет князей.

Иез.22:25. Егоже старейшины среде его, яко львы рыкающе, восхищающе восхищения, души, изъядающе насилием, богатство и честь приемлюще, и вдовицы твоя умножишася посреде тебе.

Поскольку мужья были умерщвлены, то явно, что нашло себе место вдовство. После сего обвинительную речь обращает Бог к иереям.

Иез.22:26. И жерцы его отвергошася закона Моего

А это – самое великое беззаконие: кому надлежало руководствовать других, те сами продолжают слепотствовать.

и оскверниша святая Моя,

то есть противозаконно совершали священнослужения. Потом показывает, в чем преступали закон.

между святым и сквернавым не разлучаху, и между нечистым и чистым не разделяху,

то есть не различали и не научали, что святое и божественное, и что «сквернавое» и человеческое. Ибо «сквернавым» называет здесь не что-либо нечистое, но состоящее в общем употреблении и отлученное от божественного. Чистым же и нечистым называет отделенное по закону, и так же запрещенное по закону, не в снедях только и жертвах, но и в одеждах, и в ином случающемся по воле и против воли, каковы: излияние семени, месячное очищение, прикосновения к проказе, прикосновения к мертвецу, ко всякой мертвечине и звероядине, и все прочее, что запрещает закон. К сему присовокупляет Бог:

И от суббот Моих покрываху очи свои, и оскверняху Мя посреде себе.

Ибо видя, что явно оскверняется день субботний, и противозаконные работы совершаются в день покоя, не хотели обличить отваживавшихся на нарушение закона, но, как бы смежая глаза, казались не видящими того, что непрестанно видели. Возвращаясь снова к князьям, Бог говорит:

Иез.22:27. Князи его среде его, яко волцы восхищающе похищения, еже пролияти кровь, и погубити души: яко да лихоимством лихоимствуют,

то есть прияв власть, несправедливые убийства обратили в средство к прибытку; и кому надлежало быть защитниками обижаемых, те сами присоединились к обидчикам. После сего обращается Бог к Пророкам, говоря:

Иез.22:28. И пророцы его помазующии их

Сие говорил Бог и выше, давая знать, что худо построенную народом стену еще хуже «помазуют» лжепророки (Иез. 13, 10), то есть так называемые пророки подкрепляют, что худо делается князьями, употребляя льстивые слова, и научившись услуживать властям. Потом объявляет об угрожающем им наказании.

падут видящии суетная, волхвующии ложная, глаголюще: cия глаголет Адонаи Господь, а Господь не глагола.

Ибо, подражая истинным пророкам, ложные свои прорицания приписывали лицу Божию, и Источнику истины присвоили ложь. Говорили же сие,

Иез.22:29. Людей земли утесняюще неправдою, и восхищающе восхищения, нища и убога насилствующе, и с пришельцем не живуще судом,

то есть говорили ложь и прорицали в угодность князьям, желая приобрести право обижать бедных, ложь обращая в средство к прибытку.

Иез.22:30. И исках от них мужа живуща право, и стояща в проломе ограды пред лицем Моим во время земли, еже бы не до конца погубити его, и не обретох.

То же объявляет Бог и устами Иеремии, говоря: «обыдите пути Иерусалимския, и воззрите и поищите на стогнах его; аще обрящете едина творящаго суд, и ищуща веры, и милосерд буду ему» (Иер. 5, 1). Посему и здесь говорит, что между князьями, иереями и всеми прочими искал единого, по крайней мере, мужа, который бы мог стоять в проломе ограды, то есть в состоянии был правдивостью удержать угрожающие наказания, и мое заградить и застенить произведенный беззаконием пролом и проход наказанию, «и не обретох». Посему говорит:

Иез.22:31. И излиях нань ярость Мою во огни гнева Моего, еже скончати я:

И показывая справедливость наказания, присовокупил:

пути их на главы их дах, – глаголет Адонаи Господь.

Ибо худо и беззаконно совершившие путь обрели и конец, соответственный пути своему. Из сего можно дознать не только преизбыток благости Божьей, но и нечестие иудеев. Ибо Содому обещал Бог, что, если найдет в нем пять праведников, то сохранит весь город не потерпевшим наказания, а здесь искал одного, и не обрел. Почему, предав его неприязненным, соделал, что он разорен.

Посему и нам, зная, что милость Божия сопряжена с судом, ибо сказано: «милость и суд воспою Тебе Господи» (Пс. 100, 1), надлежит не оставаться долее в греховных начинаниях, не пренебрегать Божиим долготерпением и не собирать «себе гнева в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» (Рим. 2:5, 6). Богу слава во веки веков! Аминь.


Источник: Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Москва : В тип. В. Готье, 1855-. (Творения Святых Отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии). / Ч. 6. - 1859. – 776, II, II с. / Толкование на пророчество божественного Иезекииля. 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle