Скрыть
Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Удалил ecи знаемых Моих от Мене. Говорит это, потому что во время страданий все Его оставили. Положиша Мя мерзость себе. Смотри, как и доныне иудеи гнушаются именем Христовым. Предан бых, и не исхождах. Говорит это, потому что заключен был в доме начальника синагоги.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах

Об этом говорит теми же самыми словами Лука, когда излагает историю распятия: «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» (Лк.23:49). «Сочли меня отвратительным для себя, я предан, и не имею выхода». И это исполнилось на Петре, когда он, во дворе первосвященника, испугавшись говоривших: «немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф.26:73–74). «Я предан, и не имею выхода». Хотя Он и мог войти, т.е. избежать, так как знал время нападения иудеев, почему и говорил учени­кам: «вы всё еще спите и почиваете?… вот, приблизился предающий Меня» (Мф.26:45–46), но благоволил добровольно предать Себя.

Беседы на псалмы. На псалом 87

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Удалил еси знаемых моих от мене». Не имею у себя ни близких мне, ни родных. Ибо жившие в Вавилоне пленники, прияв на себя иго рабства, будучи разсеяны, лишены связей и сожительства с друзьями, не имели почерпаемаго в этом утешения; да и все люди, пребывающие в злочестии, не причастны ангельскаго о них попечения.

«Положиша мя мерзость себе», то есть враги мои. «Предан бых и не исхождах», не нахожу никакого избавления от окружающих меня зол.

Евфимий Зигабен (†1118)

Удалил ecи знаемых моих от мене.

Евангелист Лука пишет: стояли все знакомые Ему издалека (Лук. 23,49). Сказал: Ты удалил, потому что это было по воле Отца.

По изъяснению другого толковника, подобное сказано Богом—Отцем о Христе и у Захарии: поражу пастыря и рассыплются овцы, т. е. попущу, чтоб был поражен. В историческом значении и отведенные в Вавилон лишились знакомых и родственников, так что одни рассыпаны в одном, а другие в другом месте по причине плена; и все люди жившие в нечестии, по словам Феодорита, не пользовались попечением ангелов.

Положиша мя мерзость себе; предан бых (им), и не исхождах.

Иудеи, говорит, много гнушались и ненавидели Меня, почему и по ныне ненавистно для них, как говорит Афанасий, имя Христово. Я предан—иудеям от Искариотского Иуды; и имея возможность выйти, т. е. уйти или убежать из рук их, Я не делал этого, но добровольно перенес все мучения, которые они причинили Мне.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Удалил еси знаемых моих от Мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах

Пророк, будучи лишен всех человеческих пособий, и сие также приписывает Божию гневу, что оставлен от друзей, и что во власти Его состоит обращать сердца людей к человеколюбию или делать их жестокими. К сему присовокупляет нечто горшее, говоря, что он не токмо оставлен от всех друзей своих, но и сделался им ненавистен и даже мерзок. И наконец заключает, что бедствиям его не видно конца и что он без Бога никак не может выйти из них. Сие место заметить должно: ибо ежели мы не будем памятовать, что для того лишаемся человеческих пособий, поелику Бог руку Свою отъемлет, то будем всегда смущаться без конца и меры. Можно иногда по справедливости жаловаться на неблагодарность и жестокосердие людей, когда они не сожалеют о нас и отказывают в требуемой помощи, но сего права иметь не будем, ежели не будем признаваться, что Бога прогневали и что Он за грехи наши отъемлет у нас человеческую помощь, так как напротив того может удобно преклонить к нам всех сердца, ежели только восхощет.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Уда́лил еси́ зна́емых мои́х от мене́, положи́ша мя ме́рзость себе́: пре́дан бых и не исхожда́х.

Удалил еси знаемых Моих от Мене. «Говорит же это Господь потому, что во время страданий все Его оставили» (Св. Афанасий.). По бл. Феодориту, "жившие в Вавилоне пленники, прияв на себя иго рабства, будучи рассеяны, лишены связей и сожительства с друзьями, не имели почерпаемого в этом утешения; да и все люди, пребывающие в злочестии, непричастны ангельского о них попечения». Положиша мя мерзость себе, т.е. враги мои гнушались мною, соделали меня для себя предметом омерзения или отвращения. Предан бых и не исхождах, т.е. «не нахожу никакого избавления от окружающих меня зол» (Бл. Феод.). «Говорит это; потому что Господь заключен был в доме начальника синагоги» (Св. Афанасий). 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-10 Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость твоя, и вся волны твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои.

Ты, Господи, присудил меня к смерти, обильно наливаешь на меня свой гнев («ярость и волны») в многочисленных моих страданиях; сделался я одиноким, оставленным даже друзьями («удалил знакомых»). Сношения со мною они считают осквернением («сделал меня отвратительным для них»), что, вероятно, указывает на какую-то тяжелую болезнь Давида, считавшуюся другими заразительной и гнусной, наподобие проказы.

Вероятно, это та же болезнь, о какой говорил Давид в 37 псалме (6-9), почему можно считать псалом написанным в то же время, т. е. во время начавшегося восстания Авессалома. Я заключен в этих бедствиях и не вижу из них выхода. - «Око мое истомилось от горести» - глаза ослабели от бедствий, страданий или в смысле, что зрение физически притупилось от слез Давида о своем положении, или образно - в том, что его страдания так продолжительны, что его зрение притупилось от ожидания, высматривания помощи от Бога.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах

Предан бых, т.е. в узы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–10 Удалил еси знаемых моих от Мене: положиша мя мерзость себе: предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к тебе руце мои

Продолжая изливать чувства своего безотрадного состояния, составитель псалма опять говорит о тех же своих бедствиях, в таких выражениях: посланными на меня бедствиями Ты удалил от меня всех моих близких и знакомых, меня стали считать даже омерзительным для них (положиша мя мерзость себе), и я, ввергнутый в несчастия (предан бых), не находил выхода из них (и не исхождах). Покинутый и презираемый всеми, я плакал до изнеможения. От чрезмерного плача глаза мои (очи мои) подверглись болезни до ослабления зрения (изнемогосте от нищеты), и нигде, и ни в чем я не мог найти опоры и утешения, как только в том, чтобы взывать к Тебе, Господи, весь день, с мольбою о помощи, вседневно к Тебе простирать руки мои.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible