Скрыть
между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 5-6 Бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Один Иисус и умер, по слову Исайи, ради беззакония людей ведомый на смерть (Ис. 53,8), и, когда был мертв, пребыл свободным; потому что не имел греха, который соделывал бы Его повинным смерти, почему и сказал: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10,18).

Яко язвеннии спящии во гробе. Уподобился Я людям, покрытым ранами и лежащим в гробах. Но они, как не сподобившиеся Твоей помощи, не улучили воскресения; а Я, говорит, и язвлен за грехи людей, и положен во гроб, но не остался там, потому что Ты воспомянул о Мне, по Моем уязвлении и положении во гроб, и Я воскрес поправ смерть.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

«Я сравнялся с нисходящими в могилу, я стал, как человек беспомощный». Я, говорит, уподобился нисходящим в ров смерти. Каза­лось, что и я, подобно им, подлежу смерти. Однако, как показывают дальнейшие слова, было не так.

«Я стал, как человек беспомощный, к мертвым… причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты». Он, как беспомощный человек, потерпел крест и страдания, не захотев воспользоваться помощью анге­лов, почему и говорит: «Я топтал точило один» (Ис.63:3). Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф.26:53–54)? Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство пред­сказанного пророками домостроительства. Но «как человек беспомощный», не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр (Деян.2:24), и невозможно было удержать Его.

«К мертвым… причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты». И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т.е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком (Мф.27:62–63), А что грешники называются ранеными в Пи­сании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: «о, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего» (Иер.9:1). Это подтверждают и настоящие слова псалмо­певца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из па­мяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности. (Но уподобившись им), Христос совершает однако воскресение мертвых.

Беседы на псалмы. На псалом 87

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«В мертвых свободь». Еще не дождавшись кончины, не прияв на себя рабства смерти, причисляю себя к сущим в мертвых.

«Яко язвении спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша». С словом: «бых» поставлено в связи и сие: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь», не прияв еще на себя рабства смерти, «бых яко язвен», получивший рану на войне и предаваемый погребению. Ибо Симмах выразил сие так: что язвенные, лежащие во гробе, о которых не воспомянешь уже более, тóже и те, которые сражены Твоею рукою.

Евфимий Зигабен (†1118)

В мертвых свободь.

Я говорит был свободный во гробе от тления и разрушения Моего тела. Или сие означает то, что Я один сошел добровольно в ад, а не низведен туда другими. И здесь должно подразумевать глагол: Я был в мертвых свободный, где не достает только члена, иначе сказать: Я, который был свободен, без вины Моей сошел к мертвым; ибо все другие люди имеют причину смерти своей во грехе; так как смерть есть наказание за грех; а один Христос был без вины и греха. Или Христос называется свободным по той причине, что все прочие люди умирали непременно, почему и были порабощены смерти и страху смерти, как говорит Павел: которые из страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2,15); а Христос умер добровольно, почему и говорит: власть имею положить душу мою (Иоан. 10,18). Или еще иначе Христос почитается свободным потому, что не связан узами ада, но свободно и самовластно вселился в него: или лучше сказать, и других разрешил от уз. Притом Христос свободен и от мертвости и смерти, как Бог.

Почему и Божественный Кирилл сказал: Тогда как все добродетельные и злые отводятся кем либо в ад, как Лазарь—Ангелами, а безумный богач истязателями души его, Я полагаю ее сам по ceбе. Ибо один Иисус и умер и веден был на смерть, по словам Исаии, за грехи народа и, сделавшись мертвым, был один свободен, как не имевший гpеxa, который удерживал бы Его; почему и говорил: власть имею положить душу мою и власть имею опять принять ее. У других это приписывается Афанасию.

Яко язвеннии спящии во гробе, их же не помянули ecи ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша.

И здесь надобно подразумевать глагол: Я был; Я, говорит, был как раненые находящиеся во гробе. Симмах перевел: как раненые, лежащие во гробе, которых, говорит, Ты, Отец, не воспоминаешь более, так что они гниют и превращаются в прах, и которые лишились помощи Твоей за свои грехи. Итак Я, говорит, уподобился таковым по мнению человеческому; но Я не был таков на самом деле: ибо хотя Я пробит гвоздями и копьем, положен во гроб, но не забыт у Тебя, Отец Мой! Ибо Ты не дашь преподобному Твоему увидеть тление (Пс. 15,10), и Я не лишился руки, или помощи Твоей; потому что за незлобие Ты восприял Меня (Пс. 40,13).

Слова Афанасия: И по уязвлении и положении во гробе Ты помянул меня, ибо Я восстал, поправ смерть. И мое тело и по смерти было исполнено животворной силы; почему оно в одно и тоже время источило из ребра и кровь и воду, первую, как доказательство человека, а вторую в доказательство того, что выше человека; так как невозможно сему произойти от мертвых тел.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени Быша

Здесь нечто большее изображает Пророк, нежели какова есть обыкновенная смерть. Ибо, во-первых, нарицает себя человеком в мертвых свободным, то есть, таким, который свободился от всех попечений житейских и сделался как бы чужд мира, лишился всех приятностей жизни, и следовательно, умер. Потом сравнивая себя с язвенными, жалуется, что он в худшем находится состоянии, нежели те, которые, будучи избиены на брани, спокойно лежат во гробе, а он, утомленный бедствиями, помалу приближается ко гробу, что несноснее самой смерти. Следующее присовокупление, в котором нарицает себя забвенным от Бога, и отринутым от руки Его, еще, по-видимому, страшнее. Ибо известно, что и умершие не меньше, как и живые, находятся под хранением Божией десницы. Почему и нечестивый оный лжепророк Валаам, который имел намерение весь свет превратить во тьму, принужден был возопить: да умрет душа моя в душах праведных (Чис. 23:10). Судя по сему, встречается вопрос: прилично ли Пророк глаголет так, аки бы Бог человека умершаго больше не помнил? и достойна ли такая мысль толикаго Пророка? На сие ответствовать можно так, что Давид глаголет здесь или по общему понятию простаго народа, так как и Писание, говоря о промысле Божием, слог свой приноравливает к видимому состоянию мира, понеже к будущей жизни, которая еще сокровенна, постепенно доходим. Или, что мнится вероятнее, Пророк произнес слова сии больше от смущеннаго прискорбием духа, нежели взирал на то, что мыслят неискусные люди. Да и не чудно, что человек, подверженный общим немощам, при усилившейся скорби был так изумлен и потому произнес глас непристойный: сие самое видеть можно и в жалобах Иова. Ибо и самых благочестивых людей души, будучи объяты сильною печалию, не вдруг проникают в бездну сокровеннаго промысла Божия, которому однако всегда они покоряются, о котором присно размышляют и который напечатлен в сердцах своих носят. Следовательно, и Пророк, хотя совершенно удостоверен был, что и мертвыми и живыми обладает Бог, однако в первом стремлении печали мог, яко человек, не так порядочно говорить, как бы надлежало. Но свет веры, который на время угас, тотчас паки просиял, как увидим скоро. Сие нам наипаче заметить должно, дабы в случае сильных искушений не колебаться духом, кольми паче не предаваться отчаянию.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша

В мертвых свободь. Феодор.: не приял рабства смерти, как раненый на войне, был предаваем погребению. Иисус Христос, когда был мертв, пребыл свободным, потому что не имел греха, который бы сделал Его повинным смерти, но свободно предавал душу: область имам положити душу мою, и область имам паки прияти да (Ин. 10:18). Ст. 13. Егда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней. Мертвым, которые разрешились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и сделаться зрителями чудес Твоих. Афанас. и Феодор.: то есть чудес, в которых открывается правда Твоя.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

В ме́ртвых свобо́дь, я́ко я́звеннии спя́щии во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́, и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни бы́ша.

Св. Афанасий весьма прилично относит к Спасителю, Который «когда и был мертв, пребывал свободным»Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени Быша. Т.е. Евреи в Вавилонском плену кажутся отвергнутыми Тобою, лишенными Твоего попечения, Господи, как язвеннии спящие во гробах, – как израненные на войне, предаваемые погребению, о которых Ты здесь уже не промышляешь. «Ибо Симмах, – говорит бл. Феод., – выразил сие так: что язвенные, лежащие во гробе, о которых не вспоминаешь уже более, то же и те, которые сражены Твоею рукою», т.е. сражены бедствиями, подвергнуты плену, рабству. 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки твоея отриновени быша.

«Я сравнялся с нисходящими в могилу» - я, по-видимому, должен разделить судьбу с теми, кто близок к смерти, шеолу. Я беспомощен «между мертвыми брошенный» - безнадежно покинутый, приговоренный к смерти. Я Тобою оставлен «как убитые, лежащие во гробе», которых Ты оставил и не посещаешь Своей милостью. Пребывание и жизнь в шеоле есть по этому воззрению пребывание вне милости Бога, находящимся там Он не покровительствует и оставляет вне Своего попечения.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

в мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша

В мертвых свободь – свободный от жизни, от наслаждений и обязанностей жизни, свободен как мертвые и между ними; ср. Иов. 3:19. Язвении – умершие в ранах. Их же не помянул еси; – по представлению псалмопевца, очи Божии обращены только на живых, и ад (шеол) есть такое место, где не только ничего не знают о Боге, но и Бог забыл находящихся здесь (поэтому и называется землею забвения); ср. Ис. 38:11. И тии от руки Твоея отриновени быша – чрез умерщвление отданные во ад; отеческая рука Божия дотоле носила их, а потом они были брошены и повержены в такое состояние, где уже рука Божия не может пособить им.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В мертвых свободь: яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени Быша

Продолжая излагать свое бедственное положение, псалмопевец говорит: хотя и жив еще, но сознаю себя в положении мертвого, отчужденного от общечеловеческой жизни. Слова: в мертвых свободь – по переводу с еврейского читаются так: «между мертвыми брошенный», т.е. «я, как безнадежно больной, брошен среди мертвых, как будто лишенный связи с живыми людьми, свободный от обязанностей и наслаждений жизни, свободен как мертвые, и между ними, подобно смертельно раненым, положенным во гроб (яко язвеннии спящии во гробе), о которых Ты, Господи, уже не вспоминаешь более (ихже не помянул еси ктому), и они удалены от Твоей промыслительной десницы». По представлениям ветхозаветных верующих людей, слова: и тии от руки Твоея отриновени Быша – имеют такой смысл: чрез умерщвление они отданы были во ад, отеческая рука Божия дотоле носила их, а потом они были брошены и повержены в такое состояние, где уже рука Божия как бы не может пособить им.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible