Скрыть
Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Нищ есмь Аз, и в трудех от юности Моея. Нищ, потому что приял на Себя зрак раба, и в трудех от юности, потому что от пелен Своих подвергался злоумышлениям Ирода и подобных ему. Вознесжеся, смирихся и изнемогох. Вознесением называет восшествие Свое на крест, по сказанному Им: егда вознесете Сына Человеческого (Ин. 8,28). А под словом «смирихся» разумеет нисшествие Свое во ад.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох

Христос, «будучи богат, обнищал ради вас» (2Кор.8:9), и был «в трудах с юности», удаляясь в Египет, отсюда – чтобы скрыться – в Назарет Галлилейский, и подвергаясь многим другим козням. «Поднявшись, смирился и изнемог…». Разумей здесь воздвиже­ние или знамений, или креста; и там и здесь Христос смирился и изнемог, будучи хулим иудеями.

Беседы на псалмы. На псалом 87

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Нищ есмь аз и в трудех от юности моея». Юность для Израильтян – исшествие из Египта, а для всех людей – жизнь вне рая по преступлении заповеди: потому что те и другие все остальное время проводили бедствуя [ибо изшедшие из Египта Израильтяне все, кроме двоих, умерли в пустыне].

«Вознесжеся, смирихся и изнемогох». И Иудеи, после прославления, впали в рабство, и естество человеческое, созданное по образу Божию и сподобившееся жизни в раю, вожделев большаго, лишилось и дарованнаго.

Евфимий Зигабен (†1118)

Нищ есмь аз и в трудех от юности моея.

Григорий Богослов, в слове на Рождество Христово говорит: и богатый убожествует и нищенствует, убожествуя моею плотью, дабы мне обогатиться Его божеством. И сам Христос сказал о Себе книжнику слова, показывающие великое Его убожество: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; Сын же человеческий не имеет где приклонить главу (Матф. 8,20). А в трудах был Господь от юности своей, потому что еще от самых пелен терпел злоумышление и гонение от Ирода и иудеев. Трудами здесь называет бедствия.

Слова Феодорита: Юность Израиля есть исход из Египта, а всех людей есть жизнь вне рая по преступлении заповеди. И те и другие все в промежутке сем время проводили в бедствиях.

Вознесжеся (вознесшись) смирихся и изнемогох.

Когда, говорит, Я вознесся чрез произведенные Мною, по словам Феодора, знамения и чудеса, тогда Я, по мнению иудеев, смирился чрез бесчестие, ругательства и страдания. Или говорит, что, когда Я был вознесен на крест, тогда смирился чрез положение, по словам Афанасия, во гроб и схождение в ад. Сверх того Я, по мнению евреев, занемог; ибо им казалось, что Господь был в затруднении, как лишенный помощи, почему и говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Матф. 27,49).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 15-19 Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице твое от Мене? Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи твои, устрашения твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей

Хотя жалобы сии при первом воззрении являют, что скорбь Давидова осталась без всякаго утешения, но в самом существе оне содержат скрытныя молитвы. Ибо добрый Давид не любопрится надменно с Богом, но со слезами просит пособия бедствиям своим. Таковый род жалобы по справедливости можно почесть между теми воздыханиями неизглаголанными, о которых Павел упоминает в послании к Римлянам (Рим. 8:26). Ежели бы в самом деле мнил Пророк, что он презрен и отвержен, то не продолжал бы молиться: но он износит здесь на среду мудрование плоти, с которым сильно боролся, дабы самым делом доказать, что он не напрасно молился. Следовательно, хотя псалом сей не возсыланием благодарения заключается, но плачевною жалобою оканчивается, так как бы не было никакого места милости у Бога, однако не меньше прочих полезен для удержания нас в подвиге молитвы. Ибо и сам Пророк не преставал полагать воздыхания свои в недра Божии, хотя и не видел желаемаго успеха: да и в начале не нарекл бы Бога виновником спасения своего, ежели бы ничего не надеялся получить от Него. Оныя слова, в трудех от юности моея, означают те многотрудные и тяжкие опыты, которым еще с младых лет подвержен был Давид. Сия мысль в Еврейском тексте еще сильнее выражена так: испущаю дух от удручения Твоего. А сие означает то же, как бы у Пророка от удручения Божия ежеминутно душа из тела выходила. Откуду заключаем, что подвиги сии, а с ними купно соединенные страхи и трепеты, о которых вскоре упоминает, не кратковременны были, как сам изображает чрез слово весь день. А как нет ничего страшнее мысли сея, что Бог гневается на нас, то не без причины скорбь свою сравнивает с потопом, откуду и недоумение производит, глаголя: понесох страхи Твоя, и недоумеваю. Ибо нельзя статься, чтоб чувствование гнева Божия сильным безпокойством не колебало духа его. Но здесь встречается вопрос, каким образом можно согласить таковое колебание с верою? Ибо когда человек находится в недоумении и нерешимости, отчего и туда и сюда колеблется, то кажется, что вера в таком человеке совсем угасла. Но опыт научает нас, что вера, находяся в таковых колебаниях, как судно в волнах, часто возникает; а ежели когда и утопает, однако хранится сокрыта. Почему и Давид, коликия бури ни воставали на него, всегда защищался тем, что Бог пребывает верен, и никогда рабов Своих не оставляет. Прочия слова поелику ясны, или протолкованы инде, то здесь оставлены без толкования.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Нищ есмь аз, и в труде́х от ю́ности моея́; возне́с же ся, смири́хся, и изнемого́х.

По св. Афанасию – это говорит Спаситель наш Иисус Христос. «Нищ, потому что приял на Себя зрак раба, и в трудех от юности Моея; потому что от пелен Своих подвергался злоумышлениям Ирода и подобных ему. Вознесжеся, смирихся и изнемогох. Вознесением Своим называет восшествие Свое на крест, а под словом: смирихся – разумеет нисшествие Свое во ад» (Св. Афанасий). 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох.

«Я несчастен и истаеваю с юности» - я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом.

Этот псалом - четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон - смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох Молящийся с самой юности много страдал уже, и каждый раз, когда на некоторое время Бог возвышал, поставлял его в счастливые отношения, снова поражало его несчастие, которое в настоящее время так велико, что даже самые лучшие друзья оставили его. В трудех, т.е. в смертных бедствиях. Вознесшеся – после возвышения моего (Богом), или: после возвышения в гордости. Смирихся – принижен был.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–19 Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей

Продолжая речь о тех же бедствиях своих, псалмопевец называет себя нищим, как и в начале псалма 85 (ст. 1), и говорит: я нищ, и от самой юности моей нахожусь в трудных обстоятельствах (в трудех), от которых если иногда и избавлялся (вознесжеся, вместо «вознеся же»), но потом и опять подвергался им (смирихся), и изнемогал под тяжестию их (изнемогох). Тяготеет надо мною гнев Твой, и угрозы Твои (устрашения) смущали меня, они окружали меня (обыдоша), как вода, и все вместе (вкупе) ежедневно овладевали мною (одержаша). Следствием всех этих злостраданий (от страстей) моих было то, что от меня отдалились (удалил еси от Мене) все мои друзья, родные и знакомые.

Изображая в сем псалме тяжесть своих страданий, псалмопевец в то же время пророчески говорит и о страданиях Спасителя нашего за наши грехи. По толкованию св. Афанасия Александрийского, здесь устами псалмопевца говорит и Сам Господь наш Иисус Христос о своих страданиях за грехи рода человеческого [3, с. 288]. Действительно, пред началом Своих страданий Он молился Своему Небесному Отцу: «Прискорбна есть душа Моя даже до смерти» (Мф. 26:38). А эти слова имеют одинаковое значение с словами псалмопевца: яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися (ст. 4). Затем слова стихов 5–7 буквально исполнились на Иисусе Христе. Он действительно был только причислен к мертвецам (привменен бых с нисходящими в ров), но не был обыкновенным мертвецем, потому что воскрес. Он был как бы беспомощным (яко человек без помощи), т.е. казался таковым, потому что все ученики оставили Его и разбежались (Мф. 26:56), но не был таковым в действительности (ст. 53). Наконец, Он уподобился раненым, лежащим во гробе (яко язвеннии спящии во гробе), потому что действительно был пронзен гвоздями и копием и погребен в пещере, закрытой камнем, следовательно, в месте темном (положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней). Эти последние слова, ввиду того, что они прямо относятся к лицу умершего и погребенного Христа, входят в состав богослужения Святой Православной Церкви; именно они поются как прокимен пред чтением Апостола на вечерни, в великий пяток. Таким образом, на время Он был как бы покинут, забыт Богом и уподобился тем, которых псалмопевец называет лишенными помощи Божией (от руки Твоея отриновени). В таком именно положении сознавал Себя Сам Иисус Христос, когда взывал к Богу Отцу Своему: «Боже мой, Боже мой, Вскую мя еси оставил» (Мф. 27:46). Равным образом слова стиха 9 буквально исполнились на Иисусе Христе. Когда Иуда, с толпою народа, вооруженного «дреколием», пришел в Гефсиманию, с целью взять Иисуса Христа, тогда все ученики оставили Его и «разбежались» (Мф. 26:56), также и во время распятия все знакомые Его «стояли вдали от Него» (Лк. 23:49). Иисус Христос в Своей жизни постоянно был предметом ненависти своих врагов, они гнушались Им, называли Его обманщиком (Мф. 27:63; Ин.7:12), действующим силою диавола (Мф. 12:24; Мк.3:22), и разные другие хулы изрыгали на Него. Будучи же предан Иудою в руки врагов (предан бых), Он не делал ни малейшей попытки избежать предстоящих страданий (и не исхождах), но добровольно вкусил смерть за грехи наши.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible