Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-3 Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману израилтянину. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к молению моему
Ты уже знаешь, что сыны Кореовы были псалмопевцами. Заметь и то, что настоящее песнопение есть песнь псалма, так как соединено с пророчеством о Христе. Что касается надписания: «в конец», то другие переводчики перевели: победная песнь хором, откуда видно, что это песнопение пел не один псалмопевец, а целый хор, причем начинал один псалмопевец – Еман Израильтянин, а ему соразмерно и согласно отвечал хор. Поэтому в надписании и говорится: «Для ответа. В научение. Емана Израильтянина. Господи, Боже спасения моего! Днем… и ночью взывал я пред Тобою. Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему». Так и каждый из нас должен день и ночь молиться пред Богом, т.е. как Ему благоугодно, если желаем, чтобы молитва дошла до Него и наши прошения имели успех, дабы и нам услышать: «услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом» (Деян. 10:31). Так как весь псалом написан о Христе, то пророк (от лица Христа) справедливо назвал Бога Господом и Богом своего спасения, говоря о спасении вообще, потому что Христос считает виновником нашего спасения, которое Он усвояет Себе, как его начаток, Отца, так как по Его благоволению Сын пришел в мир и мы получили спасение. К Нему Он многократно взывал днем на горе, а ночью в Гефсимании, когда Иуда хотел предать Его, т.е. с твердою надеждою просил Отца, чтобы Он услышал Его молитву. Какую именно? «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42). «Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему», т.е. отнесись со вниманием к моей молитве и исполни то, о чем я прошу тебя, потому что не за себя молю, а за тех, чей образ и вид принял я.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 2-4 «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою»: «Да внидет пред Тя молитва моя». Знаю, что Ты, Владыка, – Господь моего спасения; потому день и ночь умоляю принять мое прошение. «Приклони ухо Твое к молению моему». «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися». Воззри, умоляю Тебя, на множество окружающих меня зол; ибо я при самой смерти, и имею нужду в Твоей помощи.
Евфимий Зигабен (†1118)
Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.
Под молитвою и молением здесь должно разуметь или то прошение, которое произнес Христос к Отцу об учениках своих, и о котором упоминает евангелист Иоанн в 17й главе, или то, которое Он принес о миновании Его чаши смерти и о котором упоминают Матвей, Марк и Лука… Христос, как человек, сказывал сии смиренные слова так, как оные сказывает и в 21м псалме. А о приклонении божественного уха мы сказали в начале 85го псалма при сих словах: приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, то есть, что, как врачи, желая слышать больного, не могущего говорить громко, приклоняют ухо вместе с своею головою к устам его; так, говорит, и Ты, живущий на высоте, приклонись ко мне смиренному и услышь меня.
Другой говорит: Итак и находившиеся в крайнем бедствии по причини плена в Вавилоне и как бы лежавшие долу, молят живущего на высотах приклонить к ним божественный слух и услышать моление. Дидим: Великое дерзновение выражается словами: да придет пред Тебя молитва моя, как бы он желал истинных благ, которые и ему полезны и Богом подаются охотно, Который снисходительно приклоняет ухо к просящему.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 2-3 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к молению моему
Пророк, нарицая Бога виновником спасения своего, умягчает жестокость скорби своея, заключает дверь отчаянию и располагает себя к терпению, а тем самым подает и нам пример, дабы не изнемогали под бременем зол. Воплем и непрестанным взыванием показывает, колико тщателен был к молитве. И хотя, может быть, не из всей гортани глас испускал, но глагол взывания не всуе употребил для означения усилия. В том же разуме сказаны и оныя слова: во дни и в нощи, не напрасно положено и оное местоимение, пред Тобою. Ибо хотя все вообще, будучи в прискорбных обстоятельствах, жалуются и стенают, но стенания свои не пред Богом изливают. Многие ищут сокровенных убежищ, где тайно ропщут на Бога и обвиняют Его в строгости, а иные вопли свои безразсудно на воздух испускают. Отсюду научаемся, что иметь Бога непрестанно пред очами и к Нему направлять молитвы есть редкая добродетель.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 2–3 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему
Как видно из содержания всего псалма, составитель его был удручен великою скорбию, находился в тяжких страданиях и потому обращается с молитвою к Богу, как единственному Защитнику и Помощнику во время скорби и печали, причем выражает, что среди одержащих душу его зол он непрестанно – и день и ночь – молился Богу: Господи Боже, Спаситель мой (Боже спасения моего), к Тебе взывал я днем, и ночью я пред Тобою (на молитве). Пусть дойдет до Тебя молитва моя, обрати милостивое внимание Твое (приклони ухо Твое) на мое моление. Свою молитву псалмопевец считает слабым, едва слышным шепотом больного, и потому умоляет, чтобы Господь Бог, как истинный Врач душ и телес, приклонился к нему, дабы расслышать его, как делают обыкновенные врачи со слабым больным; просит, чтобы Господь Бог обратил на него Свое милостивое внимание.