Скрыть
Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

На Мне преидоша гневи Твои. На Меня, говорит, подвиг Ты весь гнев, и самыми страшными наказаниями возмутил Меня, и погрузил Меня в них, как в водах.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 На мне преидоша гневи твои, устрашения твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе

Разумеется гнев на человечество, т.е. те наказания и угрозы, которые принял Христос, предав Себя на страдания. «Устрашения Твои потрясли меня: окружили меня, как вода, во весь день, объяли меня все вместе». Разумеются устрашения, высказанные против первозданного человека. Подлинно, они были велики, так как были запечатлены и ограждены пригово­ром Божиим. Этими устрашениями Христос был смущен до такой степени, что говорил: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф.26:38). Он удручаем был, и окружаем помыслами как бы водою, почему и говорил Отцу: «душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин.12:27). «Во весь день, объяли меня все вместе». Здесь Христос упоми­нает о дне страданий, когда Его окружали вместе и архиереи, и ста­рейшины, и фарисеи, и книжники, и народ иудейский. Об этом свиде­тельствует Матфей, повествуя, как Пилат, когда собрались все, спрашивал: «кого хотите, чтобы я отпустил вам?» (Мф.27:17).

Беседы на псалмы. На псалом 87

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 17-18 «На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя»: «Обыдоша мя яко вода», то есть весь гнев подвиг Ты против меня; страшными казнями приводил Ты меня в смятение, и, как в водах, оставлял меня погруженным в них.

«Весь день одержаша мя вкупе». Каждый день потопляют оне меня.

Евфимий Зигабен (†1118)

На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя.

Гневами и устрашениями Божиими Христос называет те, которые были против грешников; гневами, потому что они прошли и проникли самое сердце Его, а устрашениями, потому что смутили его. Ориген под гневами и устрашениями Божиими разумеет демонов, гневами, поелику гневаются на людей, Божиими, поелику они вселяют в душу страх. Итак Господь говорит, что во время страдания Его таковые устрашения проникнули Его и смутили как человека.

Eвceвий говорит: Поелику вочеловечившийся Господь представляет в Себе лице весьма грешного всего человечества, ибо Он восприял на свое тело грехи всех людей: то посему по Нем пошли все гневы за различные грехи, впрочем не так, чтоб они имели какую нибудь силу над Ним, но только возмущали Его, ибо Он не познал греха.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 15-19 Вскую, Господи, отрееши душу мою? отвращаеши лице твое от Мене? Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи твои, устрашения твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей

Хотя жалобы сии при первом воззрении являют, что скорбь Давидова осталась без всякаго утешения, но в самом существе оне содержат скрытныя молитвы. Ибо добрый Давид не любопрится надменно с Богом, но со слезами просит пособия бедствиям своим. Таковый род жалобы по справедливости можно почесть между теми воздыханиями неизглаголанными, о которых Павел упоминает в послании к Римлянам (Рим. 8:26). Ежели бы в самом деле мнил Пророк, что он презрен и отвержен, то не продолжал бы молиться: но он износит здесь на среду мудрование плоти, с которым сильно боролся, дабы самым делом доказать, что он не напрасно молился. Следовательно, хотя псалом сей не возсыланием благодарения заключается, но плачевною жалобою оканчивается, так как бы не было никакого места милости у Бога, однако не меньше прочих полезен для удержания нас в подвиге молитвы. Ибо и сам Пророк не преставал полагать воздыхания свои в недра Божии, хотя и не видел желаемаго успеха: да и в начале не нарекл бы Бога виновником спасения своего, ежели бы ничего не надеялся получить от Него. Оныя слова, в трудех от юности моея, означают те многотрудные и тяжкие опыты, которым еще с младых лет подвержен был Давид. Сия мысль в Еврейском тексте еще сильнее выражена так: испущаю дух от удручения Твоего. А сие означает то же, как бы у Пророка от удручения Божия ежеминутно душа из тела выходила. Откуду заключаем, что подвиги сии, а с ними купно соединенные страхи и трепеты, о которых вскоре упоминает, не кратковременны были, как сам изображает чрез слово весь день. А как нет ничего страшнее мысли сея, что Бог гневается на нас, то не без причины скорбь свою сравнивает с потопом, откуду и недоумение производит, глаголя: понесох страхи Твоя, и недоумеваю. Ибо нельзя статься, чтоб чувствование гнева Божия сильным безпокойством не колебало духа его. Но здесь встречается вопрос, каким образом можно согласить таковое колебание с верою? Ибо когда человек находится в недоумении и нерешимости, отчего и туда и сюда колеблется, то кажется, что вера в таком человеке совсем угасла. Но опыт научает нас, что вера, находяся в таковых колебаниях, как судно в волнах, часто возникает; а ежели когда и утопает, однако хранится сокрыта. Почему и Давид, коликия бури ни воставали на него, всегда защищался тем, что Бог пребывает верен, и никогда рабов Своих не оставляет. Прочия слова поелику ясны, или протолкованы инде, то здесь оставлены без толкования.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–19 Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея: вознесжеся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя: обыдоша мя яко вода весь день, одержаша мя вкупе. Удалил еси от Мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей

Продолжая речь о тех же бедствиях своих, псалмопевец называет себя нищим, как и в начале псалма 85 (ст. 1), и говорит: я нищ, и от самой юности моей нахожусь в трудных обстоятельствах (в трудех), от которых если иногда и избавлялся (вознесжеся, вместо «вознеся же»), но потом и опять подвергался им (смирихся), и изнемогал под тяжестию их (изнемогох). Тяготеет надо мною гнев Твой, и угрозы Твои (устрашения) смущали меня, они окружали меня (обыдоша), как вода, и все вместе (вкупе) ежедневно овладевали мною (одержаша). Следствием всех этих злостраданий (от страстей) моих было то, что от меня отдалились (удалил еси от Мене) все мои друзья, родные и знакомые.

Изображая в сем псалме тяжесть своих страданий, псалмопевец в то же время пророчески говорит и о страданиях Спасителя нашего за наши грехи. По толкованию св. Афанасия Александрийского, здесь устами псалмопевца говорит и Сам Господь наш Иисус Христос о своих страданиях за грехи рода человеческого [3, с. 288]. Действительно, пред началом Своих страданий Он молился Своему Небесному Отцу: «Прискорбна есть душа Моя даже до смерти» (Мф. 26:38). А эти слова имеют одинаковое значение с словами псалмопевца: яко исполнися зол душа моя и живот мой аду приближися (ст. 4). Затем слова стихов 5–7 буквально исполнились на Иисусе Христе. Он действительно был только причислен к мертвецам (привменен бых с нисходящими в ров), но не был обыкновенным мертвецем, потому что воскрес. Он был как бы беспомощным (яко человек без помощи), т.е. казался таковым, потому что все ученики оставили Его и разбежались (Мф. 26:56), но не был таковым в действительности (ст. 53). Наконец, Он уподобился раненым, лежащим во гробе (яко язвеннии спящии во гробе), потому что действительно был пронзен гвоздями и копием и погребен в пещере, закрытой камнем, следовательно, в месте темном (положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней). Эти последние слова, ввиду того, что они прямо относятся к лицу умершего и погребенного Христа, входят в состав богослужения Святой Православной Церкви; именно они поются как прокимен пред чтением Апостола на вечерни, в великий пяток. Таким образом, на время Он был как бы покинут, забыт Богом и уподобился тем, которых псалмопевец называет лишенными помощи Божией (от руки Твоея отриновени). В таком именно положении сознавал Себя Сам Иисус Христос, когда взывал к Богу Отцу Своему: «Боже мой, Боже мой, Вскую мя еси оставил» (Мф. 27:46). Равным образом слова стиха 9 буквально исполнились на Иисусе Христе. Когда Иуда, с толпою народа, вооруженного «дреколием», пришел в Гефсиманию, с целью взять Иисуса Христа, тогда все ученики оставили Его и «разбежались» (Мф. 26:56), также и во время распятия все знакомые Его «стояли вдали от Него» (Лк. 23:49). Иисус Христос в Своей жизни постоянно был предметом ненависти своих врагов, они гнушались Им, называли Его обманщиком (Мф. 27:63; Ин.7:12), действующим силою диавола (Мф. 12:24; Мк.3:22), и разные другие хулы изрыгали на Него. Будучи же предан Иудою в руки врагов (предан бых), Он не делал ни малейшей попытки избежать предстоящих страданий (и не исхождах), но добровольно вкусил смерть за грехи наши.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible