Скрыть
на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Еродиво жилище предводительствует ими. Пророк говорит, что гнездо еродия [цапли] предводительствует самыми птицами, потому что еродии, выбрав самые высокие дерева, гнездятся всего чаще на елях, как на деревьях, которые выше всех других.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими

Акила читает так: там птицы будут гнез­дится. После плодовитых вспоминает и о бесплодных, как необ­ходимых для человека. Под Ливаном, знаменитой горой, и его кед­рами разумел псалмопевец и остальные горы и деревья земли. Эти деревья служат людям для постройки домов, а птицы устраивают на них свои жилища. Акила передал так: там птицы будут гнез­диться, для аистов сосны – жилище их. Некто из отцов сказал: аисту всякое место пригодно для жилья и он всюду является как бы в приготовленный для него дом. Это именно значат слова – «управляет ими». Птицами называет людей, преследуемых диаволом и его слугами за благочестие, но могущих избежать его сетей; о них Давид говорил: «душа наша избавилась, как птица из сети птицеловов» (Пс.123:7). Что же касается «аиста», то ты не ошибешься, если при­ложишь это название к Петру, так как он постоянно следовал за Христом, как аист, говорят, не отстает от своих хозяев. Итак, он предводительствует птицами, т.е. показывает им, как нужно избегать сетей ловцов, как и сам он, уловленный в сеть своим отречением, избежал ее своим покаянием.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими». Акила перевел так: «там птицы совьют себе гнезда, и ели еродию – дом». А Симмах переводит: «где воробьи совьют себе гнезда, и финик коршуну – жилище». Ибо одни и теже дерева для инаго употребления служат людям, а для инаго – птицам; годны людям для построения из них домов, и на себе самих помещают жилища птиц.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Что означают [слова]: [малые] птицы 
совьют там гнезда?

[Малыми] птицами [псалмопевец] называет либо души, 
либо различные добродетели.

Что означают [слова]: Предводительствует 
над ними жилище эродия?

Говорят, что эродий — это птица, и живет она столь
 целомудренно, что, когда ей предстоит совершить со
вокупление, она скорбит сорок дней, а потом, после совокупления, еще сорок. Гнезда же она вьет на деревьях, где над ней открытое небо и ничто не отбрасыва
ет тени. По причине этих его качеств эродий означает 
целомудрие, ибо оно предводительствует над всеми добродетелями и отстраняется от всего чувственного, [так 
что] на него не падает тень ни от чего преходящего — 
ведь число сорок содержит завершение каждой из четырех стихий.

Вопросы и затруднения

Евфимий Зигабен (†1118)

Тамо птицы вогнездятся (совьют гнезда), еродиево (аиста) жилище предводительствует ими (предупреждает их).

На деревьях, говорит, и кедрах малые птицы устроят гнезда свои, где под именем малых птиц разумей, возлюбленный, и прочие птицы; так как деревья не только полезны для людей тем, что подают им вещество для строения домов и кораблей, но нужны и для птиц, чтобы прилетая к ним садились на них, пели и приготовляли на них свои гнезда. А так называемый еродий прежде всех прочих птиц устрояет на них гнездо свое.

И великий Афанасий говорит, что еродий устраивает гнездо свое на высочайших елях. Златоуст: И это дело премудрости Божией, что не все деревья способны для всех в жилище, но как пища, действия и образ жизни различны у птиц; так и жилища их. К сему присовокупляет и божественный Максим, что еродий (как говорят естествоиспытатели) имеет такое целомудрие, что до сожития с другим полом своего рода плачет и рыдает сорок дней, и равно и по совокуплении рыдает 40 дней других. Притом он полагает гнездо свое на высоком месте, чтобы не было затеняемо кем либо - живое изображение целомудрия, которое выше и превосходнее многих добродетелей. Исихий: Под птичками разумеет души, гонимые за благочестие диаволом и содействующими ему, и не возмогшие избегнуть сетей его; о таких и Давид сказал: душа моя, как птичка, избавилась от сети ловящих. Еродием же называет Петра, как последовавшего Христу непрестанно; и как еродий предупреждает птиц; так и Петр - прочих учеников и Апостолов. И как еродий показывает птицам, как должно отлетать от сетей ловцов: так и Петр, запутавшись в сеть отречения и избегнув сей сети, своим покаянием учит приносить покаяние и других.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

17. на них гнездятся птицы: ели – жилище аисту,

Еродиево жилище предводительствует ими. Симмах перевел: «и финик коршуну – жилище». «Так перевели, – говорит бл. Иероним Суннии, – и мы это место, потому что коршун действительно вьет гнезда обыкновенно на деревьях высоких и неприступных». Но и Еродиево жилище предводительствует, т.е. возвышается над гнездами других птиц, потому что аист (еродий) вьет гнезда себе на кровлях домов и вообще на самых высоких зданиях, а иногда спит и отдыхает на елях ( См. Опыт Библ. естеств. истории – Сибирцева, стр. 290.). «Пророк говорит, что гнездо еродия предводительствует самыми птицами, потому что еродий, выбрав самые высокие деревья, гнездится всего чаще на елях, как на деревах, которые выше всех других» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-18 Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил: тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.

Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом - всюду жизнь и движение.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–18 Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил: тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем

Под древами польскими пророк разумеет вообще всякие деревья, растущие на полях. Многочисленные собрания таких деревьев известны под именем леса, лесных рощей, парков и т.д. В ряду этих лесных, или полевых, деревьев пророк различает кедры Ливанские. Это особой породы крепкие, высокие и многоветвистые деревья, растущие в горах Ливанских, в северных пределах Палестины, на границе между Иудеей и Сирией. Слова: насытятся древа польская – по переводу с еврейского читаются так: «насыщаются древа Божии, или древа Господа, кедры Ливанские». Все деревья на земле, как и все вообще творения Божии, получили начало от Бога, вследствие Его творческого повеления, а потому слова: ихже еси насадил – относятся не к словам кедри Ливанстии, а вообще – ко всем деревьям Божиим. Следующий далее стих 17 как будто сходствует со стихом 12, где говорится, что на источниках водных и реках привитают, т.е. живут, птицы небесные, но тут, конечно, разумеются птицы так называемые водяные, каковы: гуси, утки и им подобные, которые любят воды и живут около речных берегов. А в 17-м стихе говорится о птицах, которые устраивают гнезда на высоких деревьях (тамо птицы вогнездятся), причем выше всех, на елях, или елевых деревьях, строит свое гнездо аист, по-славянски: «еродий». Это и выражено у пророка словами: еродиево жилище предводителствует ими, а в переводе с еврейского это место читаем: «на них (деревьях) гнездятся птицы; жилище аиста на елях». В следующем, 18-м, стихе указаны места, назначенные творческою волею для поселения «оленей и зайцев». По переводу с еврейского он, служа продолжением предыдущего стиха, читается так: «Высокия горы (предназначены) сернам, т.е. оленям, каменные утесы убежище зайцам».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible