Скрыть
Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком. Службою человеком называет животных кротких, каковы — вол, осел и тому подобные. Извести хлеб от земли. Для того, говорит, позаботился Ты о скотах, чтобы, когда ими возделана будет земля, нашли мы себе необходимое для жизни. Ибо во всем этом благодетельствует Бог ради нас.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли

Возращается трава и питает скотов, и они служат людям. От дождей питаются и плоды, зреют и употребляются людьми. Это говорил псалмопевец и в другом псалме: «людей и скотов спасешь Ты, Господи» (Пс.35:7). Конечно, и скоты пользуются попечением Божиим, благодаря своей пользе для человека. Земля, насыщаемая дождями, всем живущим на ней доставляет потребную пищу, но ее избранные произведения – хлеб, вино и елей – назначаются в пищу человеку, благородному и излюбленному Богом. Хлеб укрепляет силу сердца, вино радует душу, а масло восстановляет гибкость тела, изнуренного трудом. Но и животных Бог не оставил своей заботливостью. Травоядным ско­там Он дал траву, причем пригодным по Своему нраву и силе для служения человеку назначил злаки, возделываемые человеком, предоставив остальным траву, прозябающую самородно. Впрочем, и те, и другие могут употреблять и злаки, и траву. Ни о зверях, ни о пресмыкающихся при этом не упомянуто, так как они пользуются пищей другого рода: одни едят землю, а другие живут плотоядно.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли»; потому что родится трава, и питает скотов, сотворенных для потребности людей. Дождями питаются плоды, приходят в зрелость, и предлагаются в дар людям. Сие сказал Пророк и в другом псалме: «человеки и скоты спасеши Господи» (Пс.35:7). Впрочем на потребность людям и скоты пользуются таким о них промышлением.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли

Какая премудрость во всем этом! Земля, на которой мы живем и в которой погребаемся, все доставляет нам: и пищу, и питие, и одежду. И кроме того, траву для скота. Как это целесообразно! Да вот и полевые деревья, получая соки из земли посредством корней, насыщаются и растут, и кедры ливанские, насажденные Богом, составляющие красу и великолепие растений, питаются от той же земли.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Прозябаяй траву скотом и злак (зелень) на службу человеком.

Здесь Давид говорит о той потребности, для которой бывают дожди. Итак, некоторые травою называют траву растущую на невозделанных местах и лугах, а злаком ту, которая растет на возделанных местах; и трава, по их мнению, дана на пищу свободным и диким питающимся оною животным, а злак на пищу животным рабочим и служащим человеку, т. е. рогатому скоту, коням, ослам, козам и другим подобным им. Ибо все сии названы от Давида службою человека; так как они служат, по словам Златоуста и Феодорита, людям и различным нуждам их. Другие опять изъясняют сие и иначе; и травою называют ту траву, которая не приносит никакого полезного плода для пищи людей, а злаком приносящую полезный для пищи людей плод; и трава по мнению их растет для пищи скота; а злак для людей, и службы людей, поскольку земля служит людям и создана для них.

Слова Григория Нисского: Здесь прилично сказать порабощающему единоплеменных: одна служба для людей есть бессловесное животное; но для тебя и их недовольно, почему ты, разделив природу (человеческую) на рабов и господ, заставил ее самой себе быть рабою и госпожою—того, который создан по образу Божию и начальствует над всею землею. Кто может продавать и покупать его? Одному Богу это возможно, или лучше сказать, ни самому Богу; ибо дары Его непреложны. А если и Бог не порабощает свободного, то кто может поставлять свою власть выше Бога? Григория Богослова: Довольно для свободных рабства, довольно и того различия, что созданные из одной персти, кто властвует, а кто состоит под властью. Не будем отягчать сего ига и наказания за первый наш грех.

(Чтобы) извести хлеб от земли.

Земля, говорит, будет насыщаться дождем, для чего? дабы произращать пшеницу и посредством пшеницы доставлять хлеб, как приготовляемый из пшеницы.

Златоуста: Почему Давид, сказав: Произращающий траву для скота, прибавил: чтобы произвести хлеб из земли? Потому, что одно и то же семя бывает общею пищею и человекам и скотам. Заметь же, что пшеница, бывшая доселе пищею человеческою, когда, быв посеяна, произрастет, доставляет плод и для скота. Ибо как животные получили самое бытие свое для нас, так и пища их получает свое начало от нашей пищи. Великого Василия: Сперва прозябение и зелень, потом трава в своем росте, а наконец совершенство ее—семя. Исихия: Под землею разумеет Тело Господне: ибо из нее Он произвел таинственный Хлеб.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-18 Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил: тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.

Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом - всюду жизнь и движение.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли

Злак – растения, возделываемые человеком хлебные растения, виноград, оливки и проч. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит

В изданиях Псалтири – синодальном и Тремеллия – слова: от превыспренних Своих – переводятся словами: «е coenaculis suis, с высот своих». А слово прозябаяй в тех же изданиях переводится словами: «producens, произрастающий». Злак значит «трава, зелень» (по Объяснительному словарю П. Гильтебрандта). Таким образом, перевод с еврейского означенных стихов будет следующий: «Ты, Господи, напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека». Здесь пророк говорит, что кроме источников и рек, из которых земля получает нужное орошение для полей, садов и других мест, находящихся на равнинах (в дебрех), Господь посылает воду с высот Своих (от превыспренних), чрез облака, из которых ниспускаются дожди на разные места земли, и на самые высокие горы. Таким дождевым орошением земля насыщается, исполняется изобилием травы, злаков и всякого рода плодов земных, которые употребляются в пищу и служат не только на пользу человека и животных, но и для других потребностей и удовольствий человека, каковы: вино, веселящее сердце, хлеб, укрепляющий здоровье и силы, и елей для умащения лица и других частей тела.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible