Скрыть
устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Покрываяй водами превыспренняя Своя. Показывает, что не напрасно носятся в воздухе собрания вод, потому что Бог сам Промыслом Своим устраивает это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков.

Полагаяй облаки на восхождение Свое. Как бы еще яснее показывает, что Бог промышление Свое простирает на самые облака; ибо слово «восхождение» употребил вместо слова «промысл». Ходяй на крилу ветреню. Дает видеть, что и стремление ветров не случайно, но сам Бог, восходя на крыла их, Делается как бы их браздодержцем.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню

Этому учит и блаженный Моисей, он говорит, что Бог сказал: «да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Быт.1:6–7). «облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра». Это указывает на Его промышление, все обнимающее. Оно простирается и на ветры, и на облака. Бог сам управляет ими, сам указывает им сроки исполнения их назначе­ния. Вместе с тем это научает нас, что божественной природе свойственно везде присутствовать и всюду являться. Так как из всех чувственных явлений ветру свойственна наибольшая быстрота (в мгновение ока он проносится от пределов запада к востоку и от востока к западу), то пророк, не найдя среди чувственных явлений другого более точного образа, сказал, что Бог носится на крыльях ветра, обозначая этим, что Он везде присутствует. С другой стороны (относительно облаков) мы находим, что и сынам Израилевым Бог всяческих явился в облаке, и в скинии Свое особенное присутствие обнаружил облаком; далее, при освящении Со­ломонова храма, облако осенило храм; и Владыка Христос трем ученикам на горе предстал окруженный светлым облаком, и при вознесении Его светлое облако скрыло Его от глаз их.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Покрываяй водами превыспренняя Своя». Сему учил и блаженный Моисей. Ибо сказал: «рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи между водою, яже над твердию, и водою, яже под твердию» (Быт.1:6–7).

«Полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню». Сим Пророк изобразил повсюду распростирающийся промысл. Ибо говорит, что Бог властвует над ветрами и облаками, Сам распоряжается и правит ими, и благовременно дает доставляемую ими пользу. А вместе с сим научает Пророк, что Божие естество повсюду присуще и над всеми парит. Поелику ветры по природе своей быстродвижнее всех чувственных вещей (в одно мгновение ока пробегают от запада к востоку и от востока к западу); то Пророк, не находя в чувственных вещах другаго более точнаго изображения быстроты, сказал, что Бог носится «на крилу ветреню», давая тем разуметь, что Он присущ повсюду. Находим же, что и сынам Израилевым Бог всяческих являлся в облаке, и в скинии присутствие Свое обнаруживал облаком; и когда Соломон обновлял дом, облако покрыло дом; и Владыка Христос на горе трем Апостолам показал окрест Себя светлое облако; и Его возносящагося светлый «облак подъят от очию их» (Деян.1:9).

Евфимий Зигабен (†1118)

Покрываяй водами превыспренняя (горницы) своя.

Ты, говорит, высокие части неба покрыл водами, т. е. второе небо, которое писание называет твердью: отделил говорит, Бог воду, которая была под твердью, от воды, которая над твердью (Быт. 1,7), по изъяснении Златоуста. И действительно преудивительная вещь в том, что вода, которая имеет свойство текучести и стремления вниз, держится, не проливаясь на своде тверди, которая также, как нам представляется с первого взгляда, имеет вид свода.

Слова Златоуста: Повелением Божиим утверждена вода на тверди, и не протекает вниз и не сходит с своего места, хотя вода и не такого свойства; но вот сию странность она имеет на небе, так что и вода не погашает солнца, ни солнце, совершая столько времени под нею свое течение, не иссушает находящейся над ним воды; почему смело могу сказать, что это не дело природы, но превосходящего природу Промысла. Григория Богослова: Некоторые (каков Дидим) предполагают и воды божественные, которыми покрываются горние места и чрез которые прославляется Бог, т. е. добрые Силы, способные, по чистоте владычественного ума, воздавать Творцу должную хвалу. Исихия: Высокие таинства показал в водах крещения.

Полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню.

Ты, говорит, Господи, ходишь на облаках и употребляешь их вместо колесниц, как Ты явился на горе Синайской; и ходишь на крыльях ветров; каковыми словами Давид выражает вездесущие Божие: ибо ветер есть вещь быстродвижная и весьма скоро протекающая от одного конца миpa до другого и удобно проникающая все.

Слова Феодорита: Сими словами указал на все—проницающий Промысл и на начальствование Его над ветрами и облаками и распоряжение и управление ими и произведение в свое время проистекающей из них пользы. О облаках и ветрах ничего не сказал Моисей, но означил их тем, что содержит их. А Давид, говоря подробнее, ведет к большему славословию. Слова Златоуста: Облако есть образ неба; потому-то и Христос возносится на облаках, изображающих Божию силу; ибо нигде никакая другая сила не является на облаках. Исихия: Это сделано Единородным во время вознесения Его на небо, когда облако подняло Его. Прибавим еще из Златоуста: ветер тоньше и легче облака; но он не довольствовался наименованием ветров, но изобразил еще нечто быстрейшее и скорейшее в наименовании крыльев, желая обыкновенными и всевозможными выражениями изобразить легкость, точность, быстроту и вездесущие Божие. Или ветер есть быстрое движение воздуха.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

3. устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

Покрываяй водами превыспренняя Своя. (Превыспренняя τα υπερωα – ος – находящийся в верху, верхняя часть дома – ωα – небо. Певец представляет вселенную, как дом, верх которого покрыт водами и облаками.) Т.е. Ты покрываешь воздушное пространство облаками. «Пророк показывает, – говорит св. Афан., – что не напрасно носятся в воздухе собрания вод; потому что Бог Сам промыслом Своим устроил это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков». Бл. Феодорит разумеет те воды над твердию превыше небес, о которых говорит Моисей (Быт.1:6-7. Сн. Пс.148:11). Полагаяй облаки на восхождение Свое. (На восхождение την επιβασιν – σις – наступание, шествие, путь. Vulg: аscensum. Бл. Иероним и др. сurrum – колесницу.). Т.е. «облака принимающий в Свое промышление; ибо слово: восхождение, – говорит св. Афан., – употребил вместо слова: промысл. Пророк как бы яснее показывает, говорит сей отец, что Бог промышление Свое простирает на самые облака», «что Бог властвует над ветрами и облаками, Сам распоряжается и правит ими» (Бл. Феод.). Ходяй на крилу ветреню.  «Поскольку ветры, – говорит бл. Феод., – по природе своей быстродвижнее всех чувственных вещей: то пророк, не находя в чувственных вещах другого более точного изображения быстроты, сказал, что Бог носится на крилу ветреню, давая тем разуметь, что Он присущь повсюду».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.

Ст. 1-4 Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси: одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу: покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню: творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный

Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира

Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величии и славе», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет - является как бы Его одеянием, небо - шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами («горние чертоги» - верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.

Толковая Библия

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу

См. Толкование на Пс. 103:2

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible