Скрыть
Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Давшу тебе им, соберут: отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости

Когда Ты даешь обильно, каждое из них берет свою долю. «Когда Ты откроешь руку, все насытятся благом«. Это показывает легкость, с какою Творец дарует блага Как легко выпрямить загнутые внутрь пальцы, так Богу легко даровать всякие блага.. Раскрытие рук Его нужно относить также к распростертию их на кресте, вследствие чего все исполнилось благости, то есть человеколюбия, так как всякий грех был искуплен крестом.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Давшу Тебе им, соберут». Поелику Ты доставляешь сие обилие, то каждая из тварей пользуется тем, что для нея полезно.

«Отвершу Тебе руку, всяческая исполнятся благости». Сим выразил Пророк удобство подаяния благ. Как не трудно разжать пригнутые пальцы, так и Богу удобно даровать обилие всяких благ.

Евфимий Зигабен (†1118)

Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости.

Когда, говорит, Ты, Господи, дашь животным необходимую пищу; тогда они соберут ее и утолят голод свой. И когда отверзешь руку свою, т. е. подающую и всещедрую силу Твою, тогда все твари, словесные и бессловесные, насытятся Твоим промыслом, и благостью.

Слова Златоуста вместе с Феодоритовыми: Писанию свойственно принимать руку за действие удаления. Так и здесь рукою назвал силу, удаляющую благо; и глаголом: отверзать, выразил легкость подаяния благ: как легко протянуть наклоненные к ладони пальцы (т. е. отворить руку); так не трудно Ему и дать изобилие всех благ. (Сказывают, что подобное чудо было от руки честного Предтечи, когда она разверзалась и распростиралась, то сие было знакомь, что в том году имело быть благополучие; а когда она смыкалась, то сие означало, что в том году имело быть неблагополучие). Исихия: Все блага содержатся в Твоей руке, Боже; так что когда Ты отверзешь ее, все исполняется и насыщается благостью. Отверстием рук Его должно также почитать и распростертие их на кресте, чрез каковое все исполнилось благости, т. е. человеколюбия; поскольку всякий грех прощен чрез крест.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

28.  Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом;

Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благостиСоберут, т.е. приемлют ту пищу, те блага, которые им нужны и которые подает Сам Господь Бог. «Сим пророк выразил удобство подаяния благ», говорит бл. Феод.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-30 Вся к тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу тебе им, соберут: отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отимеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся: послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли.

Днем и ночью воды и земли полны жизни и движении и все существующее живет и питается Твоими дарами и поддерживается Твоей милостивой силой

Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокроет лице», не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «посылает свой дух», когда снова возвращает всему живущему свою милость.

Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 27–30 Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и изчезнут, и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли

Всю эту речь пророк обращает прямо к лицу Божию и говорит, что все живущие в «морях и во всех безднах» (как в Пс. 134:6) с надеждою взирают на Тебя, Господи, ожидая (вся к Тебе чают), чтобы Ты давал им пищу их в свое время (во благо время, когда им нужно, заблаговременно). И когда Ты даешь им, они принимают (соберут). Бывают времена, и нередко, когда Господь Бог посылает глад на землю, последняя бывает суха и бесплодна, и тогда бедствуют не только люди, но и все животные, не имея возможности собрать себе в достаточном количестве пищу. И напротив, когда Господь Бог уплодотворяет землю, тогда Он как бы отверзает щедрую руку Свою, и тогда всяческая (и люди, и звери, и скоты, и всякого рода животные) исполняются благости, получают от Господа Бога всякое благо. «Писанию свойственно, – говорит блж. Феодорит, – принимать «руку» за действие уделения. Так и здесь рукою назвал силу, уделяющую благо, и глаголом отверзать выразил легкость подаяния благ: как легко протянуть наклоненные к ладони пальцы (т.е. отворить руку), так не трудно Ему и дать изобилие всех благ» [6, с. 496]. А далее пророк говорит: «когда сокроешь лице Твое – мятутся» (отвращшу же Тебе лице, возмятутся), смущаются, и в следующих словах от животных вообще переносится мыслию, в частности, на людей, которые, лишаясь милости и благоволения Божия, смущаются, печалясь о таком лишении своем. И наконец, когда возьмет душу их от тела (отъимеши дух их, и изчезнут), они умирают, кончают земную жизнь свою и возвращаются в землю, из которой взяты (и в персть свою возвратятся). А следующими далее словами: поспеши Духа Твоего, и созиждутся, – пророк напоминает людям о восстановлении их к новой жизни будущего века, чрез воскресение из мертвых, силою Духа Святого. Некоторые из отцов Церкви в послании Духа Святого и в созидании новой твари разумеют обновление человечества благодатию Святого Духа, которая подается в таинстве крещения. «Посылаемым от Тебя, Господи, Духом Святым, – говорит св. Исихий, – разумные твари, т.е. люди, вновь созидаются, совлекшись ветхого человека, облекаются «в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4:24), и через них обновляется лице земли, так же, как оно обновляется в мире животных рождением и появлением на земле новых животных вместо тех, которые исчезли и возвратились в персть земную.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible