Скрыть
Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Напаяяй горы от превыспренних Своих. Ибо горы и поля напаяет не из источников, которые в долинах, и не из рек текущих по земле, но свыше подавая обильные дожди. От плода дел Твоих насытится земля. Как даровал обилие вод, так и пищу уготовал от земли.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел твоих насытится земля

Для чего напояются горы? И они нуждаются в дожде, потому что на них растет трава и деревья. Не только внизу устраивает Господь орошение земли, но и вверху посылает влагу посредством обла­ков. «Высотами» (в славянском – «превыспренными» – τὰ ύπερῶον – верхняя часть дома, чердак) Божиими называет воздух, представляя весь мир – одним домом. После моря идет речь о дожде, потому что воды его получаются из моря.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля». Бог не только внизу уготовляет и источает водное естество, но и свыше из облаков приносит орошение. Потом Пророк показывает происходящую от сего пользу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Напаяяй горы от превыспренних (высот) своих.

Ты, говорит, Господи, напаяешь горы от облаков, которые называет здесь высотами. А если напаяются горы, то явно, что напаяется и вся земля, когда соразмерно подаются Богом свыше чрез облака дожди.

Слова Златоуста: Некоторые говорят, что дожди составляются неизъяснимо и для нас неприметно из оной вышенебесной воды (как и Митрофан Смирнский старается доказать в изъяснении второго послания Петрова, что потопная вода произошла из этой воды); ибо это значить: от высот Его; поскольку и в начале сказал: покрывающий водами высоты Его, т. е. небо. По словам Евсевия, высоты суть воздух; он говорит: разве кому угодно будет разуметь под высотами Божьими, как сотворенными от Бога, окружающий облака воздух. Исихий в высшем смысле под горами разумеет пророков, которые не от самих себя, но с небес (которые Бог поставил высотами выше твари) получают подаяние Духа.

От плода дел твоих насытится земля.

Вся говорит, земля, т. е. земные и на земли живущие животные будут насыщаться плодами дел Твоих, чем называет все земные плоды, не потому только, что они произрастают по повелению Божию, но и потому, что и самые места, производящие таковые плоды, суть дела и создания Божии. Некоторые же, в числе которых Евсевий, думают, что слова: напаяющий горы от высот, относятся к одним только горам, а сии слова относятся к прочей земле, что и она будет напоена от плода дел Божьих, т. е. от дождя, который есть как бы плод распоряжений Божьих, по которым Бог составляет и собирает облака из паров морских, озерных и речных и всего водного вещества.

Слова Златоуста: Некоторые плодом дел Божьих почитают дождь; а я называю таковым не только оный, но и солнце, и воздух и изменение времен; ибо «ели бы земля не была насыщена всем сим, то не могла бы доводить плодов до совершенства. Исихий делами Божьими называет не только творения, но и знамения и чудеса, которых плод есть Евангелие, которым (Бог) насытил человека богопознанием. Тоже почти говорит и Евсевий.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

13. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

Напаяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. От превыспренних,
 с Евр.: «с высот», т.е. из облаков орошаешь горы, подаешь земле обильные дожди, «и плодами дел Твоих насыщается земля».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-13 Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери селныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел твоих насытится земля.

Ты произвел источники, растения и животных

Но земля не лишилась совершенно воды. В долинах и среди гор появились источники, дающие воду живущим там всяким зверям и диким ослам. Последние были многочисленны на Востоке и любили жить среди гор. Около водных источников появились и деревья, а на них гнездятся разноголосые птицы, оживляющие своим пением все горы и долины.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел Твоих насытится земля

Он также снабжает водою горы и нивы, посылая живительный дождь и произращивая тем пищу для людей и животных. От превыспренних своих, из своих верхних храмин, где находятся верхние воды, представляемые источники дождя (ср. ст. 3). Плод дел – дождь, который производил и производит Бог, плод Его действия. Другие под делами разумеют горние чертоги, которые Бог создал, как место для верхних вод, и из которых падает дождь, который таким образом является плодом Его; иные же разумеют насыщение тварей на земле полевыми плодами, которые Бог произращивает по Своей благости. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–15 Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит

В изданиях Псалтири – синодальном и Тремеллия – слова: от превыспренних Своих – переводятся словами: «е coenaculis suis, с высот своих». А слово прозябаяй в тех же изданиях переводится словами: «producens, произрастающий». Злак значит «трава, зелень» (по Объяснительному словарю П. Гильтебрандта). Таким образом, перевод с еврейского означенных стихов будет следующий: «Ты, Господи, напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека». Здесь пророк говорит, что кроме источников и рек, из которых земля получает нужное орошение для полей, садов и других мест, находящихся на равнинах (в дебрех), Господь посылает воду с высот Своих (от превыспренних), чрез облака, из которых ниспускаются дожди на разные места земли, и на самые высокие горы. Таким дождевым орошением земля насыщается, исполняется изобилием травы, злаков и всякого рода плодов земных, которые употребляются в пищу и служат не только на пользу человека и животных, но и для других потребностей и удовольствий человека, каковы: вино, веселящее сердце, хлеб, укрепляющий здоровье и силы, и елей для умащения лица и других частей тела.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible