Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 103:8
восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 8-9 Восходят горы, и нисходят поля. Возвысившиеся воды уподобляются горам, а потом опадшие от страха Твоего делаются как бы полем и земною равниной. Ибо основал Ты им место, которого не могут переступить. Это-то и значит сказанное: предел положил еси, егоже не прейдут. Потому, не могут наводнить землю. Подобно сему и сказанное морю пророком: до сего дойдеши и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя (Иов. 38,11).
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 6-8 Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды: от запрещения твоего побегнут, от гласа грома твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им
Он сказал «Его», а не «ее»; между тем и Акила и Феодотион перевели так: «бездной как ризой Ты одел ее». Бездной Священное Писание называет влажную стихию. Так и о начале творения блаженный Моисей сказал: «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт.1:2). Так как земля со всех сторон окружена водою и пределы ее составляют великие и недоступные моря, самую же средину рассекают другие моря, доступные плаванию, то справедливо сказал, что бездна как одежда облегает землю. А с другой стороны – в смысле непостижимости – ты найдешь, что бездна заключается в том, что – «судьбы Твои – бездна великая» (Псал.35:7). Так как не исследованы суды Его, то никаким образом не могут быть постигнуты, почему и сравниваются не просто с бездной, но с «бездной великой». Итак, Бога, суды Которого – великая бездна, покрывает непостижимость, именуемая бездной.
«На горах станут воды: от запрещения Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят… горы и опускаются равнины на место, которое Ты назначил им». Все это указывает на мудрость Божию, действующую в создании. Благодаря ей, море, вздымаясь подобно вершинам гор, не затопит, однако, материка волнами, но как мы устрашаемся громом, так оно боится положенного ему предела. «На горах станут воды« – значит: как гора стоит (море); «восходят… горы» – значит: – как горы. Я думаю, что пророк разумеет здесь облака, лежащие на вершинах гор. В этих местах особенно держатся облака, так что необитаемые горы постоянно покрыты мраком. Как только Ты захочешь, говорит, все они оставляют свое место, рассыпаются и исчезают. В ином смысле – горами называет пророков по причине свойственной им высоты созерцания. В них поднимаются воды, откуда жаждущие пьют воду учения. От какого «запрещения»? От запрещения, положенного против иудеев. Это указывает другой пророк, говоря: «пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам.8:11). Когда Бог разгневан, воды пророков оскудевают, так как не в самих себе имеют источник богатства. А гласом грома называет проповедь евангелия, которой воды пророков не убегают, но устрашаются, как превосходящей их разум.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 6-8 «Бездна яко риза одеяние его» [у семидесяти читается: «αὐτου»; в славянском переведено: «ея»]. Пророк сказал: «его» вместо: «ея». Ибо так перевели Акила и Феодотион: бездною, как ризою, облек ее. Бездною же божественное Писание называет влажную сущность. Так блаженный Моисей и о начале творения сказал: «земля бе невидима, и неустроена: и тма верху бездны» (Быт.1:2). Итак, поелику земля отвсюду окружена водами, пределы ея – великия и непреплываемыя моря и еще другия многия моря средину ея разсекают: то Пророк справедливо сказал, что бездна, как риза, облегает собою землю.
«На горах станут воды:» «От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся»: «Восходят горы, и нисходят поля в место, еже основал еси им». Всем этим научает Пророк, что промыслительность Божия бодрствует над тварию. Посему-то море, волнами уподобляясь вершинам гор, не наводняет суши; но как мы приходим в ужас от грома, так и оно боится положеннаго ему предела. Сказано: «на горах станут воды», вместо сего: стали, как гора; сказано также: «восходят горы», то есть: как горы.
Евфимий Зигабен (†1118)
Восходят (возвышаются) горы и низходят (понижаются) поля в место, еже основал еcи им.
Горы возвышаются, говорит, т. е. высоки; а поля понижаются, т. е. низки; и таким образом и горы и поля остаются на том месте, которое Ты, Господи, определил им. А если ты будешь понимать сии слова о морских водах, то знай, что волны морские восходят, т. е. возвышаются, как горы, и понижаются, т. е. становятся низко, как поля, по словам Феодорита; почему пред горами и полями будет недоставать союза: как, который и должно подразумевать.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
9.Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. «Возвысившиеся воды уподобляются горам, а потом опадшие от страха Твоего делаются как бы полем и земною равниной; ибо основал им место, которого не могут преступить. Это означает сказанное: предел положил еси, егоже не прейдут; потому не могут наводнить землю – ниже обратятся покрыти землю» (Св. Афан. Под. Иов.38:11).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-9 основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды: от запрещения твоего побегнут, от гласа грома твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю.
Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира; образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы
Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению («от прещения», «от гласа грома» - образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им
В ст. 7-9 повествуется об отделении воды от суши. По всемогущему (грозному для вод) слову Божию, они быстро отделяются от твердой земли и таким образом показываются (восходят) покрытые пред тем водою горы и долины, между тем как воды занимают навсегда указанное им Творцем пространство. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 6–9 Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды: от запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. Предел положил еси, его же не прейдут, ниже обратятся покрыти землю
Здесь пророк от творческой силы, действующей на земле, переходит к изображению той же силы, действующей на водах; причем множество вод, окружающих землю, называет бездной (греч., лат. abyssus), как бы бездонной пропастью (как и в 1-й главе книги Бытия), которая представляется ему служащей для земли, вместо одежды (бездна яко риза одеяние ея), – почему он и говорит,– «Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее (землю); на горах стоят воды». Выражение: станут – в будущем времени, вместо настоящего: «стоят», употреблено по свойству слога еврейского языка, для означения беспрерывного продолжения чего-либо. Запрещением по-славянски называется то же повеление Господне, только в отрицательном смысле. По сему повелению Божию, реченному словами «да соберется вода в собрание едино» (Быт. 1:9), образовались моря и океаны, окружающие землю наподобие гор, так что, если стать на берегу моря и смотреть в отдаленную сторону его, то последняя будет представляться в виде высоких водяных гор. Особенно такие морские горы кажутся великими и страшными, когда поднимаются и усиливаются ветры и буря. Тогда морские воды возвышаются (восходят горы), делается прибой морских волн к берегам и угрожает потоплением людям, живущим вблизи этих берегов. Когда же утихает ветер, то и волны морские успокаиваются, понижаются и делаются подобными полям, возвращаясь на то место, которое им указано Творцом. Из истории судеб Божиих мы знаем примеры того, как не только реки, но и моря от запрещения (или, что то же грозного повеления) Божия обращались в бегство. Так, «море (Чермное) виде и побеже» (Исх. 14:21–22; Пс. 113:3), «Иордан возвратися вспять» (Нав.3:16–17). Это было во время исхода Израиля от Египта, когда Господь «запрети Чермному морю, и изсяче» (Пс. 105:9). Повинуясь тому же прещению Божию, воды морские затопили всю землю в те дни, когда Господь Бог определил истребить весь мир потопом. Св. Афанасий Александрийский при объяснении сего говорит: «Воды, повинуясь Твоему запрещению, во время бури бушуют, но боятся преступить пределы, им назначенные, приблизившись к берегу, как бы в страхе отступают, бегут назад». Воды знают предел, за который они не должны переходить. Предел этот положен в самой природе стихий. Земля имеет притягательную силу, и так как вода тяжелее воздуха, то она занимает места самые низшие на земле, а воздух, покрывающий землю и воду, имеет места, возвышающиеся над ними.