Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 103:4
Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Евгений Воронцов, прот. (†1925)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Творяй Ангелы Своя духи, т. е. творит Ангелов легкими и выспренними. И слуги Своя пламень огненный. Так, Моисей видел глаголющего ему Ангела в пламени огненне (Исх. 3,2).
Григорий Богослов, свт. (†389)
творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный
Говорится, что творит «Ангелами Своими духов и служителями Своими огонь пылающий», разве творить значит здесь не более как сохранять в подчинении закону, по которому созданы; духом же и огнем называется естество это, частью как мысленное, а частью как очистительное, потому что и Первая Сущность приемлет те же наименования. Впрочем, да будет оно у нас не телесно, или, сколько можно, близко к тому.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный
Господь – творец не только видимых, но и невидимых. К одним и тем же пророк приложил, названия духа и огня, тем и другим, желая обозначить их силу и быстроту. Дух по природе не связан пространством, а действие огня отличается силой. При содействии ангелов Бог всяческих и благодетельствует достойным и наказывает недостойных. Это также напоминает об огне, так как он служит для наказания.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный
Пророк показал, что Бог – Создатель не только видимаго, но и не видимаго. Духами же и огнем наименовал одних и тех же, тем и другим показывая могущесгво и быстроту; потому что быстродвижно естество духа и сильна действенность огня. Бог всяческих, употребляя служителями Ангелов, достойным благодетельствует, и наказывает сопротивных. Потому Пророк упомянул и об огне, означая сим карающую силу.
Евфимий Зигабен (†1118)
Творяй Ангелы своя духи, (духами) и слуги своя пламень огненный (пылающим огнем).
Сими словами проповедует Давид, что Бог есть Творец умной и невидимой природы; а называет ангелами и духами одних и тех же, выражая сими именами быстродвижность и деятельность их, или изображая и природу и сущность их. Они суть духи, говорит, т. е. умный и невещественный огонь.
Слова Василия: Существо ангелов, быть может, есть воздушный дух или вещественный огонь, как написано здесь; посему они занимают место и бывают видимы в образе собственных своих тел, являясь достойным. Между тем освящение извне подается существу их; ибо силы небесные не по природе святы, но меру освящения получают, по соразмерности превосходства одной пред другою, от Духа. Слова Григория Богослова: (заметь, что) мы не можем видеть не телесным образом мысленного и небесного естества, хотя оно и нетелесно. Ибо говорится, что творит Ангелов духами и служителей своих пылающих огнем, разве творить значить здесь не более, как сохранять тем способом, каким они созданы; Духом же и огнем называется сие естество с одной стороны, как мысленное, с другой как очистительное; потому что и Первое существо т. е. Бог приемлет, как известно, те же наименования. Впрочем пусть будет оно у нас нетелесно, или, сколько можно, близко к тому… иное (из Ангельских естеств) иным способом, озаряясь по мере естества и чина. Златоуста: Не изображает, что Ангелы по существу, но сими стихиями открывает только действие их. Феодорита: Дух, по своему естеству, проницателен и действие огня сильно. Бог, употребляя в служение свое Ангелов, достойным благодетельствует, а недостойных наказывает: посему серафимы, по переводу, означают сожигающих; потому-то и упомянул об огне, чтобы выразить сим действие наказания.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Творяй Ангели Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. (Духи πνευματα – μα – значит: дух, дыхание, ветер, как и Еврейское здесь слово: руах.) Т.е. Ангелов Своих святых, для исполнения воли Своей, Господь Бог делает легкими и скорыми, как дух, как ветер, и служителей своих (т.е. тех же Ангелов или вообще небожителей) делает подобными огню, т.е. светоносными, сильными и всюду проницающими. В таком смысле понимают это место и Отцы. «Господь творит Ангелов легкими и превыспренними», говорит св. Афанасий. «Духами и огнем, – говорит бл. Феод., – пророк наименовал одних и тех же (т.е. Ангелов), тем и другим (наименованием) показывая могущество и быстроту; потому что быстродвижно естество духа и сильна действенность огня. Бог всяческих, употребляя служителями Ангелов, достойным благодетельствует, и наказывает сопротивных». Св. Ап. Павел, приводя это место по LХХ в доказательство превосходства Спасителя пред Ангелами, говорит об св. Ангелах – как о разумных существах (Евр.1:7).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Непосредственно за искренним, воодушевленным и трогательным изображением Промысла Божия в судьбе человека, в нравственном мире, Давид рисует и высоко поэтическую картину промыслительной деятельности Бога в жизни мира физического.
Ст. 1-4 Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклся еси: одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу: покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню: творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный
Благослови, душа моя, Господа, благого Творца и Промыслителя над миром. Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира
Господь велик во всем своем творении; все предметы видимого мира говорят о Его «величии и славе», т. е. своим существованием, красотою и разнообразием они безмолвно восхваляют Господа, являясь величественным внешним выражением Его силы. Свет - является как бы Его одеянием, небо - шатром, раскинутым над всей землей; Ты обитаешь над водами («горние чертоги» - верхняя комната, самая почетная в еврейских домах); управляешь облаками, по которым ходишь (древние в тучах видели образ явления Бога), как и по ветрам так, как человек по земле. Стихии мира, напр., ветер и огонь, являются такими же быстрыми и точными исполнителями Твоей воли, как и ангелы. Здесь указания на многочисленные чудеса, совершаемые Богом при посредстве внешней природы, напр., через землетрясения, грозы, огонь и т. п.
Евгений Воронцов, прот. (†1925)
творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный
По мнению западных гебраистов Библейский подлинник (масоретский) выражает мысль, что Бог творит из ветров ангелов (т.е. вестников) и из пламенеющего огня (т.е. атмосферической молнии) своих слуг, тогда как перевод LXX говорит о творении ангелов-духов и пламенеющих, как огонь, бесплотных для служения Творцу. В миросозерцании псалмопевца будто бы – натурализм, а в учении LXX – ангелологизм, мистицизм. Однако, изложенное утверждение гебраистов оказывается несостоятельным со стороны еврейского синтаксиса и прямо отвергаемым тем самым контекстом, в каком эти толкователи ищут опоры для своего мнения. Хотя в 103 псалме прежде речи об ангелах упоминается о служении Иегове явлений стихийной природы: света, как одежды, неба, как волнующего навеса шатра, быстро движущихся облаков, как колесницы, однако в непосредственно следующем за 4 стихом месте псалма содержится указание на создание земли, а потому ничто не препятствует, не отступая от логической нити псалма, видеть в 4 стихе упоминание псалмопевцем о творении ангелов, предварившем бытие материальной вселенной.
К изъяснению Псалма 103 (104), 4: творяй ангелы своя духи и слуги своя – пламень огненный.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный
По переводу с еврейского этот стих читается так: «Ты творишь ангелов Своих духами, служителей Своих пылающим огнем». Т.е. Господь Бог делает святых ангелов Своих для исполнения воли Своей такими легкими и скороподвижными, как дух, или ветер, и служителей Своих (тех же ангелов) столь светоносными и сильными, как пламя огня. В таком же смысле объясняют это место и св. отцы. Блж. Феодорит так говорит о сем: «Духами и огнем пророк наименовал одних и тех же ангелов, тем и другим наименованием показывая могущество и быстроту, потому что быстродвижно естество духа и сильна действенность огня» [6, с. 491]. А св. апостол Павел приводит это место, по переводу LXX толковников, как доказательство превосходства Спасителя пред ангелами, говоря о них как о разумных существах (Евр. 1:7).