Скрыть
высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Горы высокия еленем. И оленям дал прибежищем горы, где могли бы они укрыться от животных свирепых. Камень прибежище заяцем. Как дал горы на спасение оленям, так каменныя пещеры зайцам. А потому и они, спасаясь в них, как сказано выше, от среды камения дадят глас (Пс. 103:12), очевидно, восхваляя Спасающего.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем

Промысл, говорит, не оставляет без внимания даже малых животных, но оленям дал жилище на вершинах гор, а ничтожнейшим из животных – убе­жище в скалах. Итак, ничто не сотворено Тобою, Боже, напрасно. В самом деле, не будь скал и вершин гор, слабейшие из жи­вотных на равнине легко делались бы добычей более сильных и скоро были бы истреблены, в особенности подвергаясь нападениям во время сна. Под скалами псалмопевец разумеет также пещеры и норы, в которых скрываются зайцы и ежи. Что касается оленей, то нужно заметить, что порода их враждебна породе змей. А таковы все ученики Христовы, имеющие власть над мысленными змеями по слову Христову: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк.10:19). Симмах перевел: «зайцы и ежи» (находят прибежище в скалах). Зайцы и ежи считаются жи­вотными нечистыми и слабыми; именно, Моисей говорит: верблюда и свиньи и зайца с мохнатыми ногами «не ешьте» (Лев.11:4–8). Итак, под этими животными Давид разумеет язычников. Они на­ходят убежище в мысленной скале – Церкви, и в ней укрепляются и очищаются. Олени же, так как по закону они считаются чистыми животными, очевидно, суть души праведных, сохранившие закон.

Беседы на псалмы. На псалом 103

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем». Твой промысл, говорит Пророк, не презирает и малых животных; но оленям дал Ты в убежище вершины гор, а самомалейшим животным – разселины камней.

Евфимий Зигабен (†1118)

Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.

Здесь примечай, читатель, что и самые высокие горы и камни полезны. Ибо Бог промышляет, печется и о всех своих творениях до самых малейших и ничтожных животных: потому что если бы горы и скалы не были произведены для того, чтобы могли в них укрываться животные, то, без сомнения, давно не стало бы различных родов травоядных животных, поскольку были бы истреблены плотоядными зверями.

Слова Златословесного: Поскольку естественная робость изменяет оленям и зайцам и делает их удоболовимыми для ловцов: то (Бог) даровал им быстроту ног и безопасные места; так что если бы одного из них недоставало, то бесполезно было бы и другое. Божествен. Максим в высшем смысле: Оленю подобен и различительный ум, стремящийся, как на горы, к высотам Божественных познаний и суждением ума истребляющий, как ядовитых животных, гнездящихся в природе существ страсти. Василия: Твердыня веры во Христа бывает прибежищем и камнем для зайцев, о которых сказано: Ты на камень вознес меня. Дидима: Олени по своему свойству враждебны змеем, ибо стараются истребить их. Таковы и все ученики Христовы, готовые отмстить за всякое непослушание: они получили и силу против мысленных змей от Того, который дал им власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию. Исихия: Оленями называет праведников; так как олени суть чистые животные; а зайцами - язычников и грешников, поскольку зайцы из числа нечистых и слабых животных: не ешьте, говорит, верблюда, свинью и имеющего ноги покрытая густою шерстью, т. е. зайца (Вт. 14,7); почему и Симмах говорит: Камень прибежище ежам; а ежи суть нечистые животные. Посему и Соломон говорит: И ежи не крепкие животные, они сотворили себе дома в камнях—(Прит. 30,26).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

18. высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам.

Камень прибежище заяцем. Зайцам в Еврейском: шафан cuniculus – кролик, у LХХ Римск. издания: χοιρογρυλλιοις. Это слово в Лев.XI:6 переведено в значении заяц. Притч.30:26. В Компл. изд. LХХ: λαγωοις: от λαγως – заяц.) Бл. Иероним и Вульгата переводят: ежам, которые живут в каменных пещерах и земных расселинах. Но и зайцы и кролики живут на горах и скалах.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-18 Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил: тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем.

Ты создал нужное для питания скота и человека, и всему существующему назначил соответствующие места обитания

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом - всюду жизнь и движение.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–18 Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил: тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводителствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем

Под древами польскими пророк разумеет вообще всякие деревья, растущие на полях. Многочисленные собрания таких деревьев известны под именем леса, лесных рощей, парков и т.д. В ряду этих лесных, или полевых, деревьев пророк различает кедры Ливанские. Это особой породы крепкие, высокие и многоветвистые деревья, растущие в горах Ливанских, в северных пределах Палестины, на границе между Иудеей и Сирией. Слова: насытятся древа польская – по переводу с еврейского читаются так: «насыщаются древа Божии, или древа Господа, кедры Ливанские». Все деревья на земле, как и все вообще творения Божии, получили начало от Бога, вследствие Его творческого повеления, а потому слова: ихже еси насадил – относятся не к словам кедри Ливанстии, а вообще – ко всем деревьям Божиим. Следующий далее стих 17 как будто сходствует со стихом 12, где говорится, что на источниках водных и реках привитают, т.е. живут, птицы небесные, но тут, конечно, разумеются птицы так называемые водяные, каковы: гуси, утки и им подобные, которые любят воды и живут около речных берегов. А в 17-м стихе говорится о птицах, которые устраивают гнезда на высоких деревьях (тамо птицы вогнездятся), причем выше всех, на елях, или елевых деревьях, строит свое гнездо аист, по-славянски: «еродий». Это и выражено у пророка словами: еродиево жилище предводителствует ими, а в переводе с еврейского это место читаем: «на них (деревьях) гнездятся птицы; жилище аиста на елях». В следующем, 18-м, стихе указаны места, назначенные творческою волею для поселения «оленей и зайцев». По переводу с еврейского он, служа продолжением предыдущего стиха, читается так: «Высокия горы (предназначены) сернам, т.е. оленям, каменные утесы убежище зайцам».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible