Скрыть
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-14 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел; не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение

Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом. – Ангел благовестил великую радость, которая, – сказал, – будет для всех людей; собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого. – Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о себе (Ин. 14, 27; 16, 33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И «в человеках благоволение», то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее

Вскоре они отошли на небо. Как возрадовались теперь о спасении людей Ангелы, радующиеся об одном грешнике кающемся! (Лк. 15,7). Их глас был глас славословия Богу и радости о спасении мира.

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее

«Внезапно»: неожиданно для пастырей, в то время, когда они выслушивали речь Ангела о рождении Мессии.
– «Многочисленное воинство небесное»: т. е. целый сонм Ангелов, которые в священных книгах нередко представляются под образом воинства, окружающего Царя своего небесного (ср. 3Цар.22:19. Дан.7:102Пар.18:18. Пс.103:21, Пс.148:2.  Откр.19 и др.).

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение

«Многочисленное воинство небесное» – буквально: «множество, масса (πλῆθος) небесного войска», т. е. Ангелов, которые и в Ветхом Завете являются окружающими престол Божий (3Цар.22:19; Пс.102:21; Дан.7:10).

«Слава в вышних» – теперь, в настоящий момент, подразумевается глагол «есть», а не «будет». За дарование миру Мессии Бог прославляется «теперь» на небе Ангелами: Ангелы только что сошли с неба и объясняют пастухам, как там («в вышних») встречена весть о рождении Спасителя (ср. Мф.21:9).

«И на земле мир». Под «миром» они понимают не только спокойствие, которое представляется уже водворившимся на земле с рождением Христа, но все спасение, носителем которого является Новорожденный (ср. Лк.1:79).

«В человеках благоволение». Одни кодексы читают так, как наш славянский и русский тексты – ἐν ἀνθρώποις εὐδοκία, другие – ἐν ἀνθρώποις εύδοκίας. И то и другое чтение имеет свои основания. Лучше признать правильным наше чтение, потому что в таком случае получается три отдельных положения, совершенно равных по размеру (новое «трисвятое», по выражению Эдершейма, с. 240).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 13-14 И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение

Множество вой небесных (многочисленное воинство небесное), т. е. множество Ангелов. Ангелы в Свящ. писании нередко представляются под образом воинства, окружающаго своего небеснаго Царя. Так видели Господа Исаия (Ис. 6:2), Даниил (Дан. 7:10), Иоанн Богослов в откровении (Откр. 19:14). «В высотах небесных тысящи тысящей и тьмы тем Ангелов, предстоящих престолу Бога Триипостасного, созерцая чистыми очами Его дела, всегда поют Ему славу, пишет митроп. Киев. Филарет. Но особенную воздают Ему хвалу при особенных Его действиях. Так при сотворении мира воспевали они славу Его всемогуществу, премудрости и благости (Иов. 38:4-7). Так и здесь при возстановлении падшего естества человеческого, и как бы при возсотворении его, сонмы Ангелов во всех краях неба поют славу Его милосердию.»

Слава в вышних Богу. Иисус Христос сказал: Радость бывает у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10); какая же была радость, когда они узрели обетованного Спасителя всех человеков, уже родившегося для их спасения? В сей-то радости приветствуют они друг друга и воздают славу Богу.

И на земли мир. Это первая причина радости Ангелов на небе при рождении И. Христа. Был некогда мир и на земле, когда, по сотворении ее, поставленный от Бога обладателем ее, человек, в невинности своей, повиновался заповеди Творца своего. Но сверженный с неба, сатана прельстил обладателя ее и, вовлекши его в преслушание Творцу своему, отнял от него мир (Быт. гл. 3). И вот с того времени земля сделалась жилищем людей, 1) противящихся Богу, 2) враждующих друг с другом и 3) стонущих от своих страстей и угрызений совести. Следовательно, чтобы снова водворить на земле мир, надлежало род человеческий спасти от грехов, которые служат первоначальною причиною всякой брани, всякаго неустройства и всех зол. Это и сделал родившийся Спаситель мира. – «Где этот, принесенный Господом И. Христом, мир на земле?» спросит кто. На это так отвечает епископ Михаил: «Если между последователями Христовыми, даже между целыми народами, не бывает иногда мира, то сие, противное закону евангельскому, происходит от страстей человеческих, которые вполне не может истребить и Евангелие, когда не хотят того сами люди, и в этом неповинно Евангелие, а виновны сами люди, нарушающие основную евангельскую заповедь из-за своих греховных стремлений.»

В человецех благоволение. Это – вторая причина радости Ангелов на небе при рождении И. Христа. В искуплении рода человеческого Господь проявил все величие Своего благоволения и любви к людям; потому дело искупления всюду в Свящ. писании представляется делом сей любви, сего благоволения Божия к грешному человеку (Ин. 3:16; Еф. 5:2; Откр.1:5). Божественными заслугами страданий и смерти Своей воплощенный Сын Божий избавляет людей от гнева Божия за грехи их, становится Главою человечества, Ходатаем и Примирителем их с Богом, братом их (Евр. 2:11-12), другом их (Ин. 15:14-15) и ради Его всесильного ходатайства, ради Его Божественных заслуг, Отец небесный отверзает человекам и входы в царство небесное, кающихся из них и истинно верующих в Сына Его премлет в Свои отеческие объятия, и они перестают быть чадами гнева Его, но становятся чадами любви и благодати Его (Киев. Фил.).

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Ст. 13-14 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Пастухи не сомневались, что ангел послан к ним от Бога, и потому удостоились слышать торжественный небесный гимн: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они радуются, что с принятием новой заповеди любви мир будет и на земле, и что к людям, которые подчинятся закону любви, будет Божие благоволение. Слава и мир! Слава на небе, мир на земле!
Нам могут, однако, заметить: прошло двадцать столетий с тех пор, как ангелы возвестили наступление мира на земле, а люди все продолжают воевать, обагряя землю человеческой кровью; какой же это мир?
Мир, возвещенный ангелами, нельзя понимать как немедленное прекращение всех войн и ссор, как одновременное замирение всех живущих на земле людей, как начавшийся уже мир всего мира. Сам Иисус Христос, говоря Своим ученикам – «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14,27) – и объясняя им, что этот мир будет с ними и что они будут считаться Его учениками только тогда, когда будут исполнять новую Его заповедь любви – «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35), – не скрывал от них и той распри, которую породит Его учение. «Не думайте, сказал Он, – что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10,34). Следовательно, мир дается не всем живущим на земле, не всем даже признающим Иисуса Христа за Господа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21), но только тем, которые вправе называться истинными учениками Христа, тем, которые свято исполняют Его заповедь любви; причем этот мир есть мир внутреннего мира человека, мир его души, и об этом-то мире пели ангелы в своем гимне.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible