Скрыть
И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется

Какой пророк сказал это, не любо­пытствуй слишком и не исследуй. Как можно видеть из истории Паралипоменон, пророческих книг много пропало. Иудеи, будучи нерадивы и часто впадая в нечестие, иным попустили затеряться, иные и сами сожгли и изорвали. Об одном говорит Иеремия, о другом писатель четвертой книги Царств, сообщая, что после долгого времени едва нашли где-то закопан­ное и затерян­ное Второзаконие. Если же иудеи так нерадели о священ­ных книгах, когда не было еще врагов, то тем более – при наше­с­т­вии неприятелей. Впрочем, соответ­с­т­вен­но предречению пророков, и апостолы часто называют Христа Назореем. Но не затемняло ли это, скажешь, пророчества о Вифлееме? Нет. Напротив, это-то особен­но и побуждало к тщатель­ному исследованию того, что было сказано о Нем. Так и Нафанаил начинает свое исследование о Нем словами: «из Назарета может ли быть что доброе» (Ин. 1:46)? Действи­тель­но, Назарет был место не важное; да и не только он, но и вся область Галилейская. Потому и фарисеи говорили: «рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7:52). И однако, Господь не стыдит­ся назы­ваться по имени этого места, показывая тем, что Он не имеет нужды ни в чем человеческом; также и учеников Сво­их выбирает из Галилеи, уничтожая тем всякие отговорки людей ленивых и показывая, что для подвига добродетели нам нет нужды ни в чем внешнем. Потому же он не избирает Себе и дома: «Сын человеческий, – говорит, – не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Потому Он и бегает от козней Ирода, и при рождении полагает­ся в яслях, и пребывает в гостинице, и избирает бедную Мать, – научая нас тем не почитать ничего такого постыдным, попирая с самого начала гордость человеческую и убеждая к одной добродетели.

Беседы на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 36-40 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем

Евангелист останавливается на повествовании об Анне, перечисляет ее отца и колено, чтобы мы знали, что он говорит истину, так как он приглашает как бы многих свидетелей, знающих отца и колено. Она вместе с другими «славила» Господа, то есть благодарила Его, и всем передавала о Господе, что Он есть Спаситель и утешение нас, ожидающих искупления. - По исполнении всего, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет, Вифлеем был также их город, но как отчизна, а Назарет как место жительства. - Иисус возрастал по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и укреплялся духом сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным. А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала? Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет

То есть, как бы так сказал евангелист: все, что было теперь с Иисусом во храме, было данью от Него закону Моисееву. Посему-то мы и назвали настоящий праздник праздником исполнения закона.

Слово в день Сретения Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

«Совершили все»: см. прим. к ст. Лк.2:22-24.
– «Возвратились в Галилею» и пр.: не непосредственно после сретения Господня во храм, а гораздо после. Евангелист опускает здесь путешествие святого семейства в Египет, его пребывание там и возвращение оттуда уже в Назарет (о чем известно из Евангелия от Матфея, гл. 2), а потому и представляет так, что святое семейство прямо из Иерусалима отправилось в Назарет. Подобный способ повествований нередко допускается священными писателями исторических книг. Пример, более других подходящий из писаний того же писателя: писатель книги Деяний, несомненно, спутник Апостола Павла (евангелист Лука), а потому без сомнения обстоятельно знавший события из жизни Павловой, повествует о ней так, как будто бы он, после своего обращения ко Христу, из Дамаска прибыль в Иерусалим к апостолам (Деян.9:26), а между тем из слов самого Апостола Павла известно, что он непосредственно после своего обращения не ходил в Иерусалим, а удалился в Аравию, потом возвратился в Дамаск и через три года уже пошел в Иерусалим (Гал.1:17,18). То же самое и в рассматриваемом месте Евангелия. Из сопоставления сказаний Евангелиста Луки со сказаниями ев. Матфея выходит такой порядок этих событии: когда святое семейство было еще в Вифлееме в продолжении дней очищения (вероятно к концу этого срока), приходили туда волхвы на поклонение новорожденному Царю Иудейскому. Потом, вскоре по отшествии волхвов, когда окончились дни очищения, святое семейство отправилось в Иерусалим исполнить предписанное законом Моисеевым, и отсюда по каким-либо нуждам (может быть потому, что не успели внести в ревизионные списки своих имен), снова возвратилось было в Вифлеем, но по случаю жестокого повеления Иродова об избиении детей в Вифлееме и его окрестностях, поспешно удалилось, по откровению Ангела, в Египет, откуда, по смерти Ирода, и возвратилось в Галилею, в прежнее место жительства – Назарет.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 39-40 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем

После принесения в храм Иисуса, родители Его не сразу пошли в Назарет, а сначала возвратились в Вифлеем и оттуда удалились в Египет. Только после смерти Ирода (Мф.2:19 и сл.) Иосиф и Мария вернулись в Назарет. Следовательно, Лука перед 39-м стихом пропустил все, что сказано у Матфея в стихах 1–19 2-й главы.

«Младенец же возрастал и укреплялся духом». Это буквальное повторение того, что сказано об Иоанне Крестителе (Лк.1:80).

«Исполняясь премудрости». Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усваивал – конечно, главным образом из наставлений и примера Матери – свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом «премудрость» («хохма» – σοφία; ср. Притч.9:1 и сл.). Подробности первоначального воспитания Христа в Назарете иногда очень рельефно изображаются составителями Его истории (см., например, у Эдершейма, с. 287–297), но, конечно, тут нельзя сказать, где правда и где вымыслы автора истории… Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать – что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы или секты. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде не получил систематического обучения (Ин.7:15). Сам Эдершейм, так обстоятельно изображавший образование, которое предположительно получил Христос, в заключение говорит: «Мы не знаем с полной достоверностью, существовала ли такая школьная система в Назарете. Не знаем и того, приняты ли были повсюду в то время вышеописанные порядок и метод обучения:» (с. 295).

«И благодать Божия», т. е. любовь Божия проявлялась над Отроком Иисусом, но в чем – не сказано.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет

Яко скончашася вся (когда Мария и Иосиф совершили все) по закону Господню, т. е. обряд очищения Марии и посвящения Господу младенца Ея Иисуса (Чит. ст. 22–24). Возвратишася (возвратились) в Галилею. Святое семейство возвратилось в Галилею не прямо после сего обряда, а, как повествует еванг. Матфей, после бегства во Египет (Мф. 2:23). По совершении всего по закону Господню в Иерусалимском храме (ст. 29), Иосиф намерен был возвратиться в свое постоянное местопребывание – в Назарет; но, вдруг получив повеление от Ангела (Мф. 2:13), совершил, вместо сего, путешествие в Египет и уже по прибытии оттуда, возвратился в Назарет. Еванг. Лука, как сказано выше (1 ст.), опускает путешествие святого Семейства в Египет. Подобный способ повествования нередко замечается у священ. писателей (Чит. (Деян. 9:26) и (Гал. 1:17-18). О Галилее и Назарете чит. объясн. (Лк. 1:26).

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет
 

Евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Дева и Иосиф, совершив в храме все, что требовал закон, возвратились в Галилею, в свой город Назарет. Но из Евангелия от Матфея мы знаем, что возвращение в Назарет последовало после поклонения волхвов в Вифлееме, избиения младенцев, бегства Святого Семейства в Египет и возвращения из Египта. Как же Евангелист Лука говорит, что Пресвятая Дева с Иисусом и Иосифом возвратились после встречи с Симеоном в Назарет? Нет ли тут противоречия? И отчего Евангелист Лука ничего не говорит о поклонении волхвов и других последовавших за тем событиях?
Первое Евангелие написал Апостол Матфей, и записал в нем все, что было ему достоверно известно, и чему он притом придавал особое значение, а он писал с целью убедить евреев, что Иисус, Сын Девы Марии, есть именно Тот Мессия, о Котором так много пророчеств заключается в книгах закона и пророков. После него спутник Апостола Петра, Марк, по просьбе христиан, живших в Риме, записал для них устную евангельскую проповедь Апостола Петра; когда же труд Марка был им окончен и одобрен самим Апостолом Петром, то стал известен под названием Евангелия от Марка. В то время многие стали описывать события из жизни Иисуса Христа, но их писания были недостоверны (потому и отвергнуты Церковью); ввиду этого спутник Апостола Павла, Лука, рассудил, как сам объясняет в предисловии, описать по порядку, "по тщательном исследовании всего сначала". Вот как он сам объясняет цель своего Евангелия: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен" (Лк. 1,1-4). Значительно позже, когда из всех Апостолов оставался в живых один Иоанн, малоазийские епископы упросили его написать им новое Евангелие для изобличения умножившихся в то время еретиков. Иоанн исполнил их просьбу и написал свое, четвертое Евангелие, объяснив цель написания его в следующих словах: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин. 20,31). Составляя это Евангелие, Апостол Иоанн имел, конечно, под руками все три принятые Церковью Евангелия, ранее написанные, поэтому он не повторяет того, что подробно и удобопонятно изложено в первых Евангелиях, но или описывает пропущенное ими, или же дополняет и поясняет их повествования, где в этом встречалась надобность.
Итак, все четыре Евангелия надо рассматривать как повествования, взаимно друг друга пополняющие, вследствие чего умолчание одного Евангелиста о событиях, о которых повествует другой Евангелист, нельзя принимать за отрицание этих событий. Если бы, например, Евангелисты Лука и Иоанн отрицали описанные одним только Евангелистом Матфеем события: поклонение волхвов, избиение младенцев, бегство в Египет и возвращение в Назарет, то, конечно, не преминули бы упомянуть об этом в своих Евангелиях; следовательно, умолчание ими этих событий, обстоятельно и подробно описанных Евангелистом Матфеем, следует считать признанием истинности описанного и нежеланием повторяться.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible