Скрыть
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 41-50 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов

Иисус вместе с родителями ходит в Иерусалим, чтобы во всем показать, что Он ни Богу не противится, ни требованиям Закона не сопротивляется. Когда они исполнили дни, то есть семь дней Пасхи, Он остался в Иерусалиме. - Рассуждал с книжниками, давая им вопросы от Закона. И все «дивились». Видишь ли, как Он успевал в мудрости, так что для многих был предметом любознательности и удивления? Ибо обнаружение мудрости Его есть самый успех Его. Богоматерь называет Иосифа отцом, хотя и знала, что он не есть отец. Без сомнения, Она именует Иосифа отцом Его ради иудеев, чтобы они не возымели какой-либо нечистой мысли касательно Его рождения. Иначе: так как Иосиф прилагал отеческую заботу и служение в воспитании, то прилично назвала его самим отцом, как бы Дух Святой почтил его наименованием отца. - Почему же они искали Его? Ужели предполагали, что Он, как дитя, потерялся или заблудился? Прочь такая мысль! Ибо она не могла прийти ни премудрой Марии, получившей бесчисленные о Нем откровения, ни Иосифу, которому и самому было открыто, что Он от Духа Святого. Но они искали Его затем, чтобы Он как-нибудь не отстал от них, чтобы как-нибудь не оставил их. А когда нашли Его, смотри, как Он отвечает им! Так как Дева назвала Иосифа отцом Его, то Он говорит: не он, Иосиф, Мой истинный отец, хотя Я был в его доме; но Бог - Мой Отец, и потому Я в Его доме, то есть в храме Его. Но они не поняли, что Он сказал им: ибо это была тайна.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их

Где Спаситель наш Господь обретен святой Матерью Своей? Не на торжище, ни на ином подобном месте, но в церкви, где закон Божий толковался. Там Его отыскала, «сидящего посреди учителей, и слушающего их, и спрашивающего их». Так и ныне в тех сердцах Он обретается, которые «в законе Господнем день и ночь поучаются». В них Он звание Свое учительское совершает; слушает их, сердечно молящихся Ему, и отвечает им в сердцах их; просвещает их светом Своим, вразумляет, умудряет, открывает тайны Свои и в удивление приводит; возбуждает в них истинную и живую веру, возжигает любовь и учит смирению и кротости. А удаляется от тех, которые суету, ложь и беззакония замышляют и в тех поучаются. Рассуждай об этом и поучайся в законе Господнем. «Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и на седалище губителей не сел: но в законе Господне воля его, и в законе Его поучится день и ночь» (Пс 1:1–2).

Сын Божий, ипостасная Божия премудрость, не гнушался слушать людей – законоучителей, тем более нам, хотя считаем себя мудрыми, должно слушать всякого – и презираемого, и простого, и неученого, – когда полезное что говорит; смотреть не налицо, но на слово, и рассуждать не о том, кто говорит, но о том, что говорит. Ибо часто простой и азбуки не знающий лучше скажет, нежели мудрец. Рассуждай об этом.

Христос Сын Божий, Отрок, в церкви обретенный и сидящий посреди учителей, учит нас Своим примером, что от юности должно нам учиться закону Божию и в церковь Божию ходить на молитву и слушание Божия Слова. Блажен тот, кто лета юности своей в том проводит. Как семя, посеянное в свежей земле, лучше растет, нежели на другой, так и семя Слова Божия лучше и удобнее прозябает в юном сердце, нежели в застарелом и мирской любовью упоенном. Поскольку юное сердце еще свежее и суетами мирскими не наполнено, оно удобнее принимает Слово Божие, нежели сердце, оскверненное мирской суетой.

Письма келейные. Письмо 68

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их

Господь скрывает иногда Своё присутствие от душ ревностных; но пусть не перестают они искать Его; они непременно обретут Его после нескольких дней скорби и слёз; они обретут Иисуса Христа в храме, во время молитвы.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их

Вот чудное явление! Отрок в двенадцать лет не по летам обнаруживает Свою свышечеловеческую премудрость и горячайшую ревность о славе Бога, Которого Он называет Отцом Своим. Он отстал от родителей, когда они возвращались домой. Как это случилось? Вероятно, Отрок отставал и прежде, как дети отстают от своих родителей по свойственному им любопытству все видеть и слышать, что пред глазами их находится: их все занимает. Но прежде Он не отставал от них на долгое время: походил, посмотрел, да и приходил. А теперь Он отстал, да и надолго: великое дело искупления людей уже занимало Его душу; Божественная премудрость уже начинала обнаруживаться с силою в Богочеловеке; Он уже вспоминал о Своем долге: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему. Но отец и Мать не понимали Его. Но они не поняли сказанных Им слов: они были люди простые, а Он – Богочеловек.

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

«Через три дня»: т. е. вероятно через три дня после того, как Отрок Иисус остался в Иерусалиме; первый день – тот, в который они вышли из Иерусалима, второй – когда возвратились снова и третий – когда нашли Его в храме.
 «В храме сидящего» и пр.: не в самом собственно так называемом храме, а в одном их дворов храма, вероятно в какой-либо части крытой галереи, или так называвшихся притворов, окружавших храм и пристроенных к стенам, которыми обнесены были все храмовые постройки (ср. прим. к Мф.21:12). Здесь обыкновенно раввины, народные учители, собирались, рассуждали между собой и с народом и поучали в законе желавших слушать их, разделяясь на группы.
– «Слушающего и спрашивающего»: нет оснований думать, чтобы это был спор Отрока с народными учителями, каковые между ними бывали впоследствии. Вероятно Он был в числе других слушателей и с подобающим, как предписывали народные обычаи, уважением отроков к старшим, предлагал им вопросы и при этом ответствовал, когда по поводу Его вопросов относились с вопросами к Нему.
– «Дивились»: Отрок в вопросах и ответах своих показывал такую мудрость и знание не по летам, что приводил в удивление слушавших беседу их. И это не удивительно, если ответы Его были таковы, как ниже представленный ответ Его Матери своей.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 46-47 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его

«Через три дня» – вероятно, после своего выхода из Иерусалима. Первый день был проведен в дороге, второй – в обратном путешествии в Иерусалим, и третий – в поисках Иисуса в городе.

«В храме». Более вероятным является предположение, что беседа «учителей» происходила близ входа в храм, во внешнем дворе, или «дворе языков», – месте удобном и доступном для всех: и мужчин, и женщин. Тут находилась роскошная галерея, но без скамей: слушатели сидели на полу. Сидеть же учащимся дозволялось и в присутствии самых важных учителей. Поэтому апостол Павел и говорит, что он воспитался у ног Гамалиила, т. е. сидел на полу, когда тот говорил (Деян.22:3).

«Среди учителей». Любознательность побудила Отрока как можно ближе подвинуться к державшему речь раввину, и Он таким образом очутился в середине круга других раввинов, которые сидели по бокам своего сотоварища, прислушиваясь к его словам.

«Слушающего их и спрашивающего их». Временами в разговор вступали и другие раввины. Иисус прислушивался со вниманием к их речам и, когда в них находил что-либо неясное, спрашивал у них разъяснения, что позволялось обычаем.

«Все слушавшие Его», т. е. не только простой народ, но даже и сами раввины.

«Дивились» – были поражены удивлением (ἐξίσταντο).

«Разуму и ответам» – разумности (ἐπὶ τῇ συνέσει) и именно Его находчивости в ответах на те вопросы, с какими обыкновенно обращались раввины к своим слушателям после того, как кончали изложение того или другого пункта учения.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И бысть по триех днех, обретоста Его в церкви, седящаго посреде учителей, и послушающаго их, и вопрошающаго их

По триех днех (чрез три дня): первый день – тот, в который Мария и Иосиф вышли из Иерусалима, второй, – когда возвратились снова туда, и третий, – когда нашли Иисуса в храме. В храме, – конечно, не в самом храме, а в одном из так называемых дворов или притворов храма, где собирались раввины, народные учители, разсуждали между собою и поучали в законе желавших слушать их. «Вот где отрок Иисус слушал чтение и изъяснение Писания! замечает один из описателей жизни Господа (Орда). Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества; здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказывавшие о Нем и имевшие исполниться в Нем. Тут Он слушает учителей, относящихся к Нему с большим благоволением. Спрашивает их, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения.»

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Двенадцатилетний Иисус в иерусалимском храме (Лк. 2,42-50)
 

Путешествуя ежегодно в Иерусалим вместе с Иосифом на праздник пасхи, Богоматерь, несомненно, каждый раз брала с Собой и Своего божественного Сына. В этом нас убеждают: невозможность предположения, чтобы Она решилась разлучаться с Ним на такое продолжительное время, а также точный смысл повествования Евангелиста Луки: И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Выходя из Иерусалима по окончании праздничных дней и не видя около себя Иисуса, Иосиф и Мария думали, что Он идет с их родственниками, возвращающимися в тот же Назарет, куда и они шли. Быть может, и в прежние годы Отрок Иисус временно присоединялся в пути к другим партиям богомольцев, родственников или знакомых, а во время дневного отдыха или ночлега вновь переходил к той партии, в которой шли Его Мать и Иосиф. Только такими кратковременными, вошедшими, вероятно, даже в обыкновение, отлучками и можно объяснить, что Иосиф и Богоматерь идут до первого ночлега и не беспокоятся, что нет при них Отрока. Такое спокойствие их было следствием твердой уверенности, что Отрок Иисус идет тут же, недалеко, в кругу своих. Если бы они могли подумать, что Иисус мог остаться в Иерусалиме, то, конечно, начали бы искать Его ранее наступления вечера и немедленно вернулись бы за Ним.
Возвратясь в Иерусалим, переполненный еще богомольцами, Иосиф и Мария не предполагали, что Иисус мог остаться в храме, и потому тщетно искали Его вне храма три дня; войдя, наконец, в храм, вероятно, с целью помолиться, они увидели Его среди учителей, удивлявшихся разуму и ответам Его.
В чем заключались вопросы и ответы двенадцатилетнего Иисуса учителям иудейским? Евангелист ничего не говорит об этом; но так как беседа происходила в храме, под руководством книжников, занимавшихся толкованием Священного Писания, и притом в то время, когда все ожидали пришествия Мессии, то можно с достоверностью предположить, что вопросы и ответы как учителей, так и Иисуса, касались пророчеств о Мессии. В этой беседе Отрок Иисус проявляет не только мудрость, но и знание Писания, такое знание, которое приводит в изумление самих книжников. Откуда же такое знание? Где, в какой школе Он учился? Ответ на эти вопросы мы находим в дальнейших повествованиях Евангелистов. Когда Иисус вошел в синагогу Назарета и стал учить, то все "дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили" (Лк. 4,22): "откуда у Него такая премудрость?" (Мф.13,54); а когда Иисус учил в храме, то "дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?" (Ин.7,15). Таким образом, жители Назарета, знавшие Иисуса Христа с детства, и Иудеи, то есть враги Иисуса, удостоверяют, что Он не учился, не был ни в какой школе. Сам же Иисус Христос не только не опровергает такое мнение о Нем иудеев ("как Он знает Писания, не учившись?"), но даже прямо утверждает его, говоря: "Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня" (Ин.7,16). Этому-то учению Пославшего, этим-то словам Самого Бога дивились иудеи, когда слышали проповедь Иисуса; та же премудрость Божия проявилась и в вопросах и ответах двенадцатилетнего Иисуса, не нуждавшегося в земных школах и учителях.
Увидев Иисуса среди учителей, Иосиф и Мария удивились, – вероятно, потому, что не ожидали встретить Его в таком сообществе и при такой обстановке. Обращаясь к Нему со словами – что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя – Мария была, конечно, уверена, что с Ним, как состоявшим под охраной Самого Бога, не могло случиться ничего дурного, и если, несмотря на это, скорбела, то единственно лишь потому, что такая продолжительная, впервые случившаяся, разлука была неприятна, мучительна лично для Нее.
В этих словах Мария называет Иосифа отцом Иисуса. В глазах всех, не знавших тайны рождения Иисуса, Иосиф был отцом Его, хотя в действительности и не был таковым. Тайна эта должна была быть сохранена до времени, и потому Богоматерь иначе и не могла назвать Иосифа в этом случае. Но в ответе Иисуса блаженный Феофилакт усматривает как бы поправку к этим словам: «А когда нашли Его, смотри, как Он отвечает им! Так как Дева назвала Иосифа отцом Его, то Он говорит: не он (Иосиф) мой истинный отец, хотя Я и был в его доме; но Бог – Мой Отец, и потому Я в Его доме, то есть во храме Его» (Благовестник. 3, 47).
«Зачем было вам искать Меня? – говорит Отрок Своей Матери и Иосифу. – Зачем вы искали Меня в других местах Иерусалима, а не в храме? Или вы, знающие тайну Моего рождения, знающие Кто Мой Отец, не знали, что Мне должно быть там, где Мой Отец, в том, что принадлежит Отцу Моему
В этих словах Иисус Христос впервые открывает Свое назначение – исполнить волю Пославшего Его; но ни Мария, ни Иосиф не поняли всей глубины ответа Иисуса. Однако, по свидетельству Евангелиста Луки, "Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем" (Лк. 2,51); а это свидетельство убеждает нас в том, что все повествование о двенадцатилетнем Иисусе записано Святым Лукой со слов Самой Богоматери.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О храмах.

Мф.21:21-23. Иис. Христос приходил в храм не для одного учения, но и для молитвы. Лк.2:41-46. Храм Господь назвал «домом молитвы для всех народов»: Мк.11:17. Апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога»: Лк.24:53, Апостол Павел молился в храме: Деян.22:17 и учил: «будьте подражателями мне, как я Христу»: 1Кор.11:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О храме.
 

Лк.2:49. Что разумеет здесь Божественный Отрок под тем, что принадлежит Отцу Его? Несомненно храм: Лк.2:46. Господь всегда любил посещать храм: Лк.19:46-47; следовали Его примеру и апостолы: Деян.5:42; здесь различаются дома от храмов. Храм иногда назывался «церковью»: Деян.11:26.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible