Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Луки 2:18
И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
Святые отцы
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Гладков, Б. И. (†1921)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 15-18 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Пастыри сии суть образ духовных пастырей - архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний. Вифлеем - значит дом хлеба. Какой же это иной дом хлеба, как не церковь, в которой отложен оный хлеб? Итак, дело словесных пастырей - искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим.
Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи
Разделив приятое свыше откровение с хранителями Отрочати, пастыри не усомнились потом разделять его и с другими, кого почитали достойным того, и всех, как замечает Евангелист, приводили в изумление своими словами. «Дивишася вси о глаголанных от пастырей к ним». Дивились, конечно, и тому, что в видении пастырей было величественного, как то: явлению Ангелов и их дивному славословию, но еще более тому, что в нем было уничиженного, как то: вертепу и яслям, в коих возлежал обетованный Мессия.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– «Пастухи сказали» и пр.: речь, выражающая не сомнение их, а покорность веры. Как видно из всего рассказа, пастухи были люди благочестивые, чаявшие явления в мир Спасителя, а потому, при первой вести о Нем, несомнительно «поспешают» туда, куда указал им Ангел, нашли все так, как им было возвещено, и не соблазнились уничижением давно ожидаемого всеми царя Израилева.
– «Все слышавшие»: из этого видно, что по крайней мере это уже время, кроме святого семейства, на месте рождения спасителя мира были уже и другие, может быть ближние или родственники их, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь.
– «Дивились»: опять то же чувство, какое бывает в людях при слухе о необычайных событиях жизни, – чувство удивления.
– «А Мария сохраняла» и пр – Мать Младенца уже не удивлялась необычайным рассказам, зная уже тайну совершившегося с Ней, а «сохраняла», запоминала слыщимое и размышляла об этом. Из этого, как и Лк.1:20, 2видно, что Дева Мария в высокой степени обладала теми свойствами или качествами душевными, которые по апостолу составляют драгоценное в глазах Божиих украшение женщины, это – «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет.3:4). И ум, и сердце, и память соединились здесь для покорного служения глубокой вере.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 17-19 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем
Рассказу пастухов о явлении Ангела дивились не только Иосиф с Марией, но и все пребывавшие в то время в Вифлееме, которым – может быть, на другой день – пастухи также рассказали о случившемся с ними.
«Слагая в сердце Своем» – точнее: «сравнивая, сопоставляя (συμβάλλουσα)» с бывшим Ей самой откровением от Ангела. В этих словах евангелист сам дает указание, чьими рассказами он руководствовался при описании первых дней жизни Спасителя, это, конечно, прежде всего были воспоминания Марии.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 15-18 И бысть, яко отидоша от них на небо Ангели, и человецы пастырие реша друг ко другу: прейдем до Вифлеема и видим глаголгол сей бывший, егоже Господь сказа нам. И приидоша поспешшеся, и обретоша Мариамь же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслех. Видевше же сказаша о глаголголе глаголаннем им о Отрочати Сем. И вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей к ним
Речь пастырей или пастухов выражает прямое доверие словам Ангелов. Из этого ясно видно, что они были люди благочестивые, ожидавшие пришествия Мессии. (См. ст. 11–12). И поспешив пришли (приидоша поспешшеся) и пр. Из сего видно, что по крайней мере в это время, когда пастыри пришли на поклонение новорожденному Спасителю, на месте Его рождения были уже и другие, по всей вероятности родственники или ближние Иосифа и Марии, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь (Мих.).
Гладков, Б. И. (†1921)
Ангелы удалились, а пастухи поспешно отправились в Вифлеем, нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к колыбели Христа Господа; рассказывали они о том же и другим, и все, слышавшие их рассказ, удивлялись.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Она не удивилась необычайным рассказам, но запоминала все слышанное.
Евангелист Лука, подробно описывающий события благовестия ангела и рождение Иисуса Христа, очевидно, писал со слов Самой Богоматери, а потому его повествование – вне всякого сомнения.