Скрыть
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 33-35 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. Симеон благословил обоих, а речь обратил к истинной Матери, оставив мнимого отца. «Се, - говорит, - лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»; на падение неверующим, а верующим - на восстание. Или иначе: Господь лежит на падение зла, гнездящегося в душах наших, и на восстание добра; падает блуд, восстает целомудрие. Можно разуметь и еще иначе: Христос лежит «на падение» вместо: Сам имеет пострадать и подвергнуться смерти, а через Его падение многие имеют восстать. Итак, после слов: «на падение» поставь точку, потом начинай: «И на восстание многих». Знамение есть крест, который доселе находит противоречие себе, то есть не принимается неверными. Называется и воплощение Господа знамением, и знамением чудным, поскольку Бог стал человеком, а Дева - Матерью. И этому знамению, то есть воплощению Христа, противоречат. Ибо одни говорят, что тело - с неба, другие, - что оно призрачно, а иные пустословят еще иное. «И Тебе Самой (Деве) оружие пройдет душу». Оружием называет, может быть, скорбь, бывшую при страдании, а может быть, и соблазн, который приразился к Ней, при виде Господа распятым. Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых. «Да откроются помышления многих сердец». Сие означает то, что откроются и обнаружатся помышления многих соблазняющихся, и обличенные они найдут скорое уврачевание. Например, и Ты, Дева, откроешься и обнаружишься в своем мудровании о Христе, потом утвердишься в вере в Него. Подобно и Петр оказался отвергшимся; но явилась сила Бога, снова принявшего его чрез покаяние. И иначе: открылись помышления многих сердец, когда обнаружился предатель и обнаружились любящие Его, каковы, например, были Иосиф, пришедший к Пилату, и жены, стоявшие у Креста.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем

Иосиф назван отцом Иисуса Христа, частью потому, что в качестве обручника святой Его Матери он мог быть так назван гораздо справедливее, чем те, которые в прежние времена назывались отцами детей, ими усыновлённых; частью потому, что, по общему мнению народа, он действительно почитался отцом Иисуса, ибо не пришло ещё время открыть всенародно тайну чудесного воплощения Сына Божия в чистой утробе Святой Девы. Отец и Мать Иисуса дивились сказанному о Нём! Но какие слова человеческие могли удивить сию Жену, благословенную паче всех жен, которой Ангел открыл так полно всю тайну воплощения Слова? Должно думать, что Мария не вдруг узнала все последствия этой великой тайны. Она знала, что Её Божественный Сын будет царствовать вечно над домом Иакова; но Ангел не сказал того, что объяснил Ей Симеон: что Иисус не только будет славою Израиля, но и светом язычников. Ангел также не сказал Ей, что этот Божественный Младенец лежит на падение и на восстание многих и в предмет противоречий многих людей. Наконец, Ангел не возвестил Ей, какое участие примет Она в Его страданиях. Иисус Христос только постепенно открывает нам тайны совершенной жизни. Потщимся, подобно Марии, быть внимательными к малейшим внушениям Благодати; это самое верное средство достигнуть скорее полноты деятельного познания Иисуса Христа, Который есть верх святости.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем

Отчего же дивились? Вероятно, они не могли долго разгадать тайны, совершающейся в их глазах: понять во всем свете своего Божественного Младенца. Иначе отчего бы казались им столь новыми и чудными слова Симеона!

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

- «Дивились»: в песнопении святого старца собственно не было ничего особенно нового для Марии и Иосифа, что им было бы неизвестно из прежних откровений; только яснее несколько выражено понятие всеобщности искупительного дела Христова, имеющего обнять весь мир, иудеев и язычников. Они дивились сказанному Симеоном о Младенце в том смысле, что так вероятно неожиданно для них самих находились везде люди, которым Бог открывал тайну о Младенце сем, о необычайном Его предназначении и величии дела, имеющего совершиться через Него.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем

То, что Иосиф и Мария удивлялись словам Симеона, нисколько не говорит против действительности бывших им ранее откровений от Ангела. В самом деле, как же было не удивляться тому, что какой-то совершенно чужой старец знает о новорожденном Мессии и даже говорит о Нем гораздо больше, чем было известно о Нем Его родителям? (о значении Мессии как просветителя всех народов ни Иосифу, ни Марии не было еще открыто).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И бе Иосиф и Мати Его чудящася о глаголемых о Нем

В словах праведнаго Симеона не было ничего особенно нового для Марии и Иосифа, что было бы им неизвестно из прежних откровений. Они дивились тому, что так неожиданно для них находились везде люди, которым Бог открывал тайну о Младенце Иисусе, о необычайном Его предназначении и величии дела, имеющего совершиться чрез Него (Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Лк. 2:28-38
 

Узнав в Младенце обещанного Мессию, старец Симеон берет Его на руки и высказывает радость, что наконец-то он увидел Славу народа Израилева, Свет для просвещения язычников и Спасение для всех народов, – что наконец-то Владыка-Бог отпускает его с миром (то есть душевным покоем) из этой временной жизни в лучшую, вечную.
Возвращая Младенца Иисуса удивленной Богоматери, Симеон в пророческом вдохновении видит будущее: видит озлобление иудеев против посланного для спасения их Мессии, слышит споры и пререкания (се, лежит Сей... в предмет пререканий) между последователями и врагами Его, те пререкания, которые (да откроются помышления многих сердец) обнаружат любовь к истине в одних и закоренелую злобу в других, одних возвеличат в Царстве Славы, а других низвергнут из него (се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле); он видит скорбную Мать, стоящую у Креста с душой, как бы пронзенной оружием (и Тебе Самой оружие пройдет душу), и под влиянием такого пророческого предвидения, указывая на Младенца Иисуса, говорит: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Ангел возвестил Марии только радость, Симеон предсказывает Ей и скорбь.
Вдохновенная пророческая речь Симеона должна была привлечь всех бывших в то время в храме. То было время общего ожидания пришествия Мессии, и потому все присутствовавшие при этом, в особенности священники, должны были бы сохранить все слова сии, слагая их в сердце Своем (Лк. 2,19) (как то сделала Богоматерь); но, к сожалению, почти все евреи того времени ожидали Мессию в блеске земного величия и были так упорны в своем заблуждении, что в Сыне бедной Матери, Которого держал на руках Симеон, не могли признать Христа Спасителя. Евангелист даже не говорит, чтобы вдохновенная пророческая речь Симеона произвела какое-либо впечатление на находившихся в то время в храме; одна лишь престарелая вдова, известная под именем Анны пророчицы, поверила Симеону, славила Младенца Иисуса как Господа и говорила о Нем в Иерусалиме всем ожидавшим пришествия Мессии.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible