Скрыть
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 51-52 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков

Иисус повиновался родителям, давая и нам образец, чтобы мы повиновались своим родителям. - Дева соблюдала все это; ибо дела и слова Отрока были божественны и являли в Нем не двенадцатилетнего отрока, но человека совершенно зрелого. Для объяснения того, что значит «преуспевать в премудрости», евангелист присовокупляет: «и возрасте», ибо преуспевание в возрасте называет успехом в премудрости. «И в любви у Бога и у человеков», то есть творил угодное Богу и достохвальное от людей; но прежде был приятен пред Богом, а потом пред людьми; ибо прежде должно угождать Богу, а потом людям.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем

Царь царей и Господь сил, Бог во плоти, не только Отцу Своему Небесному во всем был послушен, но и людям повиновался. «И был в повиновении у них». Кто? Господь. У кого? У людей, рабов Своих. Почему? Чтобы наше преслушание и непокорность, которое нас обличало пред Богом, загладить. Нас ради, тебя ради и меня ради, не только в мир пришел Господь наш, но и повиновался людям: «и был в повиновении у них». У кого? У Матери Своей Пресвятой и Иосифа. Видишь любовь к нам, видишь и смирение ради нас Сына Божия. Благодарим Тебя за это и поклоняемся Тебе, Господи!

Письма келейные. Письмо 69

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем

Сказанное имеет следующее значение: Божия Матерь внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку с самого рождения Его, замечала их, запечатлевала в памяти. Книгою для записи этих событий служило Ей Ее сердце. Впоследствии Евангелие повторяет свое свидетельство: Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердцы своем (Лк. 2.51). Это уже сказано о словах Господа. Не только замечала она со всею тщательностью события, касавшиеся Господа, но замечала самые слова Его, слагая их в сердце свое, храня их в сердце своем, как бесценные сокровища в ковчеге, который и сам соделался бесценным по бесценности сокровищ. Нельзя не упомянуть того, что Евангелие говорит это по поводу тех слов Господа, которые были недоступны для постижения Божией Матери по Ее тогдашнему душевному состоянию и которые объяснялись Ей впоследствии, по обновлении Ее Духом. Какое слышание слова Божия может быть сильнее того, при котором слово Божие полагается в сердце и хранится в нем? Святой пророк Давид сказал: сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех и закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39.9), то есть посреди сердца моего. Что желали исполнять величайшие угодники Божии, то Божия Матерь, по данной Ей Божественной благодати, исполняла на самом деле. И как исполняла? Сперва сердце Ее и утроба осенены были Святым Духом; потом чрево Ее соделалось храмом существенно вселившегося Господа; духовная радость от присутствия в Ней Господа обымала все Ее существо, как Она Сама это засвидетельствовала. По рождении Богочеловека Она находилась к Нему в ближайших отношениях. На руках и в объятиях Ее Он провел младенчество; неразлучно с Нею был не только в отрочестве Своем, но и в юношеском и мужеском возрастах, до самого вступления Своего в Божественное служение, продолжавшееся три года с половиною. Никто другой не был столь близким слышателем слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такою тщательностью и любовью не хранил их.

Аскетическая проповедь

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем

И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

См. Толкование на Лк. 2:19

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
 

«Пошел с ними»: еще не настало время общественного служения Его, и Он послушно из дома небесного Отца Его последовал под кров земных родителей своих.
– «И был в повиновении у них»: как особенную черту отмечает евангелист повиновение Иисуса Христа воле своих земных родителей. Первый цвет его внутренней жизни показался во храме и облагоухал его, но полное расцветение совершалось в тихом уединении, в незначительном городке галилейском, при строгой покорности воле родителей. Нет ничего невероятного в том, что, по силе этой покорности Он разделял труды мнимого отца своего – плотника; тем более что у евреев того времени был обычай добрый обучать детей своих к какому-либо ремеслу, и в этом для Господа не было ничего зазорного.
– «Матерь Его сохраняла» и пр.: этот день был особенно памятен для Нее и возбуждал в сердце Ее много дум; это был день, когда Сын ее показал первые опыты того, чего Она могла ожидать от него по откровениям, бывшим Ей. Это было для Нее знамением, удостоверяющим Ее в великом предназначении Сына Ее.
– «Преуспевал в премудрости» и пр.: с укреплением в возрасте Отрок преуспевал и в премудрости, более и более ясно открывались Его духовные дарования, яснее и яснее для внимательных являлась и особенная любовь Божия к Нему, проявления которой привлекали к Нему более и более и любовь добрых людей. – Евангелисты ничего более не повествуют о жизни Христовой до 30-летнего Его возраста. Это показывает, что целью их было изобразить общественное служение Иисуса Христа, а не частную Его жизнь, из которой они и повествуют только о событиях, окружавших Его рождение и – событие во храме, когда было Ему 12 лет.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 51-52 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков

Но недоумение Иосифа и Марии продолжалось недолго. Христос спокойно последовал за ними в Назарет, где и пребывал последующее время в полном повиновении у своих родителей, как обыкновенный еврейский отрок, а потом юноша. Проявление в Нем сознания Своего богосыновства не воспрепятствовало, а, напротив, только содействовало тому, чтобы идти путем самоуничижения к Своей великой цели. А одним из проявлений такого самоуничижения и было полное подчинение воле Своих родителей.

«И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». Этим евангелист указывает на источник, откуда он почерпнул сведения о том, что произошло в Иерусалиме. Ей преимущественно запали в сердце слова Христа о Его отношении к Отцу Своему – Богу. Очевидно, что и Сама Пресвятая Дева не сразу постигла все величие, какое окружает Ее Сына: только путем постоянного размышления обо всем, происходящем с Ним, Она дошла до полного и ясного понимания, в чем, собственно, должно состоять то дело, для которого предназначен рожденный Ею Сын Божий.

«Иисус же…» Эти слова напоминают собой слова Первой книги Царств о развитии пророка Самуила (1Цар.2:26). Одни толкователи видят здесь указание на то, что Христос все более и более развивался в умственном отношении и в то же время рос телесно (ἡλικία) – становился умным и стройным, высоким юношей. Другие же видят здесь указание на то, что с возрастом постепенно в Иисусе все больше и больше проявлялась высшая, божественная, премудрость: «С преуспеянием тела преуспевало в Нем для видящих и явление Божества» (Свт. Афанасий Великий. Т. 19-й Творения святых отцов, с. 455). Правильнее будет сказать, что развитие, которое здесь имеет в виду евангелист, было «богочеловеческое», так как Божество и человечество пребывали во Христе нераздельно и неслиянно. А постичь это соединение и понять, как шло развитие богочеловеческой природы, – это для нас невозможно. Поэтому и все попытки изобразить историю постепенного развития Христа должны быть признаны совершенно не имеющими под собой никакой основы.

«И в любви» (см. комментарии к стиху 40).

«И человеков». Так как евангелист здесь говорит уже о 12-летнем Отроке, а не о Младенце, как выше (стих 40), то он упоминает и об отношении к Иисусу посторонних людей. Это обозначает, что Иисус был любим всеми Его окружавшими и, следовательно, ни в чем не отличался от того типа израильских отроков, который в то время считался идеальным. Можно указать на основании точных, преимущественно евангельских, данных, как проводил жизнь Христос в Назарете с 12 до 30-летнего возраста. Прежде всего, нужно заметить, что иудейская жизнь в то время, особенно в таких глухих уголках, как Назарет, отличалась крайней простотой. Ели обыкновенно три раза в день – вечером несколько больше, чем утром и в полдень. Одежду носили также самую простую – нижний хитон, верхний плащ – простой кусок материи, и небольшой тюрбан на голове, сделанный из платка. Иисус усвоил себе ремесло своего отца (Мк.6:3) – каждый еврей обязан был знать какое-нибудь ремесло. В домашней жизни Иисуса, по-видимому, не было ничего пасмурного и мрачного. Он любил, кажется, впрочем, больше быть в общении с природой, красоты которой Он так живо изображает в Своих речах. Он наблюдал за жизнью людей – сеятелей и виноградарей, за жизнью скота и привычками пастухов и даже за привычками лисицы, забивающейся в свою потаенную нору. Но Он знал также радости, скорби, нужды и страдания промышленного населения. Он наблюдал брачные процессии, погребальные обряды, несправедливости и притеснения, отношения между должниками и заимодавцами, жизнь аристократов, поведение сборщиков податей, поступки судей. Знаком Он был и с религиозно-политическими идеями, которыми одушевлено было современное Ему иудейство, но Сам строго держался того, что было сказано в Писании, не присоединяясь ни к какой партии (Эдершейм, с. 317–322).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 51-52 И сниде с нима и прииде в Назарет: и бе повинуяся има. И Мати Его соблюдаше вся глаголголы сия в сердцы Своем. И Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек

Бе повинуяся има (был в повиновении у них). Как особенную черту, евангелист отмечает повиновение И. Христа Своим земным родителям. «Ни сознание Своего высокого призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, замечает один из описателей жизни Господа (Орда), ничто не дает Ему повода выдти из детского послушания.» Нет ничего невероятного, что, по силе этой покорности, Иисус разделял труды мнимого Своего отца – плотника (древодела); тем более, что у евреев того времени был добрый обычай обучать детей своих какому-либо ремеслу, и в этом для Господа не было ничего зазорнаго (Мих.). Мати Его соблюдеше (сохраняла) все слова и пр. (Читай в объясн. (Лк. 2:19)), – сохраняла, пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их.

Преспеваше (преуспевал) премудростию и пр. Чит. в объясн. (Лк. 2:40) Об этом преуспеянии отрока Иисуса так пишет один из дух. писателей: «Постоянным обращением со Своим небесным Отцем, углублением в Свящ. писании Своего народа, посещением в субботы синагоги Назаретской, умственным рассматриванием чудес творения, расширялось и углублялось познание отрока Иисуса, возрастала Его премудрость. Видимо для всех явилась особенная любовь Божия к Нему. Своими прекрасными качествами Он нашел также благоволение и у людей. Во всем Назарете один только был о Нем голос, что – Он прекраснейший между всеми юношами. Все любили и уважали Его». (Зем. жизнь И. Хр. Орды). «Обозревая евангельские сказания о первых годах жизни Господа Спасителя нашего, пишет один из духовн. писателей, мы невольно задаем себе вопрос: почему евангелисты указали только на две черты из детской и отроческой жизни И. Христа: на мудрость, явленную Им в храме среди книжников, и на повиновение, которое Он оказывал Своим родителям? Очевидно, что эти две черты имеют особенно важное значение для христианина и что евангелисты, указывая на них, хотели между прочим дать нам наиболее полезный нравственный урок. Указывая на беседу Спасителя во храме, когда Он привел в удивление весь Иерусалим Своим знанием Слова Божия, они этим самым поучают нас, что нет знания выше знания Слова Божия, и что, прежде чем изучать какие-либо науки, мы должны изучать Слово Божие, как единственное прочное основание всех наших знаний и убеждений. Указывая на повиновение Спасителя Иосифу и Марии, они чрез это дают нам, и особенно молодым людям, возраст которых был освящен именно этим временем жизни Спасителя, дают урок повиновения родителям и всем тем, которые занимают для нас место родителей (Сборн. Барс.).

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Ст. 51-52 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков
 

О дальнейшей жизни Иисуса до появления Его на Иордане Евангелисты ничего не говорят; один только Лука свидетельствует что Иисус возвратился из Иерусалима в Назарет, где и пребывал в повиновении у Матери Своей и Иосифа, преуспевая в премудрости и в любви у Бога и людей. Иосиф, названный отец Иисуса, был плотник, а так как на обязанности каждого еврея отца лежало обрезать сына, научить его заповедям Господним и какому-нибудь ремеслу, то несомненно, что и Иисус Христос, пребывая в повиновении у Иосифа, сначала помогал ему в его ремесле, а после смерти его и Сам зарабатывая средства к жизни этим ремеслом; в этом убеждают нас слова фарисеев, сказанные о Нем в синагоге Назаретской: "не плотник ли Он?" (Мк.6,3).
Евангелисты умалчивают о дальнейших подробностях жизни Иисуса до тридцатилетнего возраста, и поступают так потому, что целью их было изобразить общественное служение, а не частную Его жизнь.
В дальнейших повествованиях Евангелистов мы ни слова не услышим об Иосифе. Очевидно, что ко времени крещения Иисуса Иосифа уже не было в живых. Когда он умер – неизвестно, но из повествования Евангелиста Луки о том, что двенадцатилетний Иисус пошел с Матерью Своей и Иосифом в Назарет и был в повиновении у них, можно заключить, что после того Иосиф прожил еще несколько лет.
Неверующие в Божество Иисуса Христа распространяют басни о том, будто бы Он, прежде выступления своего на проповедь, много путешествовал, был в Египте и Индии, познакомился с различными религиями и заимствовал из них многое. Во-первых, эти басни не основаны ни на чем: нет ни одного исторического памятника, нет ни одного свидетельства, подтверждающего их. Во-вторых, люди, распространяющие эти басни, а также слепо принимающие их на веру, оказываются незнакомыми с Евангелием. Если бы они основательно изучили Евангелие, то не решились бы верить в такие нелепости.
Из всех четырех канонических Евангелий видно, что первосвященники, книжники, фарисеи и старейшины иудейские стали в явно враждебные к Иисусу Христу отношения с первого же дня Его всенародной проповеди (Ин.2,13-19). И потом они неотступно (хотя и не в полном составе) следили за Ним, желая уличить Его в нарушении законов Моисея и преданий старцев, чтобы предать Его за это суду синедриона. Куда бы ни пошел Господь, какой бы толпой народа ни был окружен, эти соглядатаи всегда были тут. Они боялись, что с провозглашением Иисуса Мессией их влияние на народ падет безвозвратно, а с потерей влияния они лишатся значительных выгод и доходов. Следя неотступно за Ним, враги Его, конечно, произвели тщательное расследование о Его прежней жизни. Не только прежде, но и теперь люди, желающие унизить своего врага, с особенным рвением копаются в его прошлом, узнают все мельчайшие подробности его жизни и, найдя какое-либо пятнышко, сейчас же раструбят о нем по всему свету. И враги Христовы, несомненно, узнали все Его прошлое. И, несмотря на это, никто из них не решился сказать, что Иисус путешествовал по разным странам и надолго отлучался из Назарета. А случаи к тому были. Когда, например, Господь говорил книжникам и фарисеям, что проповедуемое Им учение не Его учение, а Пославшего Его Отца, то враги Его имели прекрасный повод сказать Ему: Да, это учение не Твое; Ты заимствовал его от индусов и египтян; ведь Ты жил там! – Однако, никто не сказал Ему ничего подобного. Напротив, когда народ восхищался учением Христа, фарисеи и книжники прямо и открыто засвидетельствовали перед всеми, окружавшими тогда Господа, что Он жил в Назарете и занимался там ремеслом плотника: "Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем?" (Ин.6,42). Еще раньше этого, когда Христос проповедовал в назаретской синагоге и слушатели "дивились словам благодати, исходившим из уст Его" (Лк.4,22), то книжники и фарисеи с некоторыми назаретянами, желая рассеять произведенное проповедью впечатление, говорили: "откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотник ли Он, сын Марии, брата Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры?" (Мк.6,3; Мф.13,54-56).
А этот, невольно вырвавшийся из уст книжников и фарисеев, возглас – "как Он знает Писание не учившись?" (Ин. 7,15). Разве не служит он неопровержимым доказательством, что Иисус Христос не был ни в одной раввинской школе и вообще нигде – ни в Назарете, ни на стороне – не учился? А в те времена нельзя было человеку знать Писание, не учившись ни в какой школе. Тогда евреи не понимали уже еврейского языка и говорили на арамейском наречии; книги же ветхозаветные были написаны на еврейском языке одними согласными буквами без гласных, и потому чтение их представляло большие трудности. Перевод семидесяти толковников на греческий язык был в употреблении лишь у ученых эллинов; в еврейских же школах изучали Писание только по еврейскому тексту.
Итак, сами враги Христовы, разузнавшие, несомненно, от назаретян все относившееся к жизни Иисуса Христа, всенародно засвидетельствовали, что Он плотник, нигде не учившийся, Которого в Назарете все знают. Этого свидетельства, полагаю, достаточно, чтобы опровергнуть басни о путешествиях Иисуса Христа в Индию и Египет с целью изучения религиозных верований народов, населявших эти страны.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Пресвятой Богородице.
 

Лк.2:19. Дважды об этом говорит евангелист: Лк.2:51, указывая тем, откуда он почерпал знание о евангельских событиях, т. е. от Пресвятой Матери Божией, Которая была с самого начала «очевидицею»: Лк.1:2, и ходатаицею пред Господом: Ин.2:1-11; поэтому правосл. христиане и прибегают к Ней с молитвою о ходатайстве пред Сыном Её: Откр.12:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible