Скрыть
Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Как узнается гордый и чем врачуется? Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Правила кратко изложенные

Григорий Богослов, свт. (†389)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

За гордостью следует низложение, а за низложением – прославление. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать и, все соразмеряя праведно, воздает за противное – противным.

Против императора Юлиана (Слово 4)

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

И после этого Он даровал [христианину] по милосердию Своему [дар] покаяния, [проявляющийся] через пост, бдение, обильные молитвы и воздержание от мира, дабы он смог претерпевать унижения, возненавидеть все телесные наслаждения и возлюбить плач более смеха.

Послания

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Задирающий голову ненавидит Бога.

Трактат на Псалмы

Августин Аврелий, блж. (†430)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Дай мне открыто проявляющую себя постоянную воздержность – свободную от этих и любых других такого рода пороков и нравственных изъянов. За нее я боюсь, опасаясь гордыни, за это столь великое благо испытываю страх перед возрастанием самонадеянности. Чем больше ей присуще то, что ей в себе может понравиться, тем больше я боюсь, как бы, угождая себе самой, она не стала неугодной Тому, Кто гордым противится, а смиренным дает благодать.

О святом девстве

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Если всякая добродетель творится душой и телом, душа же и тело, коими, как я сказал, совершается всякая добродетель, суть творение Божие; то не крайне ли сумасбродствуем мы, когда величаемся и тщеславимся чуждыми украшениями души и тела? И не тем ли это паче, что, опираясь на гордость, как на тростниковую трость, мы восставляем против себя беспредельного величием Бога, таким крайним беззаконием своим и безумием привлекая на главу свою страшнейшее Его неблаговоление; ибо «Господь гордым противится» (Иак. 4:6). Вместо того, чтобы подражать Господу в смирении, мы своим тщеславным и гордостным мудрованием вступаем в содружество с неистовым врагом Господа, гордым дьяволом. Посему-то Апостол говорит: «что же имати, егоже неси приял» (1Кор. 4:7)? Разве ты сам себя создал? Если же тело и душу, из которых, в которых и чрез которых всякая добродетель бывает, получил ты от Бога, то «что хвалишися, яко не приемь» (там же)? Ибо Господь все сие тебе даровал.

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Гордым противится Бог, потому что и в начале воспротивился их началовождю. Посему, прими во внимание, каково это – иметь Бога противоборцем, а соучастником – исконного мятежника.

Письма. Книга I

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Будь смиренен, чтобы в тебе успокоился Бог, <…> Бог в тебе хочет обитать.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Бог наказывает клятвопреступников, ненасытных любителей наслаждений и прочих грешников, пренебрегающих Его заповедями, но написано, что особым образом Он противится гордым, потому что достойны самого тяжелого наказания те, кто не сомневается в собственной добродетельности, кто, будучи уверен в своей самодостаточности для спасения, отвергает помощь божественной благодати. Напротив, смиренным Он дает благодать, ведь те, кто осознает себя больными грехом и умоляет уврачевать их, по мере желания их получают исцеляющие дары. Следует заметить, что это высказывание о гордых и смиренных блаженный Иаков цитирует по древнему переводу притч Соломоновых, ту же цитату приводит и Петр в своем послании, латинский же перевод восходит к еврейскому тексту и звучит так: Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать (Притч 3:34).

О семи Кафолических посланиях


Господь даёт бóльшую благодать, чем дружба с миром, ибо земные блага временны. Мир даёт то, что будет со скорбью утрачено, а Господь щедро дарует вечную радость. Далее апостол поясняет, кому Господь щедро дарует такую благодать. Поэтому Он говорит: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Воров, клятвопреступников, распутников и других грешников Бог наказывает как презирателей Его заповедей. Но особенно Он противится, как сказано, гордым. Разумеется, более строго наказываются те, кто полагаются на собственные силы, не желают в покаянии подчиниться Божественной власти, отказываются от помощи небесной благодати, как будто они самодостаточны для собственного спасения. А смиренным Он даёт благодать. Потому что те, кто, страдая от собственных пороков, предают себя в руки истинного Врача, справедливо получают желанный дар исцеления. Однако следует заметить, что этот стих о гордых и смиренных блаженный Иаков поместил в своём Послании, подобно как и Пётр, заимствовав из древнего перевода (antiquam Translationem) Притчей Соломона. Вместо этого, в нашем издании (in nostra Editione), которое берёт начало из еврейского подлинника (de Hebraica veritate), читается так: над кощунниками Он надсмехается, а кротким дарует благодать (Прит. 3:34). То, что Господь надсмехается над кощунниками, соответствует словам Павла о тех, которые отказавшись принять Господа, пришедшего во имя Отца Своего, примут антихриста, грядущего во имя своё (см. Ин. 5:43): за то, что они не приняли любви истины, чтобы быть им спасёнными, потому пошлёт им Бог действие заблуждения, чтобы они поверили лжи (2Фес. 2:10–11). Он посмеялся над кощунниками, когда терпеливо переносил насмешки иудеев: если Он Царь Израилев, пусть сойдёт с креста, и мы поверим Ему (Мф. 27:42) – вплоть до смерти и погребения, а Своим скорым Воскресением победил их издевательства и саму смерть. Кротким же Он дарует благодать, потому что Своим смиренным последователям Он дарует [помощь] в совершении добрых дел и вечное блаженство.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-6 Или мните, яко всуе Писание глаголет: к зависти желает дух, иже вселися в ны? Большую же дает благодать; темже глаголет: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать

Здесь употреблена фигура опущения - принятый обычаем оборот сокращенной речи. Апостол как бы так говорит: «Я собственными словами убеждал вас пользоваться своей мудростью правильно и неосужденно, чтобы вы по гордости не злоупотребляли ею, не подделывали и не извращали истинного учения. Если же вы желаете наставления и от Писания, то слушайте: Господь гордым противится. Если Он гордым противится (а мы противимся обыкновенно врагам), то, без сомнения, гордые должны быть причислены к врагам, ибо Писание напрасно, без основания или по зависти, не заповедует нам невозможного, но сильно желает, чтобы через его увещания вселилась в нас благодать. Поэтому если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом и получите благодать через возвышение от Него. Гордость есть надменная до крайности злоба, но отлична от самомнения. Гордость воздымается над подчиненными ей, а самомнение над тем, чего вовсе не существует. Отличается и скромность от смирения. Скромность или смирение, прямо противоположное гордости, есть великое благо. И так как то и другое бывает в нас по нашему произволению, то всякий, возвышающий себя по гордости, осужден уже и уничижается от Господа, тогда как того, кто сам уничижил себя по скромности, Он возвышает в свое время, ибо самое упражнение в смирении возводит приобретшего оное на духовную высоту.

Иначе объясняет святой Кирилл. Если смерть вошла в мир через зависть диавола (Прем. 2, 24) и если Христос, по Писанию, вселился во внутреннего нашего человека (Еф. 3, 16-17), то вселился для того, чтобы упразднить смерть, происшедшую от зависти. Но Он не только это подает, но и большую благодать. Я, говорит Он, пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). А что Бог вселился в нас по великой любви к нам, это ясно выразил пророк, когда сказал, что ни Ангел, ни посредник, но Сам Господь Той нас спасет (Ис. 33, 22), по любви к нам и попечению о нас. Как же Спаситель даровал и большую благодать? Низложив наветника нашего сатану, почему и прибавлено: [Бог] гордым противится. Ибо как не горд тот, кто возглашает: и вселенную всю обиму рукою моею яко гнездо (Ис. 10, 14)?

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 5-6 Или мните, яко всуе писание глаголет; к зависти желает дух, иже вселися в ны? Болшую же дает благодать; темже глаголет: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать

Весьма трудно и неясно это изречение. И причина этого затруднения то, что святой Иаков не указывает определённого места божественного Писания, откуда он приводит это изречение, но он только взял смысл и перефразировал, как здесь написано. Однако, и учителя, и толкователи не объясняют это одинаково, но один толкует одним способом, другой иным. Мы же объясним здесь так, как толкуют его большинство учителей. Поскольку выше сказал брат Божий о прелюбодеях и прелюбодейцах, что сии и подобные им, т.е. в плотских и постыдных сластях ходящии, есть друзья мира и враги Божии, далее приводит смысл изречения, в котором говорит божественное Писание о прелюбодейных и разнузданных исполинах, бывших до потопа «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6:3). Вам кажется, христиане, вотще и всуе говорит Священное Писание, что дух, т.е. душа, которая пребывает в нас, сия желает и вожделевает прелюбодеяния и блуда и прочих сластей плоти? Как вожделевали и те древние исполины, бывшие до потопа, о которых написано что «видевше же сынове Божии (т.е. потомки Сифовы и Еносовы были наречены Божиими) дщери человечи (т.е. потомков Каина), яко добры суть, пояша себе жены от всех яже избраша» (Быт. 6:2). Нет, да не покажется вам, что всуе и ложно говорит это Писание, но истинно и дельно. Как те исполины, до такой степени вдали себя, в страсти и наслаждения, что душа их, будучи невещественной и духовной, стала почти вещественной и плотской, и поэтому приклонился Бог, не оставить в них духа Своего, т.е. души, Духом Святым сотворённой, но умертвить их через всемирный тот потоп. Так и сейчас, душа, которая пребывает в нас, вожделевает плотских сластей. Почему? «К зависти», т.е. по зависти дьявола, которую показал проклятый, из начала против человека. Сей мерзкий, позавидовав достоинству человека, лукавым советом обманул его и вынудил преступить заповедь Божию и вкусить от красивого плода, запрещённого древа. Этим советом, разлучил его от умного наслаждения божественных и духовных вещей и низринул его в любовь чувственных и телесных сластей. И так, разумного, по образу и по подобию Божию бывшего человека, столкнул, о горе! к уподоблению бессловесным скотам. Сей всезлобный, умертвив же душу, и отлучив человека от животворящей Благодати и заповедей Божиих и поработив его всем тленным страстям и видам злобы, в конце концов, умертвил и тело. И это он сделал только и только от своей зависти, как написано «завистию же диаволею смерть вниде в мир» (Прем. 2:24).

Бог же, умилосердившись такому крайнему окаянству человека, послал Единородного Своего Сына в мир и стал Человеком, и пострадал, и был распят, и умер, и воскрес. И так, воплощённым домостроительством и через Крещение дал величайшую Благодать и силу каждому христианину, противостоять гордому дьяволу и побеждать плотские сласти, которые тот приносит, сохраняя святые и животворящие Божии заповеди[49]. Таким образом, тот христианин, который противостоит и ведёт брань с дьяволом, побеждает страсти и пожелания плоти. Через эту же победу смиряется, воздавая всё касающееся этой победы, Богу. Таковой принимает большую Благодать и силу, чтобы достичь и других высочайших и величайших добродетелей, как пишет Приточник «Господь гордым противится смиренным же дает благодать»[50].

[49] В таком же значении толкует это изречение Иакова, мудрый и приснопамятный бывший митрополит Петербургский Гавриил, в его толковании на семь соборных Посланий. То, что намного большую силу и Благодать даровал Бог, каждому Христианину, чем ту, которую имел Адам, свидетельствует божественный Августин говоря: «У Адама не было Божией Благодати? Напротив, была великая, но несходная. Он пребывал в благе, полученном от благости своего Создателя, ведь он не уготовал себе заслугами своими такого блага [находясь] в котором вовсе не претерпел бы никакого зла. А те святые, к которым относится Благодать избавления, в этой жизни пребывают во зле, из которого взывают к Богу: «Избавь нас от зла» (Мф.6:13)… какая благодать сильнее, чем Единородный Сын Божий, равный и совечный Потому и нуждаются они если не в более обильной Благодати, то во всяком случае в более сильной, — а Отцу, сделавшийся ради них человеком и распятый грешными людьми, хотя Сам Он не имел никакого греха — ни родового, ни личного?» (Об упрёке и благодати).

[50] Чтобы не огорчать любителей слова и интересующихся, приводим здесь толкования некоторых Отцов, на это изречение. Кирилл Александрийский так говорит: «Если смерть вошла в мир через зависть диавола (Прем. 2:24) и если Христос, по Писанию, вселился во внутреннего нашего человека (Еф. 3:16-17), то вселился для того, чтобы упразднить смерть, происшедшую от зависти. Но Он не только это подает, но и большую благодать. Я, говорит Он, пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10). А что Бог вселился в нас по великой любви к нам, это ясно выразил пророк, когда сказал, что ни Ангел, ни посредник, но Сам ГосподьТой нас спасет (Ис. 33:22), по любви к нам и попечению о нас. Как же Спаситель даровал и большую благодать? Низложив наветника нашего сатану, почему и прибавлено: [Бог] гордым противится. Ибо как не горд тот, кто возглашает: «и вселенную всю обиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яица возму; и несть, иже убежит мене» (Ис. 10:14)? И ещё: «выше звезд небесных поставлю престол мой… буду подобен Вышнему» (Ис. 14:13-14) (По Феофилакту).

Святой же Митрофан, даёт толкование, почти согласно с нашим. Говорит же следующее: если вы хотите иметь дружбу с миром, о, христиане, то знайте, что это есть вражда против Бога, и это принесёт вам страдания, и одно дело, когда это происходит от вашего собственного невнимания, другое же, от зависти дьявола, который желает обладать духом живущим в вас, т.е. умной душой, чтобы сделать её подвластной и порабощённой себе, прелюбодеяниями, блудом и прочими плотскими наслаждениями, влагая их прилоги. Но сей, как бы нехотя, провоцирует христиан, большую получать Благодать, её же и получают внимательные и противостящие прилогам, находам и подстрекательствам завистливого злоначальника. Приводит и свидетельство Писания из книги Притчей: «Господь гордым противится, смиренным же дает Благодать», и этим самым как бы говорит брат Божий: братья мои Христиане, не бойтесь зависти дьявольской и его лукавых ухищрений, потому что имеете Содейственника и Помощника в невидимой брани против врага, Господа духов и Бога. Поскольку же Бог противится и подвергает браням всех гордых, а смиренным даёт Благодать, насколько более Он противится, гордому из гордых дьяволу, похваляющегося и возвышающего голову против Бога Вседержителя. Итак, сему противится и ведёт брань вместе с вами Сам Господь, а вам же даёт Благодать и силу, чтобы вам побеждать ухищрения и коварства его. Это изречение святого Иакова, приводит Митрофан в толковании на стих: «И рече змий жене: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго?» и проч. (Быт. 3:1), и это же изречение, он приводит в толковании на стих из пророка Захарии об Иисусе Иоседекове: «и диавол стояше одесную его, еже противитися ему» (Зах. 3:1).

Премудрый же Феофилакт с Икумением говорят что, что поскольку лжеучителя, о которых сказал божественный Иаков, гордились своей мудростью, показывая как слова истины, ненастоящее учение, поэтому говорит брат Господень, что если вы желаете наставления и от Писания, то слушайте: Господь гордым противится. Если Он гордым противится (а мы противимся обыкновенно врагам), то, без сомнения, гордые должны быть причислены к врагам, ибо Писание напрасно, без основания или по зависти, не заповедует нам невозможного, но сильно желает, чтобы через его увещания вселилась в нас благодать. Поэтому если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом и получите благодать через возвышение от Него. Гордость есть надменная до крайности злоба, но отлична от самомнения. Гордость воздымается над подчиненными ей, а самомнение над тем, чего вовсе не существует. Отличается и скромность от смирения. Скромность или смирение, прямо противоположное гордости, есть великое благо. И так как то и другое бывает в нас по нашему произволению, то всякий, возвышающий себя по гордости, осужден уже и уничижается от Господа, тогда как того, кто сам уничижил себя по скромности, Он возвышает в свое время, ибо самое упражнение в смирении возводит приобретшего оное на духовную высоту. Гордость же это в конец превознесённое зло, которое отличается от самомнения. И если гордость превозносится теми дарованиями, которые человек имеет, то самомнение возносится тем, что не имеет. Таким образом, самомнение есть худшая страсть, перед тщеславием и гордостью. Рождается же сия от корня всех зол, самолюбия.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Желая еще более сказать и доказать читателям совершенную несовместимость любви к Богу с любовью к миру, св. Апостол закрепляет высказанную им (ст. 4) мысль двойною ссылкою на свидетельство Священного Писания Ветхого Завета. Но смысл первой цитаты Апостола представляется толкователям крайне затруднительным и неясным, как вследствие того, что приводимых в ст. 5 слов в качестве свидетельства Писания - в буквальном виде - не имеется во всем Ветхом Завете, так и в силу трудности отдельных слов и целого выражения первой цитаты. Несомненно, однако, что оба стиха 5 и 6 должны утверждать или обосновывать мысль Апостола ст. 4 о взаимно исключающем отношении любви к Богу и привязанности к миру, хотя бы каждый стих делал это с одной определенной стороны. В греческом тексте первая цитата читается так: προ­̀ς φθόνον ἐπι­ποθεῖ τὸ πνεῦμα ὃ κατώκησεν ἐν ἡμῖν: к зависти желает дух, иже вселился в нас. Славянское «к зависти желает» неясно; ближе мысль подлинника передает русский перевод: «до ревности любит». Это - о Боге, который ревниво любит дух человека, - тот дух, который Он сам вдохнул в человека (Быт 2:7; Еккл 12:7). Последняя мысль сама собою дается, если вместо принятого чтения κατώκησεν, вселился, обитает, избрать чтение авторитетнейших кодексов (Синайского, Ватиканского, Александрийского и др.): κατώκισεν, поселил, вселил (дух в человека).

Буквально такого места в Ветхом Завете не встречается; приведенная цитата есть как бы свод или обобщение нескольких ветхозаветных мест о Боге - Ревнителе (Исх 6:3-7; Исх 20:5; Втор 5:9; Наум 1:2; Зах 8:2), сотворившем дух человека (Быт 2:7; Еккл 12:7) и ревниво требующем служения человека только Богу (Быт 6:3-7). Но мысль и связь текста с предыдущим и последующим ясна. «Бог, любящий человеческого духа, как бы ревнует его к миру, любит его не просто, но с ревностью или до ревности, до ревнивого беспокойства о том, чтобы любимый не прельстился миром и не был увлечен им. И когда любимый, отвращаясь от мира, сам стремится к Богу, то Бог дает ему тем большую благодать, ущедряет его своею благодатью в воздаяние за верность в любви к себе» (еп. Михаил). Упомянутое (ст. 4) Апостолом омирщение многих христиан дало ему повод говорить о ревнивой любви Божией. Далее, в ст. 6, к одной ветхозаветной цитате он присоединяет другую - из Притч 3:34 по чтению LХХ-ти (с заменою лишь слова Κύριος, словом Θεός), - доказывающую, в сущности, ту же мысль, что христиане, всецело принадлежащие Богу - Ревнителю, в своей деятельности могут быть то врагами Бога, то Его друзьями, почему Бог первым противится (ἀν­τιτάσ­σεται), а последним дает благодать (δίδωσι χάριν). Любящий мир или враги Божии названы у Апостола гордыми, поскольку они не хотят знать Бога и Его благ, ищут лишь мирских благ, всецело полагаясь на собственные силы. Напротив, любящие Бога, друзья Божии названы смиренными: вся их надежда на Бога; ища небесных благ, они полагаются только на милость и благодать Божию, имея самое скромное, смиренное понятие о себе. Поэтому и Бог щедро дарует им содействие благодати.

Толковая Библия

Валериан (†?)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Вот, один из-за любви к смирению приглашается к благодати, другой из-за греха гордости предназначается к наказанию. Следовательно, пусть каждый в отдельности искоренит в себе, если у кого-то увеличилась опухоль высокомерия, чтобы оружие небесной справедливости не обратилось против него.

Гомилии

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать.


Некоторые из них учат, что брак – это разврат, происходящий от дьявола, и что им самим следует подражать Господу, Который не женился и не имел никакого имущества. Они гордятся тем, что якобы постигли более глубокий смысл Евангелия, недоступный остальным. Говорит же им Писание: Бог гордым противится, a смиренным дает благодать.

Строматы

Экумений (†VIв.)

Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Так что он не без цели сказал, что горделивое презрение Господних догматов и стремление к мирскому творит вражду против Бога. Если же Он гордым противится – а мы имеем обыкновение сопротивляться врагам, – то ясно, что гордые почитаются в числе врагов.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

5Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? 6Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Или вы думаете, что напрасно
и проч.: одно из затруднительных для понимания и толкования изречений, почему и составилось на него много толкований. Затруднение происходит, во-первых, оттого, что слов – до ревности любит дух и проч., приводимых как изречение Писания, во всем ветхозаветном Писании нет буквально; во-вторых, оттого, что самые эти слова и по грамматическому сложению речи, и по мысли не вполне ясны и допускают много толкований.

Лучшим из всех толкований представляется то, которое слова – до ревности любит дух и проч. не считает цитатою из ветхозаветного Писания, а словами самого апостола, и выражение – говорит Писание (ст. 5) относит к цитате 6-го стиха: Бог гордым противится и проч. То есть апостол, написав обычное при ссылках на слова ветхозаветного Писания – говорит Писание, прежде чем привести самые слова Писания, снова вставляет свое собственное сильное, поясняющее нижеприведенные слова Писания изречение – до ревности любит дух и проч., и после него приводит уже точно самые слова Писания – Бог гордым противится и проч., при повторительной формуле цитации (посему и сказано; ст. 6), так как цитованные слова производятся не вслед за прежней формулой цитации (говорит Писание; ст. 5). Примеры подобных перерывов в цитации ветхозаветных изречений есть: ср. Рим.11:2-3.

Что касается самого смысла изречения: до ревности любит дух и проч., то кажется правильнейшим такой перевод всего этого изречения: «Бог до ревности (сильно, даже до ревности) любит духа, живущего в нас, то есть духа человеческого, которого Он вдохнул в человека (Быт.2:7), но тем большую дает ему благодать, если этот дух человеческий сам сильно стремится к Нему, а не к миру. Посему и сказано – Бог гордым противится и проч.». То есть дух человеческий есть образ и подобие Духа Божественного, или Бога; посему Бог любит его и в падшем его состоянии (по каковой любви Он и определил спасти его чрез Христа). Но падший дух человеческий может стремиться и к Богу, и к миру; если к миру, то он становится и должен стать врагом Богу (ст. 4); если к Богу, то он становится и должен стать врагом миру. Ввиду возможности для духа человеческого прилепиться к миру и стать врагом Богу и представляется человекообразно, что Бог, любящий человеческого духа, как бы ревнует его к миру, любит его не просто, но с ревностию, или до ревности, до ревнивого беспокойства о том, чтобы любимый не прельстился миром и не был увлечен им.

И когда любимый, отвращаясь от мира, сам стремится к Богу, то Бог дает ему тем большую благодать, ущедряет его своею благодатию в воздаяние за его верность в любви к Себе. Посему не напрасно говорит Писание, когда говорит, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Притч.3:34).

Гордые – это те, которые, высокомудрствуя о себе и ища всюду и во всем только удовлетворения своему эгоизму, отдаляются от любви Господней и делаются друзьями мира, в котором только и могут находить удовлетворение своей гордости, а чрез то делаются врагами Богу (ст. 4), почему Он им и противится, не благоволит к ним и отвращается от них.

Смиренные – это те, которые, отвергнув гордость и высокомерие, раскрывают в себе направление нравственное, противоположное эгоизму, и, любовию к Богу стремясь, не ищут дружбы с миром, а потому делаются угодными Богу, почему Он и дает им благодать, или милость Свою, ущедряет их дарами Своей милости, которые ведут их к совершенству, то есть к блаженству. При таком толковании стихи 5-й и 6-й стоят в тесной связи со стихом 4-м, подтверждая словами Писания изреченную в нем истину: дружба с миром есть вражда против Бога, это несомненно, ибо не напрасно говорит Писание, что Бог гордым, то есть друзьям мира, противится, а смиренным, то есть врагам мира, дарует благодать Свою; не напрасно это говорит Писание, тем более что Сам Бог до ревности любит духа человеческого и тем большую дает ему благодать, если он, соответствуя любви к нему Бога, и сам стремится к Нему любовию, становясь врагом мира.

Толковый Апостол. Соборные послания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Возвращаясь к своей мысли о начале зла в пожеланиях злых, Апостол приводит на память изречение Писания о том, что люди еще со времен допотопных помышляют постоянно о зле (Быт.6:6) [Выражение Славянского текста 5-го стиха: «к зависти желает дух» более близко к истинному смыслу, нежели слова Русского перевода; но зато в Русском переводе ближе к истинному смыслу последние слова: «живущий в нас»]. Сказавши о склонности людской ко греху, Апостол, чтобы не оставить христиан при мысли о бессилии в делании добра, говорит далее о том, что в помощи нам дается божественная благодать. Но если люди, несмотря на все множество божественных даров (т. е. творения и возрождения), будут противиться Богу, то и Он станет против них: тогда как, напротив, смиренным Он дает благодать, сравн.(Ин.1:17).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вере.
 

Лк.8:47-48. Если бы и мы с такой верой прикасались ко Христу, какая была у женщины, то и нас эта вера спасла бы: Ин.20:291Пет.1:82Кор.5:7; но «в злохудожную душу» не придет благодать; Иак.4:6; Иуд.1:4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible