Скрыть
вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

Ничтожность здоровья стало быть, то, что на время этому человеку вернули телесное здоровье, означает, что этому пару дали некоторую отсрочку. Итак, не следует считать это чем-то значительным: человеческое здоровье ничтожно.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 13-14 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

Апостол намекает, что такое настроение является причиной всякой глупости: они строят планы о росте прибыли, считая, что будут долго жить; говорят, где проведут год, полагая, что это в их власти, и при этом не считают нужным помнить о Суде Всевышнего. Ведь что такое жизнь ваша? Пар, ненадолго являющийся, а потом исчезающий. Апостол не говорит: «что такое жизнь наша?», но: что такое жизнь ваша? Потому что праведники тогда начинают жить по-настоящему, когда достигают конца этой жизни. Враги же Господни, когда будут прославлены и превознесены, рассеиваются, как дым рассеются они (Пс. 36:20). Однако не следует думать, будто слова апостола – это мысли нечестивых, о которых упоминает книга Премудрости: Ибо мы рождены из ничего, и после будем как небывшие. Ибо дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как лёгкий воздух (Прем. 2:2–3). Так рассуждали те, кто верил в существование только этой жизни, повторяя за Эпикуром: «После смерти нет ничего, и сама смерть – ничто». Блаженный Иаков делает такой вывод, чтобы научить их тому, что настоящая жизнь нечестивых коротка, и за ней следует вечная смерть, согласно словам блаженного Иова: проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю (Иов. 21:13).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Иже не весте, что утре случится. - Показывает суетность нашей жизни и пристыждает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на привременное зло. То же и Давид говорит: убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс. 38, 7), то есть суетится над тем, что не существует, а представляется как бы в призраке, или над тем, что не самостоятельно, но составляет как бы подобие и изображение истинно преуспевающей жизни.

Ст. 14-15 Кая бо жизнь ваша? пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим cue или оно. - Пар есть мрачный состав, происходящий от сильного жара и влажности и имеющий самое краткое бытие, ибо по причине крайней тонкости скоро изчезает от соприкосновения с окружающим, вступая в оное и разлагаясь, подобно тому как небольшая часть влаги в воду. Вот чему уподобил апостол жизнь нашу, и весьма прилично. Прервав на половине речь этим сравнением, он опять возвращается к ней и продолжает ее. Вот связь ее: «теперь послушайте вы, говорящие: «Сего дня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль»; между тем вам следовало бы говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»».

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

иже не весте, что утре случится

Этим словом брат Божий порицает говорящих безумные слова, о них же выше уже было сказано, у которых настолько отсутствует естественное ведение, что они даже не знают, что может породить завтрашний день, как говорит Приточник: «Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй» (Притч. 27:1), и ещё: «Не рцы: отшед возвратися, и заутра дам, сильну ти сущу благотворити; не веси бо, что породит день находяй» (Притч. 3:28). Говорит же и в книге праведного Иова, божественное Писание, порицая неведение людей «вчерашни бо есмы и не вемы» (Иов 8:9). И Екклесиаст говорит: «Яко убо не разуме человек времене своего; якоже рыбы уловляемы во мрежи зле, и аки птицы уловляемы в сети; якоже сия, уловляются сынове человечестии во время лукаво, егда нападет на ня внезапу» (Еккл. 9:12).

кая бо жизнь ваша, пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает

Пар, по святому Феофилакту, есть некий состав воздуха, испаряющийся от влажности или от жара огня, малейшее вещество имеющий, т.е. имеющий сильную тонкость и поэтому быстро исчезающий в воздухе. Этому-то пару, уподобил жизнь человеческую святой Иаков. Укоряет же христиан, о которых было сказано выше, говорящих неразумные слова, по святому Митрофану, и так говорит к ним: христиане, братья, если вы не знаете, что принесёт вам завтрашний день, по естественному неведению, вашему, и если не имеете уверенности в себе, что доживёте до завтра, по причине быстроты и краткости жизни, которая подобна, легко исчезающему пару, зачем же вам мечтать, вашим умом о летах многих? Зачем же вам грезить о приобретении многой прибыли и торговле? Не помышляете ли вы, неразумные, что внезапно может к вам придти смерть? Не думаете ли вы о искушениях и бедствиях, которые могут вас встретить и от которых силен избавить только Сам Вседержитель Господь? Который через пророка Осию говорит «спасающаго несть разве Мене» (Ос. 13:4). Зачем же вы оставляете Промысл Божий и стараетесь своими силами насладиться прибытками, коих желаете?

Согласно со святым Иаковом, и Ветхое Писание укоряет, это легко исчезающее, человеческой жизни. У и Иова говорится: «сень бо есть наше житие на земли» (Иов 8:9). И ещё: «Человек бо рожден от жены малолетен и исполнь гнева; или якоже цвет процветый отпаде, отбеже же яко сень, и не постоит» (Иов 14:1-2). И паки: «живущих же в бренных храминах (т.е. в телах), от нихже и мы сами от тогожде брения есмы, порази, якоже молие, и от утра даже до вечера к тому не суть; зане не могоша себе помощи, погибоша» (Иов 4:19-20). У Исаии же, так пишется: «дхну на них ветр, и изсхоша, и буря аки стеблие возмет их» (Ис. 40:24). Пророк же Давид, показывая суетное жизни, устыждает нас, потому что весь труд наш, расточается на суету, говорит: «Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется» (Пс. 38:7), т.е. как бы, не для существующего, трудится несчастный человек, имея некое непостоянное подобие образа, а не действительно существующие вещи, по толкованию святого Феофилакта и Икумения.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

Жизнь наша в руках Божиих: мы не можем расчислить наверное, будем ли живы завтра. Мы – слабое и мимолетное творение; наша жизнь как пар, на короткое время являющийся и потом исчезающий. Какое побуждение к тому, чтобы всякою минутою жизни пользоваться благоразумно, дорожа временем (Еф. 5:16), по апостолу.

Дневник. Том I. 1856

Экумений (†VIв.)

вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

Иаков показывает суетность и ничтожность нашей жизни и пристыжает нас, что ради этого мы проводим все время нашей жизни, и весь наш труд оканчивается повседневными бедами и исчезновением из бытия.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

13Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; 14вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. 15Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – 16вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Обличение самонадеянности и тщеславия, забывающего полную зависимость от Бога всяких дел человеческих и самой жизни человеческой. Обличение направлено главным образом против торгующих, и это свидетельствует, что в обществах читателей послания развито было торговое ремесло в значительной степени, но лишено было нравственной чистоты, именно: занимавшиеся им были самонадеянны и легкомысленны. Кажется, торговцы берутся здесь только в виде примера, а в лице их характеризуется вообще легкомыслие людей, забывающих при своих стремлениях к тленным прибыткам, или вообще земным благам, зависимость свою от воли Божией. Смысл увещания и предостережения тот же, что смысл притчи Христовой о богаче, у коего был хороший урожай (Лк.12:16-21; см. прим.).

Послушайте вы, говорящие и проч.: представляются люди, рассуждающие так, как будто бы жизнь их и дела их зависят единственно от них, и нет над ними высшей воли, которая может обратить в один миг в ничто все их предположения и затеи, совершенно без их ведома. Нелепость и неразумность подобного отношения к делам житейским апостол указывает в том, что от человека сокрыто ведение даже ближайшего будущего (что случится завтра; ср.Лк.12:20: безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя), при кратковременности вообще человеческой жизни. «Не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека, но нужна и благодать свыше. Ибо можно бегать и торговать и совершать все нужное для жизни, но не должно приписывать это собственным трудам, а человеколюбию Божию» (Феофилакт).

Не знаете, что случится завтра: то есть будете ли вы еще живы (Притч.27:1), а вы предначертываете для себя разные планы стяжаний, да еще на целые годы (ст. 13).– «Показывает суетность нашей жизни и пристыжает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на привременное зло. То же и Давид говорит: убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс.38:7), то есть суетится над тем, что само в себе не имеет истинного бытия, а является только как бы в призраке» (Феофилакт).

Жизнь наша и вообще-то есть пар, на малое время являющийся и потом исчезающий так же скоро, как скоро появляется (ст. 15). И появление и исчезновение пара зависит не от него самого; точно так же начало и конец кратковременной вообще жизни человеческой. Как начало, так и продолжение и окончание ее – в воле Божией, а потому правильный, разумный и религиозный взгляд человека на предприятия и намерения свои непременно должен покоиться на мысли, что если угодно будет Господу и будем живы, то сделаем то или другое, так как все в воле Божией: и жизнь человека, и исполнение тех или других намерений его; угодно будет Ему допустить, чтобы мы сделали то или другое или чтобы мы даже остались живы, Он допустит, не угодно – не можем сделать и даже можем во всякий миг лишиться жизни.

Противоположный сему взгляд на жизнь, какой выражен в стихе 13-м, происходит от надменности и тщеславия и есть выражение этих пороков, ибо только легкомысленная гордость может породить в человеке нелепую мысль, что он сам – полновластный распорядитель своей жизни и своих действий. Что всякое такое тщеславие, выражающееся в подобных взглядах, есть зло, это само собою понятно, а те, к которым обращена эта речь, испытывают это сами на себе.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло

Не без ассоциации с предыдущим апостол обличает теперь самонадеянность и тщеславие людей, забывающих полную зависимость от Бога всех дел человеческих и самой жизни человеческой и совершенную непрочность, как бы мимолетность последней. В пример этого рода самонадеянных людей берутся торговцы, ремесло которых, очевидно, было распространено среди читателей послания, но вместе с тем лишено было нравственной чистоты: самонадеянность, легкомыслие их и исключительная преданность земным прибыткам и интересам, с забвением о тленности и скоропереходящем характере земной жизни вообще вызвали Апостола на обличения, увещания и предостережения, смысл которых тот же, что смысл притчи Христовой о любостяжательном богаче (Лк 12:16-21). Указывая (ст. 13), сколь неразумно поступают люди, рассуждающие так, как бы жизнь и дела их зависят единственно от них, и как бы нет над ними высшей воли, которая в одно мгновение может в ничто обратить все их предположения и затеи, - Апостол «не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека, но нужна и благодать свыше. Ибо можно бегать и торговать, и совершать все нужное для жизни, но не должно приписывать это собственным трудам, а человеколюбию Божию» (блаж. Феофил.). В ст. 14 апостол сильно и в духе ветхозаветных писателей (ср. Иов 8:9; Пс СI:12; CXLIII:4) изображает непрочность человеческого существования, предостерегая читателей и всех вообще христиан от осужденного им выше (ст. 13) неразумного суждения торговцев. «Показывает суетность нашей жизни, и пристыжает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на провременное зло. То же и Давид говорит: убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (Пс 38:7), т. е. суетится над тем, что само в себе не имеет истинного бытия, а является только как бы в призраке» (блаж. Феофил.). Истинный, разумный и религиозный взгляд на предприятия, дела и самую жизнь человека всегда, по ст. 15, должен основываться на верующей мысли: «если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое». Вышеприведенные же речи торговцев (ст. 13), прямо противоположные этой смиренной преданности воле Божией, очевидно, грешат самоуверенностью, надменностью и в конце концов вытекают из гордости (ст. 16). «Гордость житейская» (ср. 1Ин. 2:16) только может породить в человеке нелепую и опасную мысль, будто он есть полновластный распорядитель своей жизни и своих действий.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Многие, по легкомыслию и самомнению, берут себе не принадлежащее им право суда над другими. Еще чаще самонадеянные люди преждевременно определяют себя самих на разного рода дела. Между тем, не только дела наши, но и самая жизнь наша не зависит от нас; и она так скоро может быть отнята у нас, как проходит легкий пар, явившийся на мгновение и исчезающий. «Жизнь моя – дуновение», говорит пророк Иов (Иов.7:7). Подобным же образом говорил Премудрый: «жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца» (Прем.2:4). Если уже и сама жизнь так скоропреходяща, то не понятно ли после сего, что все житейское, чем надмеваются люди богатые, есть суета; и не ясно ли как грубо ошибаются и неразумно впадают в самомнение люди, ведающие и сознающие, что это зло, и вообще знающие волю Божию и поступающие вопреки ей.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible