Скрыть
Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

Святые отцы

Прочие

Нил Синайский, прп. (†430)

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»

Сказано: «желает Дух», Которого вселил в нас Бог (Иак. 4:5). Чего же желает, что выше всего ценит и любит Дух Божий, кроме единения, единомыслия и взаимной любви братий? Но любовь порождается смиренномудрием и благоговением, а зависть и горькая ненависть происходит от презорства и кичливости. Посему и сказано: «Бог гордым противится» (Иак. 4:6), восставая на них за их безумие, как на сатану, который прежде всех стал болезновать гордынею. «Смиренным же дает благодать», то есть источает какие-либо духовные дарования старающимся смиряться ради Бога.

Письма на разные темы. Евлампию


Желал бы ты знать, что значит сказанное архиепископом Иерусалимским Иаковом: «Или мните, яко всуе Писание глаголет: к зависти» (Иак. 4:5)? Не безвременно, но весьма благовременно и с особенною целью Божественное Писание говорит против зависти. Потому что всякое святое изречение против всякой страсти, особливо же против пагубной зависти, обыкновенно возлагает на нас самое крепкое оружие.

Письма на разные темы. Евлампию

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»

Некоторые считают, что в этом предложении: До ревности любит дух, живущий в вас, - имеется в виду, что Дух [Божий] старается победить зависть внутри нас. Другие же полагают, что здесь идет речь о духе человеческом, и понимают сказанное следующим образом: не прелюбодействуйте, не держитесь за вожделения мира, потому что, пока дух ваш любит земное, вы ревнуете, завидуете тем, у кого есть то, чем вы стремитесь обладать.

О семи Кафолических посланиях


Имеется ввиду то Писание, которое, удерживая верных от общения со злыми, говорит устами Моисея: не заключай союза ни с ними, ни с богами их. Не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня. Если же ты будешь служить богам их, то это будет тебе в соблазн (Исх. 23:32–33). И ещё: не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их (Исх. 23:24). До ревности желает Дух, Живущий (Поселившийся – Vlg.) в вас? Поскольку [здесь звучит] порицание, [это место] следует читать вопросительно, словно апостол говорит: Разве Дух благодати, Которым вы были запечатлены в день искупления (ср. Еф. 4:30), желает, чтобы вы завидовали друг другу? Не Благой Дух производит в вас порок зависти, но злой. Это вопросительное предложение подобно стиху псалма: брат не искупит, искупит ли человек? (Пс. 48:8). Это понимается так: если нас не искупил Христос, Который благоволил стать нашим братом по человечеству, то разве может искупить нас какой-либо простой человек? Некоторые излагают этот стих так: к зависти желает Дух, Живущий (Поселившийся – Vlg.) в вас. Он желает противного зависти, то есть Он желает, чтобы недуг зависти был побеждён и искоренён из ваших сердец. Другие относят сказанное к человеческому духу и понимают так: не пожелайте! Не дружите с этим миром! Ибо до тех пор, пока ваш дух желает земного, он непременно желает к зависти, и вы завидуете, когда желаете получить то, что имеют другие.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-6 Или мните, яко всуе Писание глаголет: к зависти желает дух, иже вселися в ны? Большую же дает благодать; темже глаголет: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать

Здесь употреблена фигура опущения - принятый обычаем оборот сокращенной речи. Апостол как бы так говорит: «Я собственными словами убеждал вас пользоваться своей мудростью правильно и неосужденно, чтобы вы по гордости не злоупотребляли ею, не подделывали и не извращали истинного учения. Если же вы желаете наставления и от Писания, то слушайте: Господь гордым противится. Если Он гордым противится (а мы противимся обыкновенно врагам), то, без сомнения, гордые должны быть причислены к врагам, ибо Писание напрасно, без основания или по зависти, не заповедует нам невозможного, но сильно желает, чтобы через его увещания вселилась в нас благодать. Поэтому если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом и получите благодать через возвышение от Него. Гордость есть надменная до крайности злоба, но отлична от самомнения. Гордость воздымается над подчиненными ей, а самомнение над тем, чего вовсе не существует. Отличается и скромность от смирения. Скромность или смирение, прямо противоположное гордости, есть великое благо. И так как то и другое бывает в нас по нашему произволению, то всякий, возвышающий себя по гордости, осужден уже и уничижается от Господа, тогда как того, кто сам уничижил себя по скромности, Он возвышает в свое время, ибо самое упражнение в смирении возводит приобретшего оное на духовную высоту.

Иначе объясняет святой Кирилл. Если смерть вошла в мир через зависть диавола (Прем. 2, 24) и если Христос, по Писанию, вселился во внутреннего нашего человека (Еф. 3, 16-17), то вселился для того, чтобы упразднить смерть, происшедшую от зависти. Но Он не только это подает, но и большую благодать. Я, говорит Он, пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). А что Бог вселился в нас по великой любви к нам, это ясно выразил пророк, когда сказал, что ни Ангел, ни посредник, но Сам Господь Той нас спасет (Ис. 33, 22), по любви к нам и попечению о нас. Как же Спаситель даровал и большую благодать? Низложив наветника нашего сатану, почему и прибавлено: [Бог] гордым противится. Ибо как не горд тот, кто возглашает: и вселенную всю обиму рукою моею яко гнездо (Ис. 10, 14)?

Толкование на соборное послание апостола Иакова

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 5-6 Или мните, яко всуе писание глаголет; к зависти желает дух, иже вселися в ны? Болшую же дает благодать; темже глаголет: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать

Весьма трудно и неясно это изречение. И причина этого затруднения то, что святой Иаков не указывает определённого места божественного Писания, откуда он приводит это изречение, но он только взял смысл и перефразировал, как здесь написано. Однако, и учителя, и толкователи не объясняют это одинаково, но один толкует одним способом, другой иным. Мы же объясним здесь так, как толкуют его большинство учителей. Поскольку выше сказал брат Божий о прелюбодеях и прелюбодейцах, что сии и подобные им, т.е. в плотских и постыдных сластях ходящии, есть друзья мира и враги Божии, далее приводит смысл изречения, в котором говорит божественное Писание о прелюбодейных и разнузданных исполинах, бывших до потопа «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6:3). Вам кажется, христиане, вотще и всуе говорит Священное Писание, что дух, т.е. душа, которая пребывает в нас, сия желает и вожделевает прелюбодеяния и блуда и прочих сластей плоти? Как вожделевали и те древние исполины, бывшие до потопа, о которых написано что «видевше же сынове Божии (т.е. потомки Сифовы и Еносовы были наречены Божиими) дщери человечи (т.е. потомков Каина), яко добры суть, пояша себе жены от всех яже избраша» (Быт. 6:2). Нет, да не покажется вам, что всуе и ложно говорит это Писание, но истинно и дельно. Как те исполины, до такой степени вдали себя, в страсти и наслаждения, что душа их, будучи невещественной и духовной, стала почти вещественной и плотской, и поэтому приклонился Бог, не оставить в них духа Своего, т.е. души, Духом Святым сотворённой, но умертвить их через всемирный тот потоп. Так и сейчас, душа, которая пребывает в нас, вожделевает плотских сластей. Почему? «К зависти», т.е. по зависти дьявола, которую показал проклятый, из начала против человека. Сей мерзкий, позавидовав достоинству человека, лукавым советом обманул его и вынудил преступить заповедь Божию и вкусить от красивого плода, запрещённого древа. Этим советом, разлучил его от умного наслаждения божественных и духовных вещей и низринул его в любовь чувственных и телесных сластей. И так, разумного, по образу и по подобию Божию бывшего человека, столкнул, о горе! к уподоблению бессловесным скотам. Сей всезлобный, умертвив же душу, и отлучив человека от животворящей Благодати и заповедей Божиих и поработив его всем тленным страстям и видам злобы, в конце концов, умертвил и тело. И это он сделал только и только от своей зависти, как написано «завистию же диаволею смерть вниде в мир» (Прем. 2:24).

Бог же, умилосердившись такому крайнему окаянству человека, послал Единородного Своего Сына в мир и стал Человеком, и пострадал, и был распят, и умер, и воскрес. И так, воплощённым домостроительством и через Крещение дал величайшую Благодать и силу каждому христианину, противостоять гордому дьяволу и побеждать плотские сласти, которые тот приносит, сохраняя святые и животворящие Божии заповеди[49]. Таким образом, тот христианин, который противостоит и ведёт брань с дьяволом, побеждает страсти и пожелания плоти. Через эту же победу смиряется, воздавая всё касающееся этой победы, Богу. Таковой принимает большую Благодать и силу, чтобы достичь и других высочайших и величайших добродетелей, как пишет Приточник «Господь гордым противится смиренным же дает благодать»[50].

[49] В таком же значении толкует это изречение Иакова, мудрый и приснопамятный бывший митрополит Петербургский Гавриил, в его толковании на семь соборных Посланий. То, что намного большую силу и Благодать даровал Бог, каждому Христианину, чем ту, которую имел Адам, свидетельствует божественный Августин говоря: «У Адама не было Божией Благодати? Напротив, была великая, но несходная. Он пребывал в благе, полученном от благости своего Создателя, ведь он не уготовал себе заслугами своими такого блага [находясь] в котором вовсе не претерпел бы никакого зла. А те святые, к которым относится Благодать избавления, в этой жизни пребывают во зле, из которого взывают к Богу: «Избавь нас от зла» (Мф.6:13)… какая благодать сильнее, чем Единородный Сын Божий, равный и совечный Потому и нуждаются они если не в более обильной Благодати, то во всяком случае в более сильной, — а Отцу, сделавшийся ради них человеком и распятый грешными людьми, хотя Сам Он не имел никакого греха — ни родового, ни личного?» (Об упрёке и благодати).

[50] Чтобы не огорчать любителей слова и интересующихся, приводим здесь толкования некоторых Отцов, на это изречение. Кирилл Александрийский так говорит: «Если смерть вошла в мир через зависть диавола (Прем. 2:24) и если Христос, по Писанию, вселился во внутреннего нашего человека (Еф. 3:16-17), то вселился для того, чтобы упразднить смерть, происшедшую от зависти. Но Он не только это подает, но и большую благодать. Я, говорит Он, пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10). А что Бог вселился в нас по великой любви к нам, это ясно выразил пророк, когда сказал, что ни Ангел, ни посредник, но Сам ГосподьТой нас спасет (Ис. 33:22), по любви к нам и попечению о нас. Как же Спаситель даровал и большую благодать? Низложив наветника нашего сатану, почему и прибавлено: [Бог] гордым противится. Ибо как не горд тот, кто возглашает: «и вселенную всю обиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яица возму; и несть, иже убежит мене» (Ис. 10:14)? И ещё: «выше звезд небесных поставлю престол мой… буду подобен Вышнему» (Ис. 14:13-14) (По Феофилакту).

Святой же Митрофан, даёт толкование, почти согласно с нашим. Говорит же следующее: если вы хотите иметь дружбу с миром, о, христиане, то знайте, что это есть вражда против Бога, и это принесёт вам страдания, и одно дело, когда это происходит от вашего собственного невнимания, другое же, от зависти дьявола, который желает обладать духом живущим в вас, т.е. умной душой, чтобы сделать её подвластной и порабощённой себе, прелюбодеяниями, блудом и прочими плотскими наслаждениями, влагая их прилоги. Но сей, как бы нехотя, провоцирует христиан, большую получать Благодать, её же и получают внимательные и противостящие прилогам, находам и подстрекательствам завистливого злоначальника. Приводит и свидетельство Писания из книги Притчей: «Господь гордым противится, смиренным же дает Благодать», и этим самым как бы говорит брат Божий: братья мои Христиане, не бойтесь зависти дьявольской и его лукавых ухищрений, потому что имеете Содейственника и Помощника в невидимой брани против врага, Господа духов и Бога. Поскольку же Бог противится и подвергает браням всех гордых, а смиренным даёт Благодать, насколько более Он противится, гордому из гордых дьяволу, похваляющегося и возвышающего голову против Бога Вседержителя. Итак, сему противится и ведёт брань вместе с вами Сам Господь, а вам же даёт Благодать и силу, чтобы вам побеждать ухищрения и коварства его. Это изречение святого Иакова, приводит Митрофан в толковании на стих: «И рече змий жене: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго?» и проч. (Быт. 3:1), и это же изречение, он приводит в толковании на стих из пророка Захарии об Иисусе Иоседекове: «и диавол стояше одесную его, еже противитися ему» (Зах. 3:1).

Премудрый же Феофилакт с Икумением говорят что, что поскольку лжеучителя, о которых сказал божественный Иаков, гордились своей мудростью, показывая как слова истины, ненастоящее учение, поэтому говорит брат Господень, что если вы желаете наставления и от Писания, то слушайте: Господь гордым противится. Если Он гордым противится (а мы противимся обыкновенно врагам), то, без сомнения, гордые должны быть причислены к врагам, ибо Писание напрасно, без основания или по зависти, не заповедует нам невозможного, но сильно желает, чтобы через его увещания вселилась в нас благодать. Поэтому если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом и получите благодать через возвышение от Него. Гордость есть надменная до крайности злоба, но отлична от самомнения. Гордость воздымается над подчиненными ей, а самомнение над тем, чего вовсе не существует. Отличается и скромность от смирения. Скромность или смирение, прямо противоположное гордости, есть великое благо. И так как то и другое бывает в нас по нашему произволению, то всякий, возвышающий себя по гордости, осужден уже и уничижается от Господа, тогда как того, кто сам уничижил себя по скромности, Он возвышает в свое время, ибо самое упражнение в смирении возводит приобретшего оное на духовную высоту. Гордость же это в конец превознесённое зло, которое отличается от самомнения. И если гордость превозносится теми дарованиями, которые человек имеет, то самомнение возносится тем, что не имеет. Таким образом, самомнение есть худшая страсть, перед тщеславием и гордостью. Рождается же сия от корня всех зол, самолюбия.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Севериан Габальский, еп. (†431)

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»

Апостол говорит таким образом, что дух, который в нас, [до ревности] любит и стремится усвоить нас Богу. Он отвращает нас от любви к миру и подает нам [все] большую благодать.

Фрагменты

Экумений (†VIв.)

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»

Иаков показывает это таким образом - прибегая к сокращенному изложению. Он говорит: я учил вас приличествующими словами о правильном и безукоризненном употреблении вашей премудрости, чтоб вы не пользовались ей по надменности, и не повреждали слово учения, и не извращали его.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

5Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? 6Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Или вы думаете, что напрасно
и проч.: одно из затруднительных для понимания и толкования изречений, почему и составилось на него много толкований. Затруднение происходит, во-первых, оттого, что слов – до ревности любит дух и проч., приводимых как изречение Писания, во всем ветхозаветном Писании нет буквально; во-вторых, оттого, что самые эти слова и по грамматическому сложению речи, и по мысли не вполне ясны и допускают много толкований.

Лучшим из всех толкований представляется то, которое слова – до ревности любит дух и проч. не считает цитатою из ветхозаветного Писания, а словами самого апостола, и выражение – говорит Писание (ст. 5) относит к цитате 6-го стиха: Бог гордым противится и проч. То есть апостол, написав обычное при ссылках на слова ветхозаветного Писания – говорит Писание, прежде чем привести самые слова Писания, снова вставляет свое собственное сильное, поясняющее нижеприведенные слова Писания изречение – до ревности любит дух и проч., и после него приводит уже точно самые слова Писания – Бог гордым противится и проч., при повторительной формуле цитации (посему и сказано; ст. 6), так как цитованные слова производятся не вслед за прежней формулой цитации (говорит Писание; ст. 5). Примеры подобных перерывов в цитации ветхозаветных изречений есть: ср. Рим.11:2-3.

Что касается самого смысла изречения: до ревности любит дух и проч., то кажется правильнейшим такой перевод всего этого изречения: «Бог до ревности (сильно, даже до ревности) любит духа, живущего в нас, то есть духа человеческого, которого Он вдохнул в человека (Быт.2:7), но тем большую дает ему благодать, если этот дух человеческий сам сильно стремится к Нему, а не к миру. Посему и сказано – Бог гордым противится и проч.». То есть дух человеческий есть образ и подобие Духа Божественного, или Бога; посему Бог любит его и в падшем его состоянии (по каковой любви Он и определил спасти его чрез Христа). Но падший дух человеческий может стремиться и к Богу, и к миру; если к миру, то он становится и должен стать врагом Богу (ст. 4); если к Богу, то он становится и должен стать врагом миру. Ввиду возможности для духа человеческого прилепиться к миру и стать врагом Богу и представляется человекообразно, что Бог, любящий человеческого духа, как бы ревнует его к миру, любит его не просто, но с ревностию, или до ревности, до ревнивого беспокойства о том, чтобы любимый не прельстился миром и не был увлечен им.

И когда любимый, отвращаясь от мира, сам стремится к Богу, то Бог дает ему тем большую благодать, ущедряет его своею благодатию в воздаяние за его верность в любви к Себе. Посему не напрасно говорит Писание, когда говорит, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Притч.3:34).

Гордые – это те, которые, высокомудрствуя о себе и ища всюду и во всем только удовлетворения своему эгоизму, отдаляются от любви Господней и делаются друзьями мира, в котором только и могут находить удовлетворение своей гордости, а чрез то делаются врагами Богу (ст. 4), почему Он им и противится, не благоволит к ним и отвращается от них.

Смиренные – это те, которые, отвергнув гордость и высокомерие, раскрывают в себе направление нравственное, противоположное эгоизму, и, любовию к Богу стремясь, не ищут дружбы с миром, а потому делаются угодными Богу, почему Он и дает им благодать, или милость Свою, ущедряет их дарами Своей милости, которые ведут их к совершенству, то есть к блаженству. При таком толковании стихи 5-й и 6-й стоят в тесной связи со стихом 4-м, подтверждая словами Писания изреченную в нем истину: дружба с миром есть вражда против Бога, это несомненно, ибо не напрасно говорит Писание, что Бог гордым, то есть друзьям мира, противится, а смиренным, то есть врагам мира, дарует благодать Свою; не напрасно это говорит Писание, тем более что Сам Бог до ревности любит духа человеческого и тем большую дает ему благодать, если он, соответствуя любви к нему Бога, и сам стремится к Нему любовию, становясь врагом мира.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Желая еще более сказать и доказать читателям совершенную несовместимость любви к Богу с любовью к миру, св. Апостол закрепляет высказанную им (ст. 4) мысль двойною ссылкою на свидетельство Священного Писания Ветхого Завета. Но смысл первой цитаты Апостола представляется толкователям крайне затруднительным и неясным, как вследствие того, что приводимых в ст. 5 слов в качестве свидетельства Писания - в буквальном виде - не имеется во всем Ветхом Завете, так и в силу трудности отдельных слов и целого выражения первой цитаты. Несомненно, однако, что оба стиха 5 и 6 должны утверждать или обосновывать мысль Апостола ст. 4 о взаимно исключающем отношении любви к Богу и привязанности к миру, хотя бы каждый стих делал это с одной определенной стороны. В греческом тексте первая цитата читается так: προ­̀ς φθόνον ἐπι­ποθεῖ τὸ πνεῦμα ὃ κατώκησεν ἐν ἡμῖν: к зависти желает дух, иже вселился в нас. Славянское «к зависти желает» неясно; ближе мысль подлинника передает русский перевод: «до ревности любит». Это - о Боге, который ревниво любит дух человека, - тот дух, который Он сам вдохнул в человека (Быт 2:7; Еккл 12:7). Последняя мысль сама собою дается, если вместо принятого чтения κατώκησεν, вселился, обитает, избрать чтение авторитетнейших кодексов (Синайского, Ватиканского, Александрийского и др.): κατώκισεν, поселил, вселил (дух в человека).

Буквально такого места в Ветхом Завете не встречается; приведенная цитата есть как бы свод или обобщение нескольких ветхозаветных мест о Боге - Ревнителе (Исх 6:3-7; Исх 20:5; Втор 5:9; Наум 1:2; Зах 8:2), сотворившем дух человека (Быт 2:7; Еккл 12:7) и ревниво требующем служения человека только Богу (Быт 6:3-7). Но мысль и связь текста с предыдущим и последующим ясна. «Бог, любящий человеческого духа, как бы ревнует его к миру, любит его не просто, но с ревностью или до ревности, до ревнивого беспокойства о том, чтобы любимый не прельстился миром и не был увлечен им. И когда любимый, отвращаясь от мира, сам стремится к Богу, то Бог дает ему тем большую благодать, ущедряет его своею благодатью в воздаяние за верность в любви к себе» (еп. Михаил). Упомянутое (ст. 4) Апостолом омирщение многих христиан дало ему повод говорить о ревнивой любви Божией. Далее, в ст. 6, к одной ветхозаветной цитате он присоединяет другую - из Притч 3:34 по чтению LХХ-ти (с заменою лишь слова Κύριος, словом Θεός), - доказывающую, в сущности, ту же мысль, что христиане, всецело принадлежащие Богу - Ревнителю, в своей деятельности могут быть то врагами Бога, то Его друзьями, почему Бог первым противится (ἀν­τιτάσ­σεται), а последним дает благодать (δίδωσι χάριν). Любящий мир или враги Божии названы у Апостола гордыми, поскольку они не хотят знать Бога и Его благ, ищут лишь мирских благ, всецело полагаясь на собственные силы. Напротив, любящие Бога, друзья Божии названы смиренными: вся их надежда на Бога; ища небесных благ, они полагаются только на милость и благодать Божию, имея самое скромное, смиренное понятие о себе. Поэтому и Бог щедро дарует им содействие благодати.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Возвращаясь к своей мысли о начале зла в пожеланиях злых, Апостол приводит на память изречение Писания о том, что люди еще со времен допотопных помышляют постоянно о зле (Быт.6:6) [Выражение Славянского текста 5-го стиха: «к зависти желает дух» более близко к истинному смыслу, нежели слова Русского перевода; но зато в Русском переводе ближе к истинному смыслу последние слова: «живущий в нас»]. Сказавши о склонности людской ко греху, Апостол, чтобы не оставить христиан при мысли о бессилии в делании добра, говорит далее о том, что в помощи нам дается божественная благодать. Но если люди, несмотря на все множество божественных даров (т. е. творения и возрождения), будут противиться Богу, то и Он станет против них: тогда как, напротив, смиренным Он дает благодать, сравн.(Ин.1:17).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible