Скрыть
Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не про́сите.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите

Вы просите и не получаете потому, что просите плохо, чтобы употребить для вожделений ваших. Иаков уже говорил выше, что его собеседники не просят, но никогда не говорил, что они просят плохо, ведь просящий плохо на самом деле не просит ничего. Плохо просит тот, кто, пренебрегая Господними заповедями, требует от Него вечных благ; плохо просит и тот, кто, забыв о любви, только стремится получить наименьшие из небесных благ, и не ради поддержания слабости человеческого естества, но к еще большей распущенности.

О семи Кафолических посланиях


Вы ссоритесь и воюете, говорит апостол, за временную славу, и не можете её получить из-за того, что не сочли нужным просить Господа даровать вам спасение. Если бы вы просили Его с благочестивым намерением, Он даровал бы вам всё необходимое и полезное для временной земной жизни, и небесные блага для вечного наслаждения.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Желаете, и не имате; убиваете и завидите, и не можете улучити; сваряетеся и берете, и не имате, зане не просите. - Здесь убеждает через положение и отрицание. Впрочем, положение умолчано как неприличное. Неприличие в том, что подразумеваемое в положении составляет разжжение похоти, ибо похоть оканчивается исполнением чувственного удовольствия. Убийство и зависть, препирательство и вражда - не добрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде, ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. А мне кажется, что убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и возникает вражда против благочестия. Так и далее (ст. 4) назвал прелюбодеями и прелюбодейцами не тех, конечно, которые таковы на самом деле, но тех, которые грешат против Божественных заповедей, примешивая к ним свои вымыслы, ибо никто не стал бы терпеть учителя блудника, хотя бы сам был грязнее свиньи. Так и о убийствах и войнах говорит не о телесных, но о душевных.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Ст. 2-3 Желаете, и не имате; убиваете и завидите, и не можете улучити; сваряетеся и борете, и не имате, зане не просите; просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждевете[46]

Во всём в этом, говорит, страждете братья мои христиане, и не можете насладиться теми благами, которых желаете, потому что не просите их, чтобы дал вам Бог, Который имеет в руках Своих серебро и золото, и всякое благо, как написано «Мое сребро и Мое злато, глаголет Господь Вседержитель» (Агг. 2:8), но вы просите, чтобы иметь это самостоятельно, как властители с завистью, с убийствами, с враждами, и распрями. Но если и просите сие от Бога, опять не получаете, потому что если получите, то начнёте употреблять это для злых ваших хотений и пожеланий. И таким образом будете ради этого, подвержены ещё большим мукам. Господь же Всеблаг и Благоутробен Сый, не подаёт вам эти неподобающие прошения, которые просите, промышляя о вашем спасении, и скорбя, да не подпадёте мучениям. Потому что, Он дал вам такую заповедь, чтобы искали первее Царства Божия и правды его, а все сии земные блага, дадутся вам даром и без того чтобы просить их: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Матф. 6:33). И не только телесные блага, не даёт вам Бог, если даяние это приведёт к повреждению вашей души, но и премудрость и ведение, говорит святой Феофилакт, если просит кто, от Бога, для сластолюбия и гордости, то не получит, потому что, просит на зло и для своей погибели. Бог же не податель зла, и не причина погибели человека, но податель благ и причина человеческого спасения.

[46] Отмечаем, что это изречение «просите, и не приемлете, зане зле просите» приводит Ареопагит Дионисий, в восьмой и последней главе, церковной иерархии, что подтверждает подлинность сего послания божественного Иакова. Его же приводит и великое светило, Александрийский Кирилл: «Просите и не получаете, потому что зло просите, чтобы в удовольствиях ваших расточать». Для просящих вышней благодати не на совершение добродетели, но для наслаждения плотскими удовольствиями и мирскими похотями Бог как бы замыкает Свое ухо и совсем ничего не подает, ибо как мог бы давать кому-либо то, что Он должен отвращать и отвергать ради присущей этому мерзости? Источник всякой сладости, как мог бы источать Он горькую воду?» (Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, гл. 1).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Экумений (†VIв.)

Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите

Иаков располагает [желания и распри] в последовательности, возрастающей [в зависимости] от непотребства [деяния]. Ведь созерцаемое на своем месте через разжигание удовольствий становится непотребством. Или же похоть в совершении удовольствий совершает злое, а именно, убийство, и ревность, и брани, и войны. Поэтому и не достигают того, ради чего стараются. Надлежит же знать, что он говорит не о телесном убийстве и войне. Ведь это тяжелое [преступление], и так надлежит думать о разбойниках, а не о верующих в меру сил и приходящих к Господу. Но, как мне кажется, убийцами он называет тех, кто убивает свою душу дерзкими устремлениями, через которые происходит война против благочестия.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

2Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не прόсите. 3Прόсите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Желаете – и не имеете и проч.: живое и наглядное изображение этой беспорядочной внутренней и взаимной борьбы, вражды и распрей, в постепенном усилении вожделений. Желаете: слово употребляется здесь в худом смысле, указывающем на вожделения (ст. 1); предметы желания, или вожделения (чего?), не указываются, но само собою разумеется, что это предметы не нравственные, ибо вожделения, производящие вражды и распри (ст. 1) не могут относиться к предметам нравственным. И не имеете: эти вожделения не получат удовлетворения; жажда их остается неудовлетворенной, это – наказание нечистой страсти от самой себя.

Убиваете и завидуете: вследствие неудовлетворения пожеланий, или вожделений, страсть усиливается, или разгорается, и обнаруживается в более резких проявлениях – в убийстве и ревности или зависти. Так как здесь изображаются не внешние действия, а внутреннее раздражение страсти: то слόва убиваете не следует понимать здесь в собственном тесном смысле телесного убийства, а – по сопоставлению с следующим словом: завидуете (ср.1Ин.3:15), в смысле ненависти к ближнему, делающей ему всякое зло и производящей тем нравственное убийство (ср. Мф.5:21-22 и прим.). Зависть (или ревность, ср. Иак.3:14) поставляются здесь наряду с убийством, как страсть, влекущая человека делать всевозможное зло ближнему, составляющему предмет зависти и, следовательно, также страсть братоубийственная.– «Надобно знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде, ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Мне кажется, что убийцами называет тех, которые убивают души свои предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия. Так и далее (ст. 4) назвал прелюбодеяния и прелюбодейцами не тех, конечно, которые таковы на самом деле, но тех, которые грешат против божественных заповедей, примешивая к ним свои вымыслы. Ибо никто не стал бы терпеть учителя блудника, хотя бы сам был грязнее свиней. Так и об убийствах и о войнах говорит не о телесных, а о духовных» (Феофилакт).

И не можете достигнуть: то есть того, из-за чего убиваете и завидуете; страсть опять наказывает сама себя и еще более усиливается и разгорается, проявляясь уже в более ясных и прямых внешних действиях, препираетесь и враждуете. В этих словах – ответ на вопрос, откуда у вас вражды и распри (ст. 1); апостол ясно начертал путь, как происходят эти вражды и распри от вожделений, воюющих в членах (ст. 1). И не имеете: того, из-за чего все это происходит; страсти, или вожделения, борются, воюют и бесчинствуют, но внутреннего удовлетворения не получают и не умиротворяются; это внутренний нравственный закон, по которому страсти наказываются сами собою.

Потому что не просите, то есть в молитве: это не значит, что молитва об удовлетворении братоубийственных страстей могла бы быть услышана Богом и исполнена Им (что противно понятию об истинной молитве). Апостол сим выражением указывает, что самым сильным и решительным средством к умиротворению страстей и, следовательно, к прекращению вражды и распрей могла бы быть молитва, общая молитва всех за всех, но таковой молитвы нет у тех, к кому обращена здесь речь.

Прόсите, и не получаете и проч.: то есть если вы и обращаетесь с молитвою к Богу, то молитва ваша остается тщетною, вы не получаете просимого в молитве, потому что прόсите не на добро; предмет вашей молитвы относится не к тому, что могло бы принести вам доброе, например уничтожить причины вашей вражды и распрей, а к тому, что относится к удовлетворению ваших вожделений (ст. 1), производящих эти вражды и распри. И так как этот предмет нечистый, недостойный ни Бога, к Которому возносятся такие молитвы, ни христианина молящегося, то молитвы таковые остаются бесплодными, потому что не могут быть услышаны и исполнены Богом: просите, и не получаете. Так всякая молитва христианина о предметах нечистых, относящихся к удовлетворению страстей, остается тщетною, ибо исполнение ее вредно было бы для самого молящегося, хотя он этого, может быть, и не понимает, когда молится. – «Даже и тот, кто просит знания божественного или другого какого-нибудь дара духовного, но просит для своих вожделений, не получит, потому что просит худо и на погибель себе» (Феофилакт).
 

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений

Дается наглядная картина беспорядочной взаимной борьбы в обществе читателей послания. Желания и стремления их, обычно не имеющие нравственного характера, не получают удовлетворения. Оттого страсти их еще более разгораются и побуждают к резким, насильственным действиям ревности и убийств, «убийство и зависть, препирательство, недобрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия» (блаж. Феофил).

Печальным, но неизбежным следствием настроения христиан - немиролюбивого и плотского является бездеятельность, бесплодность их молитвы: «если молитвы о земных благах не исполняются Богом, то причина этого не иная, как та, что молитвы в данном случае злые, так как блага испрашиваются не для того, для чего они должны бы испрашиваться: они испрашиваются с той злой целью, чтобы израсходовать, издержать (dapanan) их к удовлетворению своих похотей и страстей» (еп. Георгий). Такое настроение читателей послания свидетельствует об исключительной привязанности к миру с забвением о Боге, и потому Апостол далее (ст. 4 след.) обличает измену Богу со стороны читателей.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не про́сите. Про́сите, и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Сказавши перед сим о необходимости соблюдения мира, Апостол Иаков теперь входит в суждение о причинах, нарушающих мир христиан, к которым он пишет. Уже прежде Апостол Иаков говорил о злых пожеланиях, как исходящих от личных искушений (Иак.1:14); здесь же он выясняет, что отсюда же исходят и грехи против ближних: зависть, вражда, ссора, драки и убийство. От злобы же происходит и безуспешность молитв, состоящих по преимуществу в прошениях благ земных, а не высших духовных, которыми христианин должен быть особенно проникнут всецело, и о которых потому он должен молиться более всего.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible